Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура
Перед человеком стоят не только вопросы, связанные с решением повседневных практических задач: житейских, производственных и т. п. Он пытается найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие: что представляет собой окружающий мир, каково место и предназначение в этом мире человека? Что лежит в основе всего существующего – материальное или духовное начало? Подчинен ли мир каким-либо законам или в нем господствует хаос? Может ли человек познать окружающий мир и что представляет собой это познание? В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность? Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах, которые называются мировоззренческими.
Размышляя над ними, человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в Бога или же на знания, добытые наукой к настоящему времени. Другими словами, эти размышления зависят от типа мировоззрения.
Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.
Мировоззрение всегда являет собой «сплав» разнообразных составляющих компонентов. И как в сплаве различные сочетания составляющих, их пропорции дают разный металл, так что-то похожее происходит и с мировоззрением.
В структуру мировоззрения входят и играют в нем важную роль,
во-первых, обобщенные знания.
Они состоят из:
а) повседневных, или жизненно-практических;
б) профессиональных;
в) научных.
Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезный фундамент получает соответствующее мировоззрение.
Во-вторых, вся система ценностей (представления о добре и зле, что хорошо, а что плохо, что получает одобрение или осуждение).
В-третьих, формы и нормы поведения.
Значимость последнего компонента – поведения – обусловлена тем, что без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Именно через поведение человека, его мировоззрение находит свою реализацию. Ведь неслучайно о человеке судят не по тому, что он говорит, а по тому, что делает.
В структуре мировоззрения от глубины отражения действительности выделяют следующие уровни:
1) миросозерцание – фиксируются лишь внешние проявления бытия;
2) миропредставление – здесь создается уже цельная картина мира, но чувства и рассудок еще преобладают над разумом;
3) миропонимание – это самый глубокий уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.