Проблема критерия истины. Практика как критерий истины
Проблема критерия (гр. kriterion – мерило для оценки чего-либо) истинности знания, имела место во все периоды развития философии. За это время оформилось несколько подходов:
1) критерий, в данных ощущений и восприятий человека (если знания соответствуют чувственному опыту – они истинны);
2) все, что можно доказать путем выведения из небольшого числа всеобщих положений, истинность которых самоочевидна в силу их ясности и отчетливости – истинно;
3) критерием является внутренне согласованное и непротиворечивое знание (в когерентной теории истины);
4) критерия истинности знаний нет, т. к.:
а) ни чувственное наблюдение,
б) ни самоочевидность,
в) ни ясность и отчетливость всеобщих положений не могут служить критерием истинности знания.
Общий недостаток этих и некоторых других концепций состоит в том, что критерий истинности знания находится в самом знании. Но может ли знание быть собственным критерием? Встала задача найти такой критерий, который:
во-первых, был бы непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие, и в тоже время сам бы им не являлся;
во-вторых, этот критерий должен был соединять в себе всеобщность с непосредственной действительностью.
Таким критерием стала практика. Практика (от гр. praktikos - деятельный) – целесообразная, предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем и самого себя в этом процессе. Это деятельность не отдельного индивида, изолированного от общества, а социального субъекта, который вооружен знаниями, навыками и приемами, соответствующими данному этапу своего развития. Практика имеет социально историческую природу, она опирается на опыт предшествующих поколений.
Особенность практики заключается в том, что она:
а) включает в себя знания;
б) способна порождать новые знания;
в) выступает основанием знания;
г) выступает конечной целью знания.
Формы практики
1. Материальное производство (труд) – преобразование природы, естестественного бытия людей.
2. Социальное действие – преобразование общественного бытия, изменение соответствующих социальных отношений путем революций, реформ, войн, изменения социальных структур.
3. Научный эксперимент – активная деятельность человека по созданию искусственных условий, позволяющих исследовать свойства объективного мира.
Основные функции практики в процессе познания.
Практика выступает как:
1) источник познания, т. к. знания вызваны ее потребностями;
2) основа знания – все познавательные процессы обусловлены задачами практики, к тому же практика обеспечивает познания техническими средствами, приборами, оборудованием;
3) цель познания – оно осуществляется не ради любопытства, а для регулирования деятельности людей;
4) критерий истины, так как позволяет отделить истинные знания от заблуждений.
Вместе с этим, практика не является единственным критерием истины. Существуют и другие критерии:
а) чувственный;
б) логический;
в) эстетический;
г) когерентный и другие.
Однако, все они в конечном счете опосредованы практикой. Поэтому общественная практика является решающим и всеобщим критерием истины.
Как критерий истины практика и абсолютна и относительна. Абсолютна потому, что все, подтвержденное практикой является истиной. Относительна потому, что и практика, и теория непрерывно развиваются. Поэтому на каждом этапе своего развития практика не может полностью подтвердить теорию. И только практика в ее развитии может быть критерием развивающегося знания.