Источники, субъекты и движущие силы исторического процесса. Роль личности в истории
Когда мы обращаемся к социальному развитию, закономерно встает вопрос: что движет им? кто субъекты этого развития?
Источниками исторического процесса являются результаты взаимодействия трех независимых друг от друга миров:
во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека;
во-вторых, это мир бытия «второй природы»;
в-третьих, это мир человеческой субъективности.
Таким образом, источниками исторического процесса являются:
1) природные и климатические условия, которые влияют на политическое устройство общества;
2) процесс разделения труда и развитие техники;
3) морально-религиозное, духовное развитие и совершенствование общества.
Человеческое общество – это высокоорганизованная, самоуправляемая система, по сложности, превосходящая любую самоорганизованную систему в природе. Характерная ее особенность состоит в том, что ее развитие осуществляется через деятельность людей, преследующих свои цели. Следовательно, участниками исторического процесса являются все люди. Однако, субъектами они становятся лишь в той мере и тогда, когда действуют сознательно, т. е. осознают:
а) свое место в историческом процессе;
б) социальное значение своей деятельности;
в) направленность исторического процесса.
Таким образом, субъектами исторического процесса могут выступать: политические партии, классы, нации, народности, отдельные личности, элитарные группы и т. д., включая народы и человечество вцелом, которые четко осознают свое место и роль в истории.
Движущие силы исторического процесса, т. е причины развития истории включают в себя:
а) объективные факторы;
б) субъективные факторы.
Объективные факторы:
1) природные и климатические условия жизни общества;
2) состояние материального производства;
3) существующая социальная структура общества;
4) потребности людей в обеспечении необходимых условиий жизни и интересы, которые являются главным побудителем человеческой деятельности.
Потребности (нужда в чем-либо)могут быть:
а) естественные (биологические);
б) социальные (созданные обществом).
Интересы (отношение человека к самой потребности) могут быть:
а) личные;
б) групповые;
в) общественные.
Перед субъектами исторического процесса всегда стоит проблема- осознать свои интересы. Если они осознаются, то субъект создает свой мысленный план действий, направленный на их удовлетворение. В этом плане он ставит цель, выбирает необходимые средства и предпринимает действия по достижению цели. При достижении поставленной цели, возникают другие потребности. И так до бесконечности. На этой основе сформулирован закон возвышения потребностей.
5) общественные противоречия, которые всегда являются постоянно действующей движущей силой и источником общественного развития (важнейшее противоречие между потребностями и их удовлетворениями).
Субъективные факторы:
а) сознание, духовный мир людей;
б) умение и навыки к производительной деятельности;
в) социальный опыт;
г) уровень культуры;
д) организаторские, волевые качества;
ж) организованность в действиях людей.
Таким образом, субъективные факторы – это разного рода способности людей, своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни. Объективные и субъективные факторы исторического процесса активно между собой взаимодействуют. Как только люди осознают объективные обстоятельства своей жизни, свои потребности и оптимальные способы их удовлетворения, они действует уже не стихийно, а сознательно. Чтобы удовлетворять возрастающие материальные и духовные потребности людей (членов общества), необходимо постоянно расширять общественное производство материальных благ и духовных ценностей, что ведет к постоянному и прогрессивному, непрерывному развитию общества.
Вместе с этим, возникает вопрос: а есть ли решающая сила общественного развития? Да. Такой силой является народ.
Роль народных масс в истории:
во-первых, это решающая сила исторического процесса; народ является творцом истории. Именно его деятельность является определяющей силой в изменениях общества;
во-вторых, эта сила исторически развивается и возрастает, так как в ходе истории все более широкий круг общественных явлений, преобразований осуществляется народными массами.
Однако, общество не однородно. Внутри него функционируют классы, нации, всевозможные коллективы и другие социальные общности. Каждая социальная общность объединяется каким-то объективным общим интересом. Интерес той или иной общности - это не только общее мнение, общая позиция, но это и общее действие. Этот интерес реально существует, функционирует в обществе именно через социальное действие, социальную активность. Следовательно, социальные общности являются объединениями людей, руководствующихся программой деятельности для реализации ее в жизнь. Поэтому они являются важными движущими силами общественной жизни.
В обществе, основанно на частной собственности, борьба социальных групп, общностей, классов, народностей носит объективный характер, так как является отражением объективных экономических, социальных противоречий классов, их интересов.
Формы классовой борьбы:
а) экономическая - борьба за улучшение своего существования в пределах данного строя;
б) политическая – борьба по вопросам государственного устройства и государственной власти;
в) идеологическая – борьба против взглядов и теорий, распространяемых противоположным классом, т. е. идеологии.
Роль классовой борьбы тесно связана с ролью народных масс в истории. Ведь народ, начиная с рабовладельческой формации, состоит из классов и роль соответствующих классов в истории это и есть не что иное, как определенное выражение развития роли народных масс.
Роль личности в истории.
Проблема роли личности в истории имеет два аспекта, связанных со смысловым содержанием термина «личность»:
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;
2) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.
Первый аспект - каждый индивид есть личность, активно действует в обществе и выступает как его движущая сила. Именно в личностях, их действиях находит свое воплощение роль народных масс, классов и др. социальных общностей в истории.
Второй аспект - роль исторической личности, вписавшей свое имя в те или иные периоды истории народа или человечества.
Первый аспект понимает личность как субъекта исторического процесса. Ведь народ, класс, нация сами по себе не действуют. Никакой борьбы нет и не может быть вне конкретных действий, поступков отдельных личностей. Именно от личности, от ее действий, конкретных поступков зависит неповторимость общественной жизни. Поэтому роль личности в качестве движущей силы истории всеобща и абсолютна. Движущей силой истории является каждая личность. Следовательно, каждая конкретная личность является творцом истории, ее действительной движущей силой.
Одновременно, каждая личность есть носитель индивидуальных, присущих только ей качеств. Отсюда второй аспект рассмотрения ее роли.
В понимании данного вопроса сформировались два подхода:
1) личность в истории играет главенствующую роль;
2) личность в историческом процессе никакой роли не играет, поскольку деятельность личности зависит от объективных условий, и изменить ход событий во всемирно-историческом масштабе не дано.
Истина, как всегда, посередине.
Роль личности «великого человека», по мнению Г. В. Плеханова, проявляется в том, что он «видит дальше других и хочет сильнее других». Таким образом, можно сделать вывод, что личность действительно не может изменить ход истории во всемирно-историческом масштабе, нарушить общую логику, но в реальной истории отдельных стран и народов личность играет чрезвычайно важную роль.
Роль исторической личности есть результат двух слагаемых:
во-первых, социальных условий, общественных потребностей;
во-вторых, индивидуальных качеств конкретной личности.
Решающее значение принадлежит социальным условиям. Различные социальные обстоятельства (революция, война, и т д )требуют различных личностей, обладающих определенными качествами (качества политика, полководца и т. п.).
Выдающаяся личность формируется как своеобразное сочетание:
а) общественной потребности;
б) воспитание выдающихся качеств, т. е. она, с одной стороны, аккумулирует в себе социальную энергию тех сил, которые она представляет, а с другой стороны, соединяя эту энергию со своими качествами, придает ей мощный дополнительный импульс.
Таким образом, роль исторической личности сводится к следующему:
1) она оптимальным образом выражает интересы определенных социальных сил;
2) она сама, являясь неповторимой индивидуальностью накладывает своей отпечаток на ход истории.