Сознание есть чудо из чудес мироздания. Оно – великий, благостный дар человеку, но оно же есть и крест! Потому, что посредством сознания человек не только «способен радоваться, но и душевно страдать. Понятие «сознание» состоит из двух слов: приставки «со» и знание, т. е. указывает на совместное знание. А знание чего? С кем? Уже на этом этапе осознания понятия возникают сложности. Еще больше сложностей возникает при стремлении понять сам феномен.

Мыслители Античности открыли только одну сторону сознания - направленность на объект. Они полагали, что как буквы отпечатываются на восковой дощечке, когда по ней пишешь заостренным концом палки, так объект природы отпечатывается на «дощечке разума». Но помимо разума есть еще что-то, названное душой. Сначала Сократ, а затем Платон выделяют сознание, душу, утверждая, что она, будучи бессмертной, переселяется в то или иное тело, как в свою «темницу», а до рождения тела и после его смерти – пребывает в мире вечных идей, обогащаясь постижением истин.

Платон все психические явления разделил на:

а) мир чувств (ощущения, восприятия);

б) интеллект, который состоит из ума и рассудка.

Ум выше рассудка, потому что он может постигать явления более высокого порядка.

Аристотель, исследуя душу, утверждает, что хотя она и выступает сущностью тела, и организует его жизнедеятельность, тем не менее, подчиняется общим законом жизни Космоса.

На этом этапе осмысления сознания еще отсутствует навык сосредотачивать внимание на своем внутреннем мире, на самом себе, на осознании своего «Я».

Философия Средневековья.

Рассматривает сознание не только как знание о внешнем мире, но и знание о собственном духовном опыте. Это было вызвано острой потребностью общения с Богом. Возникла практика общения – молитва. Человек «отключается» от потока внешних ощущений и полностью уходит в мир душевных переживаний. Утверждается, что человек имеет божественно - духовную сущность для того, чтобы переживать жизнь своего «Я» в Боге, т. е. побывать на высшем уровне своего духовного опыта, прикоснуться к святости.

Сознание понимается и как наказание Богом человека за грех и потому он:

а) благодаря сознанию страдает, понимает, что он наказан;

б) понимает, что он отдален от вечности, т. е. смертен;

в) может сопоставлять прошлое, настоящее и грезить о будущим;

г) понимает, что он не только природное существо, но и духовное;

д) понимает, что сознание не только открывает человеку трагизм его существования, но часто просто мешает в его деятельности.

Таким образом, в средневековье сформировалось понимание сознания, как явление духа, для познания Всевышнего и общения с ним.

Философия Нового Времени вошла в историю под знаком события, которое Ницше выразил в афоризме: «Бог умер»! Переоткрытие сознания происходит в обстановке, когда человек освободился от власти Бога и перестал признавать свою принадлежность к двум мирам: земному и небесному. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним происходит.

В понимании сознания объединяются:

во-первых, античная установка в направленности внимания на постижение ценностей предметного мира;

во-вторых, средневековый навык обращенности сознания на себя; сознание – это еще и самосознание, причем оно является основным.

Р. Декарт выделил сознание из общего понятия «психика», считая, что это самостоятельная, независимая мыслящая субстанция, противостоящая материальной.

В этот период оформилось два противоположных подхода к пониманию природы сознания.

Первый - материалистический (Гоббс, Спиноза и др.), характеризуется пониманием психического, как проявление физического; духовное, идеальное порождено материальным.

Второй - идеалистический (Беркли, Юм, Фихте, Гегель и др.), утверждает, что материальное, физическое вторично, оно производное от идеального, духовного, психического.

В русле материалистического подхода организовалась позиция, так называемого, «вульгарного материализма» (Бюхнер, Фохт и др.). Ее приверженцы трактовали сознание, как сугубо материальный процесс, а его содержание связывали с химическим составом продуктов питания индивида. Они считали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень – желчь.

Проблема сознания (механизм возникновения, его сущность, влияние на материю) до сих пор остается большой загадкой – что такое сознание и какова его природа. Все исследователи согласны в том, что:

а) сознание существует;

б) оно имеет особую идеальную природу.

На сегодняшний день можно выделить несколько подходов к пониманию сознания:

1) физикализм;

2) субъективный идеализм;

3) объективный идеализм;

4)материализм.

Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания, как самостоятельной субстанции, не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

во-первых, головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

во-вторых, сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;

в-третьих, человечество создало искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

в-четвертых, медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

Единственная проблема, которую не могут разрешить физикалисты – это идеальность сознания:

а) образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;

б) сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

в) никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество, под микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Субъективный идеализм – другой, крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида - есть единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (был сформулирован в XVIII-XIX в. в., но «жив» и по ныне).

Объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида, как часть «мирового сознания».

Материализм - считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя признает за ним качества идеальности). Эта точка зрения наиболее распространена в российской философии.

1. Сознаниеобраз окружающего мира, который отражает материю: субъективный образ объективного мира.

2. Сознаниепродукт развития человека и общества. В более узком смысле – продукт высокоорганизованной материи – человека и его мозга.

3. Сознание – это то, что отличает человека от других живых существ.

Вопрос о происхождении сознания также проблематичный.

Можно выделить три подхода:

во-первых, сознание имеет космическое (или божественное) происхождение;

во-вторых, сознание присуще всем живым организмам;

в-третьих, сознание есть исключительное свойство человека.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания близкие к космической точки зрения:

а) теория Тейяра де Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

б) теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

в) теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, которой вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

г) теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность – свойство материи.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

во-первых, жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

во-вторых, инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

в-третьих, животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

в-четвертых, многие действия, совершаемые животными (особенно высшими – кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

в-пятых, животным присуще своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.

Согласно «человеческой» точке зрения, сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.