Концепции человека в истории философии
Философская антропология – философское учение о человеке (философия человека) издревле (начиная с древневосточной и античной философии) занимала умы мыслителей. Это обусловлено тем, что человек есть чудо мироздания. Именно в нем совмещаются два противоположных начала: «душа» и «тело», дух и материя. Именно он, не только познает мир как сущее, стремясь понять его внутреннюю логику, но и пытается понять смысл собственного существования.
И. Кант, занимаясь философией, пришел к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить:
· что я могу знать?
· на что я могу надеяться?
· что я должен делать?
Все они покрываются одним: что такое человек? А французский философов, биолог, палеонтолог и антрополог П. Тейяр де Шарден утверждает, что человек является «осью и вершиной эволюции» и «расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться».
Философская антропология – наука о сущности и сущностной структуре человека, его основных отношениях к:
· природе;
· обществу;
· самому себе;
· о его происхождении;
· социальных и метафизических основаниях существования;
· о законах своего бытия.
Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микрокосм. Человеческое (духовное) и природное то и дело отождествлялось. Но начиная с Сократа, человек понимается как комбинация души и тела.
Человек имеет:
· тело (дом для души);
· душу (состоит из разума и нравственности).
Задача человека – всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины.
Демокрит – представитель материалистического монизма в учении о человеке, в противовес Сократу, утверждал, что человек – часть природы и, как вся природа, состоит из атомов. Душа также состоит из атомов. Вместе со смертью тела наступает смерть души.
Платон, ученик Сократа, стоял на позиции антропологического дуализма души и тела:
- душа – есть субстанция, которая делает человека человеком;
- тело - враждебная душе материя;
- душа тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна;
- тело смертно; в этом единстве и борьбе души и тела состоит вечный трагизм человеческого существования, т. к.
а) телесность ставит человека в животный мир, а
б) душа возвышает его над миром.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) настаивает на единстве души и тела. Одновременно он:
1) отмечает социальную природу человека, отличающую его от животного. Человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое;
2) подчеркивает разумность человека «человек и есть в первую очередь ум». Таким образом, социальность и разумность – две основные характеристики человека. (человек, по Аристотелю, - это общественное животное, наделенное разумом);
3) подходит вплотную к формированию положения о деятельностной сущности человека;
4) в плане соотношения общества и личности примыкает к методологическому коллективизму и выступает за экономический индивидуализм.
Итак, природа человека двойственна, она состоит из двух частей – души и тела.
В философии Средневековья человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиции не разума, а сердца. Человек представляет собой великую троицу—разума сердца и воли. Это три составляющих его внутреннего мира. Но главное размежевание проходит не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком».
В социальном плане человек—пассивный участник божественного порядка, существо ничтожное по отношению к Богу.
Главная задача для человека – приобщиться к Богу, обрести спасение в день Страшного суда.
Августин Блаженный в учении о человеке многое берет от Платона.
1. Человек—это противоположность души и тела, которые являются независимыми. Человек - разумная душа, которая пользуется земным телом.
2. Человек—свободная личность, связанная с Богом. Свобода её состоит в выборе между добром и злом. Зло коренится в человеческой природе, а Бог—творец гармонии, добра, благодати, любви.
3. Личность несет ответственность за свои поступки. Любой человек—личность ( даже ребенок впервые понимается как личность)
Фома Аквинский использует философию Аристотеля для обоснования своего учения о человеке.
1. Человек –это промежуточное существо между животными и ангелами.
2. Душа и тело едины, Душа является «двигателем» тела, определяющим сущность человека.
3. Человек есть личностное единство души и тела.
Философия эпохи Возрождения.
Ставит человека на земную основу, она отмечает естественное стремление человека к добру, счастью и гармонии. Единство души и тела – это преимущество человека перед другими существами.
Философия проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленными эстетическими достоинствами.
Пико делла Мирандола утверждает, что:
1) человек занимает центральное место в мироздании, т. к. он причастен всему земному и небесному;
2) человек—сам творец своего счастья или несчастья, это обусловлено свободой выбора и творческими способностями.
Философская антропология Нового времени формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры (гуманизма).
Т. Гоббс (1588-1679) противопоставляет человека и общество. В противоположность Аристотелю, утверждает, что человек—существо не общественное. Напротив, «человек человеку—волк», а «война всех против всех» является естественным состоянием общества. Глубинная основа такого состояния—всеобщая конкуренция между людьми в условиях новых экономических отношений.
Р. Декарт (1596—1650)—основатель рационализма, считает, что человек состоит из двух разнокачественных субстанций—души и тела. Тело и душа не имеют ничего общего. Тело простирается, а душа мыслит. Специфика человека усматривается в разуме и мышлении. Человек—это разумное существо.
Для французских материалистов XVIII века характерны:
1) механистический взгляд на человека: человек—машина.
Ж. Ламетри (1709—1751) утверждает, что существует лишь единая материальная субстанция, а человеческий организм—это самостоятельно заводящаяся система, подобная часовому механизму;
2) человек, как продукт природы, абсолютно детерминированный её законами.
П. Гольбах (1723—1789) подчеркивает, что человек не может даже в мыслях выйти из природы.
