Психоанализ
Психоанализ-направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и других психических процессов в жизни человека и общества.
Основателем является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В ходе практической деятельности, анализируя психику, Фрейд сделал два главных открытия:
во-первых, бессознательного - особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и, в значительной степени, контролирует его;
во-вторых, реакции вытеснения (из сознания в бессознательное) отрицательных эмоций и всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики. Отрицательные эмоции, нереализованные желания вытесненные в бессознательное рано или поздно проявляют себя в виде «случайных» спонтанных действий, поступков, оговорок, ошибок и иных «странностей».
Фрейд утверждает, что сны являются проявлением жизни бессознательного. В снах реализуются скрытые стремления человека (то, что не реализовалось в реальной действительности, и тем самым, наступает психическое равновесие.
Он схематично представляет психику как совокупность трех слоев:
оно; Я; сверх-Я.
1. «Оно» - мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.
2. «Я» - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.
3. «Сверх-Я» - давящая и влияющая на человека внешняя реальность (цензура общества): законы, запреты, мораль, культурные традиции и др.
«Я» пытается подчинить себе «Оно». Это ему практически никогда не удается, а как правило, случается наоборот.
Фрейд образно иллюстрирует это, сравнивая всадника и лошадь, где всадник это «Я», а лошадь-«Оно». С первого взгляда кажется, что всадник «Я» контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь «Оно» в действительности сильнее всадника, так как несет его на себе. В некоторых случаях она вообще не подчиняется всаднику и везет его куда заблагорассудится.
«Сверх-Я» (нормы и запреты действующие в обществе) так же подчиняют себе «Я». Таким образом, утверждает Фрейд, «несчастное человеческое «Я»» испытывает мощное давление с трех сторон:
во-первых, бессознательного «Оно»;
во-вторых, внешнего мира;
в-третьих, норм и запретов «сверх-Я».
Быть здоровым в этой ситуации «Я» просто не может.
Главными факторами, которые управляют психикой являются:
а) удовольствие (психика всегда стремиться к удовольствию);
б) вытеснение (психика всегда вытесняет в бессознательное те желания и идеи, которые невозможно реализовать).
Вытесненные в бессознательное мысли и желания сублимируются - преобразуются в разрешенные виды деятельности (искусство, творчество и т. п.).
Отвечая на вопрос, что является «ядром», двигательной силой бессознательного Фрейд сформулировал две точки знания:
первая - господствовала до 1920г.;
вторая - после 1920г..
Согласно первой - в основе бессознательного находится «либидо»-сексуальный инстинкт, который ищет выхода в трех возможных проявлениях:
во-первых, он может реализоваться в сексуальных действиях любого проявления;
во-вторых, он может быть вытеснен из бессознательного через сублимацию, т. е. преобразован в несексуальную энергию;
в-третьих, он может быть подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).
Следовательно, психическая деятельность человека есть процесс превращения его сексуального инстинкта.
Согласно второй - в основе бессознательного находятся Эрос и Танатос.
Эрос (инстинкт жизни) обеспечивает конструктивное поведение человека, направленное на созидание. Благодаря ему человек удовлетворяет свои потребности и продолжает род.
Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушении всего того, что кажется ему чужим и опасным.
Жизнь человека есть постоянная борьба Эроса и Танатоса.
На основе учения Фрейда возникло философское течение-неофрейдизм. Видными представителями являются Альфред Адлер, Густав Юнг, Эрих Фромм, Герберт Маркузе.
Альфред Адлер (1870-1937) австрийский врач психиатр и психолог, ученик Фрейда считал, что главным источником мотивации человеческой деятельности является стремление к самоутверждению. Оно же выступает как компенсация возникающая в раннем детстве чувство неполноценности. Именно вытесненный комплекс неполноценности вызывает к жизни гиперактивность человека, сверхстремление, которые позволяют добиться успеха в бизнесе, политики, науках, искусстве, личной жизни.
Карл Густав Юнг (1875-196) швейцарский психолог и философ, развил учение о коллективном бессознательном, которое выступает в виде архетипов. Юнг утверждает, что у человека жизненная энергия (включая и сексуальную) наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей среды, сублимируется не в индивидуальное бессознательное, а в коллективное (всеобщее) бессознательное в виде архетипов.
Архетипы - универсальные образы «код» вытесненной общечеловеческой жизненной энергии. Ими могут быть мифы, грезы, галлюцинации, парапсихологические эффекты, содержание снов. Архетипы являются как бы зашифрованной историей человечества (Родина-мать, богатырь, змей-Горыныч и т. д.).
Цель философии, по мнению Юнга, помочь человеку расшифровать архетипы, понять их мысли, а через них - себя и окружающую действительность.
Эрих Фромм (1900-1980) немецкий-американский (с1933 г. в США) психолог и социолог, поставил проблему противоречивости человеческого существования.
Он выделил следующие основные противоречия:
а) патриархат и матриархат;
б) гуманистическое и авторитарное сознание;
в) власть и подчинение;
г) стремление к обладанию и просто жизнь;
д) личное открытие и историческое бытие (история);
е) «свобода от» и «свобода для».
Цель философии - помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», т. е. разрушительные инстинкты.
Герберт Маркузе (1898-1979) немецко-американский философ и социолог, в своем главным произведении «Одномерный человек» утверждает, что современное «одномерное общество» формирует нормального, но «одномерного человека». Его основные желания, интересы, увлечения направлены на потребление. Человек-потребитель постепенно становиться «винтиком», зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, подавляет самого себя.
Выход из данного положения - «прорыв» одномерного общества, который возможен, как утверждает Маркузе, в полной сексуальной свободе и раскрепощенности.