Нравственные (этические) ценности
Нравственность в системе ценностей занимает особое место:
во-первых, нравственные ценности регулируют взаимоотношения в обществе;
во-вторых, они применяются в качестве оценочных критериев во всех областях человеческой деятельности.
Становление моральных представлений, норм, принципов, традиций, ставших первоначально единственным регулятором человеческих отношений – длительный, сложный и противоречивый процесс. Нравственные представления человека, формировавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как Добро, Зло, Справедливость, Совесть, Долг, Счастье, Любовь и др.
Специальный раздел философского знания – этика – обобщила формирование нравственности.
Еще в античности, Аристотель, определил место этики, назвав ее практической наукой. Этическая проблематика активно разрабатывалась стоиками. Исследуя категории добра и зла, они утверждали, что добро есть нечто объективно существующее, тогда как зло – это результат субъективной оценки человека.
Назначение зла – укреплять дух и жизнестойкость, потому что, преодолевая зло человек, становится крепче.
Этика средневековья связывает Добро и Зло с моральным выбором, проявлением свободной воли, которая в свою очередь соотносится с разумом и Божественной благодатью.
В эпоху Просвещения Зло ассоциировалось с несправедливостью, социальным неравенством, несовершенством государственного устройства. Особенно всесторонне исследует мораль И. Кант. Он утверждает, что моральное чувство – это врожденное качество, как и совесть. Центральное место в этической системе Канта занимает категория долга. Долг всех людей друг перед другом: люби ближнего своего как самого себя. Каждый человек должен ''благотворить, т. е. по мере возможности помогать людям и содействовать их счастью, не надеясь получить за это какое –либо вознаграждение ''.
Человеческая жизнь постоянно связана с насилием. Практически стал традиционным (особенно в последнее время) способ решения любых проблем с позиции силы. Это подкрепляется и крылатыми выражениями: «у сильного всегда бессильный виноват», «тот прав у кого больше прав», «победителей не судят» и др. В ответ на насилие, которое возведено в принцип и творит беззаконие, возникла концепция ненасилия. Идеалом этики ненасилия выступает принцип человеколюбия. Его суть – обоснование принципов и методов, исключающих применение силы, насилия над личностью при решении любых конфликтов. Эта идея восходит к Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Эту форму действий трудно осознать и принять. Еще труднее ее выполнить. В Нагорной проповеди непротивление Злу рассматривается как проявление морального совершенства над лицом, применившим силу. Принципы этики ненасилия разрабатывал Л. Н. Толстой. Смысл его позиции сводится к тому, что насилие ничего не создает, а только разрушает. Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни себя, ни других. Поэтому Л. Толстой делает вывод, что насилие по своей сути бессильно, бесплодно, разрушительно и антигуманно.
А как принять умом заповедь ''любите врагов ваших ''?
Мыслители с мировым именем: М. Л. Кинг, М. Ганди, А. Швейцер утверждают, что только умение прощать, развязывает узел неразрешимых проблем. А. Швейцер настаивал на том, что никого ни за что не следует осуждать, отсюда и не будет и необходимости прощать. Он проповедовал этику благоговения перед жизнью в любой форме. Для истинно нравственного человека всякая жизнь священна, даже та, которая с нашей, человеческой точки зрения кажется нижестоящей. Альберт Швейцер прожил девяносто лет (ушел в середине 60-х гг. XX в.) и две трети ее отдал реализации своей этической системы, суть которой кратко выражена его же словами: «Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами».