Основные виды и роль ценностей в обществе
Все ценности подразделяются на два больших класса:
1) по носителю;
2) по форме существования.
По субъекту, т. е. носителю, ценности могут быть двух видов:
а) надындивидуальные (групповые, национальные, классовые, профессиональные, демографические, специфические и. т. д.);
б) индивидуальные, субьективно-личностные.
Истинным вопросом философии является выяснение отношений между надындивидуальными и индивидуальными ценностями.
Во-первых, что первично - индивидуальные или общественные ценности?
Во-вторых, что из чего выходит - индивидуальные из общественных или общественные из индивидуальных?
Однако, большинство философов полагают, что эти вопросы надуманы.
Общественные ценности предзаданы сознанию индивида:
а) формируются и существуют до его рождения,
б) продолжают существовать после его смерти.
В этом смысле они выступают для индивида как объективная реальность, влияющая на личность и образующая её ядро. Поэтому надындивидуальные ценности первичны в формировании личности, они способствуют адаптироваться ей к социальной среде, занять в обществе определённое место. Таким образом, социальные ценности усваиваются личностью в процессе социализации. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему её ценностных ориентаций, стержень её сознания и являются импульсом её действий и поступков. Но формирование личности происходит в рамках социальных групп, общностей с их специфическим набором ценностей. Поэтому личность вынуждена разделять их идеалы и ценности, или искать компромиссы. Следовательно, индивидуальные ценности формируются под воздействием надындивидуальных и жизненного опыта индивида. Надындивидуальные ценности всегда оказывают влияние на поведение личности независимо от того, осознаются те или иные явления как ценности или таковыми не являются. Представления о системе ценностей составляют ценностные ориентации личности.
Ценностные ориентации подкрепляются и характеризуются жизненным опытом индивида и всей совокупностью его переживаний.
По форме бытия все ценности также могут быть двух видов:
а) материальные (предметные);
б) идеальные (духовные);
Материальные (предметные ценности) - это естественные блага, социальные блага, культурное наследие, предметы религиозного культа и. т. д., которые существуют в виде конкретных вещей, явлений в человеческом обществе. Предметные ценности представляют собой продукты целесообразной деятельности членов общества, которые соответствуют их представлениям о совершенстве. Они всегда выступают как объекты потребностей и интересов человека
Идеальные (духовные ценности) - это общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном и т. д..
Духовные ценности всегда выполняют двоякую функцию:
во-первых, они являются самостоятельной сферой ценностей;
во-вторых, они выступают критерием оценки предметных ценностей.
Духовные ценности неоднородны:
а) по содержанию;
б) по выполняемым функциям;
в) по характеру требований к их реализации ценности могут быть:
во-первых, жёстко программирующие цели и способы деятельности людей (стандарты, правила, каноны, эталоны и. т. д.).
во-вторых, более гибкие, выступающие в виде алгоритма культуры, представляющие свободу в реализации ценности (нормы, вкусы, идеалы и др.)
Норма - есть представление об оптимальной и целесообразной деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями.
Нормы включают в себя:
1) форму единообразия поступков;
2) запрет на другие варианты поведения;
3) оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец);
4) оценку поведения отдельных лиц, предостерегающую от возможных отклонений от нормы.
Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека.
Условием реализации норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждения поступка.
Идеал – представление о высшей норме совершенства. Он выполняет регулятивную функцию, служа вектором при определении стратегических целей, на реализацию которых человек готов посвятить всю свою жизнь. Идеал формируется в сознании индивида и является концентрированным выражением духовных ценностей.