Немецкая классическая философия о человеке.
И. Кант (1724—1804 гг.) отстаивает точку зрения, что:
1) человек двойственен и одновременно есть «самый главный предмет в мире»;
2) он принадлежит двум мирам: с одной стороны - природной необходимости, а с другой—нравственной свободе и абсолютным ценностям. Главная роль отводится нравственной деятельности человека;
3) человек «свободно действующее существо делает или должен делать из себя самого себя». При этом, исходный принцип поведения человека—категорический императив—формальное внутреннее повеление, требование, основанное на том, что каждая личность является самоцелью и самодостаточна, не должна рассматриваться ни в коем случае как средство достижения даже очень благих целей;
4) основное отличие человека от других существ—самосознание;
5) у человека есть сознательное и бессознательное—«темные представления, не контролируемые разумом.
Г. Гегель (1770—1831) утверждал, что человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.
1) Отличие человека от животного заключается прежде всего в мышлении, которое сообщает всему человечеству его человечность.
2) Личность, в отличие от индивида, начинается только с осознания человеком себя как существа «бесконечного, всеобщего и свободного».
Л. Фейербах (1804-1872), понимает человека в первую очередь:
1) как часть природы, существо чувственно—телесное;
2) абстрактно, таким образом, человек оказывается изолированным от реальных социальных связей и деятельности.
К. Маркс (1818—1883) считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности.
В Русской философии проблема человека решается в двух основных направлениях:
а) материалистической;
б) теологической.
Материалистическое (Белинский, Герцен, Чернышевский, Антонович и др.) - утверждает что:
а) человек вышел из животного сна, благодаря разуму;
б) формирование личности происходит при взаимодействии с социальной средой. Личность «создается средой и событиями, но и события осуществляются личностями и носят на себе их печать; налицо взаимодействие».
Теологическое (Федоров, Вл. Соловьев, Бердяев, Флоренский и др.) - подчеркивает, что человек одновременно является:
а) божеством и ничтожеством;
б) микрокосмом и микротеосом; так как человек раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог проявляется в человеке.
Анализируя и объединяя особенности понимания человека в различные исторические периоды Макс Шелер (1874—1928), немецкий философ, полагал, что множество концепций можно свести к пяти идеям:
первая - основанная на религиозной вере: сотворение человека Богом, его грехопадении и спасении Иисусом Христом (Богочеловеком), о бессмертии души, воскресение плоти, страшном суде и т. д. Эта идея более могущественная, чем даже научные концепции. Умом многие уже не верят, но чувствами, эмоциями еще часто возвращаются к ней;
вторая - изобретение греков –homo sapiens—человеческому роду присуще специфическое деятельное начало—разум. Благодаря разуму человек может познать сущее, мир и самого себя. Разум есть частичная функция Божественного, которое снова и снова порождает мир и порядок в нем;
третья - вообще отрицает особую специфическую способность человека к разуму. Человеческий дух есть дальнейшее развитие высших психических способностей, которые уже отмечаются у высокоорганизованных животных. Человек есть особый вид животного и, в первую очередь, не разумное существо, а определяемое влечениями;
четвертая - утверждает, что тысячелетняя история человека есть путь не развития, а упадка. Человек хуже всех животных приспособлен к окружающему миру. Он являет собой не только тупик развития, но и тупик жизни вообще. Практически вся энергия потребляется разумом, потому что он лишен инстинктов и не знает, что ему делать. Из-за своей биологической слабости и бессилия он создал цивилизацию, государство, право, производство и т. д.
Дух—это демон, паразит, внедряющийся в жизнь и в душу, чтобы подорвать их. Человеческая история есть процесс вымирания заведомо обреченного на смерть вида, уже рожденного обреченным;
пятая - атеистическая антропология утверждает, что Богу нельзя существовать во имя ответственности, свободы, предназначения и самого смысла бытия человека. Человек остается величайшей тайной для самого себя. Уже один его образ не совпадает с его сущностью. Бог или природа сотворили человека, но при этом не дали ему ни определенного места, ни особого наследия. Человек может делать то, что хочет, быть тем, кем хочет по своему выбору, в отличие от любого другого существа, он сам оказывается для себя и мастером и строителем. Он может опуститься на нижнюю ступеньку животного мира, но может подняться до вершин духовного творчества. В нем заложен зародыш к любой деятельности.
Подводя итог и обобщив разноречивые сведения о человеке можно сказать что:
во-первых, человек уникален и универсален. Он венец природы, которому нет равных; обладает уникальными способностями. Ему ничто не чуждо—ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность;
во-вторых, человек — это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир символизируется в различных формах его деятельности: в игре, в труде, в художественном творчестве. Поэтому он оказывается существом специальным;
в-третьих, человек есть единое единство, состоящее из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический—все это объединено в каждой конкретной личности;
в-четвертых, человек—существо историческое и стремится внедриться в будущее. Человек обеспокоен своим будущим, его везде ожидают кризисы, он сам есть существо кризисное;
в-пятых, человеку свойственно держать ответственность перед самим собой. Понимая это, он ищет выход из сложившейся ситуации.
Таким образом, многообразие человека предопределяет и многообразие проблем.