Философия конца XIX – XX вв. – сложное духовное образование. На её становление оказали существенное влияние особенности развития:

а) политических систем;

б) науки и техники;

в) искусства и культуры;

г) взаимопереплетение культурных традиций и взаимообогащение духовного опыта народов и т. д.

Философия XX. в. предстаёт в различных направлениях:

· идеализм и материализм;

· антропологизм и натурализм;

· рационализм и иррационализм;

· сциентизм и антисциентизм и др.

Иррационализм ( от лат. – неразумный, бессознательный ) противопоставляет рациональному познанию созерцание, интуицию, инстинкт, веру. Он обращается к иррациональным силам, таящимся якобы в самом человеке. Иррационализм пытается доказать, что в человеческом сознании под тонким слоем логического мышления дремлют иррациональные, тёмные силы, определяющие это мышление.

Сциентизм ( от лат. scientia – наука ) – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы.

Антисциентизм – течение, которое не отрицая силы воздействия науки на общественную жизнь и человека, но это влияние истолковывает, как негативное, разрушительное.

Основные направления современных философских течений:

1. Неопозитивизм 6. Философия жизни

2. Неотомизм 7. Философия воли

3. Экзистенционизм 8. Неокантианство

4. Герменевтика 9. Неомарксизм

5. Феноменология 10. Психоаналитическая философия и др.

Почему философские течения, возникшие ещё в XIX в. оказались столь жизнестойкими?

Во-первых, дело в том, что они исследуют (изучают) проблемы, которые имеют общечеловеческую ценность:

а) роль философского и научного познания;

б) человека и его жизнедеятельность;

в) взаимодействие духовного и материального;

г) взаимодействие объективного и субъективного и т. д.

Во-вторых, философские течения (практически все) выступают как некие матрицы, из которых произрастают философские теории, идеи, концепции, образуются школы, которые в той или иной мере отвечают требованиям сегодняшнего дня.