Особенности исторической эпохи
Во-первых, XVII век – период становления капитализма и начала буржуазных революций в Нидерландах и Англии (1640-1688гг).
Во-вторых, началось бурное развитие мануфактурного производства (пришедшего на смену ремесленному труду), что повлекло за собой рост производительности труда.
В-третьих, научная революция XVI - XVII вв. порождает новое естествознание:
а) разработана Николаем Коперником гелиоцентрическая (Гелиос – у греков бог Солнца) картина мира, противопоставленная им геоцентрической (от греч. gê – Земля) картине мира Клавдия Птолемея ( II в. н. э.), который утверждал, что в центре мира находится неподвижная Земля;
б) немецкий ученый Иоганн Кеплер ( 1571- 1630) сформулировал 3 основных закона движения планет, доказав, что оно не равномерно – планета движется тем быстрее, чем ближе к Солнцу – и движение осуществляется не по кругам ( как полагал Коперник ), а по эллипсам;
в) итальянский ученый Галилео Галилей (1564 – 1642) утверждал, что основой познания является опыт, построил телескоп с 32 – кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, пятна на Солнце, активно поддерживал гелиоцентрическую систему, за что был подвергнут суду инквизиции и отрекся от учения Коперника;
г) английский ученый Исаак Ньютон (1642 – 1727) создал теорию движения планет и, связанный с этим Закон всемирного тяготения, а также завершил начатые Галилеем, Р. Декартом, Г. Лейбницем и др. создание новой механики.
Эти открытия меняют взгляды людей на мир. Господствующей становится новая точка зрения механики, математики и астрономии, хотя:
· в 1616г церковь запрещает гелиоцентрическую систему мира и сжигает книгу Коперника «Об обращении небесных сфер»;
· в 1619 г обвинен в ереси и сожжен на костре, итальянский философ – пантеист, священник Джулио Ванини,;
· в 1621 г сожжен в Париже за атеистические взгляды Ж. Фонтанье.
Г. Галилей в письме к другу пишет: « На свете не существует большей ненависти – как ненависть невежества к знанию».
В - четвертых, с развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. Это и стремятся решить философы Нового времени.