Основные течения и видные мыслители русской философии
Западничество – течение в России, ориентировавшее ее развитие на западноевропейскую цивилизацию. Видными мыслителями этого движения являлись А. И. Герцен, Н. П. Огарев, К. Д. Каверин, а позднее – В. Г. Белинский, И. С. Тургенев, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин и др..
Суть течения.
1. Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по «западному», т. е. буржуазному пути.
2. В основном – материалисты:
а) природа существует независимо от человека, она есть единство многообразного;
б) мышление отражает бытие;
в) диалектика есть основной метод научного познания и способ мышления;
г) человек есть часть и венец природы и подчинен ее законам;
д) сознание человека «не вне природы, а есть разумение о себе»;
е) личность характеризуется разумом и нравственно-свободным деянием, создается социальной средой и событиями;
ж) человек есть не только венец природы, но и «вершина исторического мира».
Славянофильство – течение, обосновывающее особый путь исторического развития России. Видными представителями являлись А. С. Хомяков, П. В. Киреевский, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин и др..
Они обосновывали, пропагандировали, отстаивали:
во-первых, самобытность русской истории;
во-вторых, национальную исключительность, которая максимально сможет проявиться и развиться только при монархии;
в-третьих, противопоставляя русскую и европейскую культуру, они доказывали необходимость для России следовать своим самобытном путем.
Лучше всего представление об этом течении дает философия Алексея Степановича Хомякова (1804-1860),который был главным идейным вдохновителем всей группы.
Суть взглядов.
1. Отмечал отрицательное влияния Запада и реформ Петра I на русскую жизнь.
2. Отстаивал необходимость возрождения форм патриархальной жизни, возврата к идеалам «святой Руси».
3. Отстаивая принцип соборности или общинности, как единства и свободы, опирающийся на любовь к Богу.
4. Любовь к людям должна строиться на основе:
- справедливости,
- совести,
- внутренней истины.
5. Человек есть свободное существо, наделенное волей и свободой, которые предполагают выбор между любовью к Богу и себялюбием.
6. А. С. Хомяков идеализирует православие и утверждает историческую миссию России – стать центром мировой цивилизации.
Продолжателем идей славянофильства был Федор Михайлович Достоевский (1821-1881), хотя и не создал чисто философских произведений. Его философия – это философия переживаний, мыслей и поступков, созданных им литературных героев. Основные проблемы, которые исследует Ф. М. Достоевский, это проблемы человека, его судьбы и смысла жизни.
1. Человек – это загадка, сотканная из противоречий Добра и Зла, и двух начал: божественного и дьявольского, которые борются между собой.
2. Подлинная и высшая сущность человека – свобода. Однако неограниченная свобода ведет к своеволию, разрушению и этическому анализу.
3. Истинный путь свободы - это путь, ведущий к Богочеловеку, путь следования Богу.
4. Бог, для Достоевского, является основой, субстанцией, гарантией нравственности.
5. Чтобы стать настоящим человеком, прийти к Богу, человек должен пройти через все страдания и муки, вынести испытания бременем свободы.
6. Подлинная свобода – это всегда высочайшая ответственность за свои поступки.
7. Свобода и счастье практически несовместимы (можно быть счастливым, но не свободным, или взять на себя бремя свободы выбора и стать «несчастным страдальцем»).
8. Поэтому свобода есть благо для сильных духом, способных стать страдальцами и встать на путь Богочеловека, сделать сознательный выбор между Добром и Злом.
9. Человек - есть высшая ценность и ни в коем случае не может быть средством для других людей, даже из самых благих планов и замыслов.
Другая проблема, беспокоящая Достоевского – это проблема Бога и мира.
1. Бог есть всемогущий творец, идеал и совершенство.
2. Однако, его творения несовершенны, так как в них присутствует Зло.
3. Из этого противоречия могут следовать несколько выводов:
во-первых, Бог не всемогущ;
во-вторых, Бог сам несовершенен;
в-третьих, или мы сами неадекватно воспринимаем и осознаем этот мир.
Третья проблема – роль России в истории.
Достоевский утверждает, что у России свой особый путь развития. Ее высшее национальное предназначение – христианское примирение народов.
Выдающимся мыслителем второго периода является также Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Свое миропонимание он, как и Достоевский, в основном излагает в словах и действиях своих литературных героев. Но у Толстого есть и философские сочинения: «Исповеди», «О жизни», « В чем моя вера», «Царство Божие – внутри нас».
Как и Достоевский, Л. Н. Толстой все свои размышления направляет на выяснения отношений людей к миру, на мораль, поиски человеческой правды и смысла жизни. Он утверждает, что:
1) Конечная цель жизни мира, скрыта от человека.
2) Человек должен отказаться от иллюзии о своей особенности и отдельности мира. «Мы не часть целого», - утверждает Л. Н. Толстой, - «а лишь временное и пространственное проявление чего-то невременного и непространственного; наша телесная отдельность прозрачна и нереальна».
3) Человек должен осознать, что он – «орудие, которым работает Бог, и его личное благо состоит в участии в этой работе».
4) Человек должен стремиться к всеобщей любви, т. е. к установлению «царства Божия внутри нас и вне нас».
5) Достигнуть этого можно следуя принципу: «Непротивление злу насилием».
Его суть в следующем.
а) перестать самому делать прямое насилие, а также готовиться к нему;
б) не принимать участия в каком бы то ни было насилии, делаемом другими людьми;
в) не одобрять никакого насилия;
6) Добро может быть только абсолютным, или оно не есть добро.
7) Прогресс был бы благом, если бы его выгоды бесспорно перевешивали невыгоды. Но на деле все обстоит иначе.
8) Роль государства Толстой видел в необходимости утверждения нравственности.
9) Бога, религию, отождествлял с любовью, разумом, добром и совестью. Эти принципы должны быть положены за основу жизни людей в государстве и привести общество к разумному устройству.
10) Движущими началами развития общества являются: всеобщая любовь, смирение и непротивление злу насилием, а целью жизни – совершенствование бессмертной души, т. е. самосовершенствование.
Религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал с культами и иерархией.
За свои религиозно-философские взгляды Л. Н. Толстой в 1901 году был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.