Концепция Л. Н. Гумилева
Лев Николаевич Гумилев (1912-1992), этнолог, географ, историк, философ, автор концепции этногенеза как составной части социогенеза (происхождения отдельных народов, этносов).
Ее суть сводится к следующему:
во-первых, этнос (гр. ethnos - народ) – это сложная система, связанная, с одной стороны, с биосферой, в рамках которой люди осуществляют свою жизнедеятельность, а с другой – с обществом, в котором они вступают в определенные взаимоотношения для реализации своих потребностей;
во-вторых, возникновение этносов связывается с механизмом мутации (этнического толчка) – внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под действием внешних условий (природных, географических и биологических факторов), в определенном месте и в определенное время;
в-третьих, в результате «этнического толчка» образуется новый этнос, с присущим ему особым генетическим признаком – пассионарности;
в-четвертых, пассионарность (лат. passio - страсть) – это появление внутри сообщества некоторого количества людей с избыточной энергией, у которых проявляется необоримое стремление к изменению природного или социального окружения, даже наперекор чувству самосохранения. «Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками… они … вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новый этнос…»;
в-пятых, однако, пассионарный заряд энергии вследствие соперничества, междуусобиц, кровопролитий уменьшается «рассеивается» и кристаллизуется в памятниках культуры. Расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, общество находится в фазе «надлома»;
в-шестых, теряя былую пассионарность общество приходит в состояние видимого равновесия, живя по инерции, на основе приобретенных ценностей. Инерционную фазу характеризует образование больших государств, накопление материальных благ;
в-седьмых, вследствие утраты пассионарности, ведущее место в обществе занимают люди с пониженной пассионарностью, которые вялы, эгоистичны и стремятся уничтожить любую активность. Общество проедает и пропивает все созданное в героические времена. Наступает фаза обскурации (лат. obscurantis - затемняющий), при которой процессы распада становятся необратимыми;
в-восьмых, затем наступает мемориальная фаза, когда этнос сохраняет лишь память о своем прошлом. Затем исчезает и память, приходит фаза равновесия с природой, когда люди живут лишь поддерживая налаженное предками хозяйство, предпочитая «великим замыслам обывательский покой».
Время существования этноса примерно 1500 лет.
По мнению Л. Н. Гумилева, возникновение человека (антропогенез) возможно так же связано с пассионарным толчком, а преемственность в истории отсутствует.
Подытоживая, необходимо отметить, что формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории – это осмысление жизни общества по разным логическим основаниям.
1. При формационном подходе история – это объективный, независимый от сознания и воли людей результат их деятельности. При цивилизационном подходе история – это процесс жизнедеятельности людей, наделенных сознанием и волей, ориентированных на определенные ценности, специфические для данного общества.
2. Формационная теория выявляет глубинные, сущностные основания периодизации истории.
Цивилизационная – описывает те формы, в которых история представляется исследователю.
3. Формационный анализ – раскрывает движение человечества от низших (простых) ступеней или форм развития до все более сложных (развитых).
Цивилизационный – исследует уникальные, неповторимые образования (цивилизации), сосуществующие в историческом пространстве и времени.
4. Формационная теория – это, в основном, социально-экономический срез истории. Отправной пункт исследования истории – способ материального производства.
Цивилизационная – отдает предпочтение культурологическому фактору. Исходный пункт исследования – культура (в узком значении слова): традиции, обычаи, обряды, т. е. жизнь сама по себе.
5. При формационном подходе акцент делается на внутренние факторы развития, саморазвитие. Основное внимание уделяется борьбе противоположностей.
При цивилизационном – исследуется преимущественно то, что объединяет людей в данное сообщество.
Следовательно, это две различные системы классификации общественной жизни, которые дополняют друг друга.