Русская религиозная философия конца XIX – XX вв
Видными представителями религиозного направления этого периода являются В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, братья Трубецкие, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и др.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) первый крупнейший русский философ, создавший самостоятельную философскую систему на идеях христианства и немецкого диалектического идеализма.
Суть философии «всеединства», как называет ее сам Соловьев, - идея всеединства, которая реализуется в онтологии, гносеологии, антропологии и историософии. Его христианская православная философия направлена на решение практических задач:
во-первых, совершенствование мира;
во-вторых, претворение в жизнь христианских идеалов любви;
в-третьих, борьбу с себялюбием;
в-четвертых, обладание абсолютными ценностями.
«Всеединство» – такая картина мироздания, где:
а) Бог - есть абсолютное сверхприродное идеальное начало;
б) а действительность, жизнь - есть единый универсальный организм, в котором объединены Бог и человечество, человечество и космос, истина, добро и красота, т. е. материя и дух существуют не сами по себе, а слиты воедино, неразделимы. Материя всегда духовна, а дух – материален. «Все есть одно», как утверждал Соловьев.
В онтологии.
1.Источник бытия природы и общества, материального и духовного является Абсолют – всеобщее начало мира.
2. Духовным началом Абсолюта выступает София, которая содержит в себе замысел, заданность, закон и метод осуществления любой вещи, идеи.
3. В Абсолюте есть два центра:
а) сущее – как начало всякого единства;
б) бытие – как начало множественных форм.
4. Основными атрибутами Абсолюта являются:
- благо; - воля;
- истина; - представление,
- красота; - чувство.
5. Особое место в онтологии занимают категории Логоса (закономерность вселенной) и Софии (душа мира и всех вещей, каждой в отдельности).
6. Мировое развитие, как утверждает Соловьев, есть раздвоение Абсолюта на себя и свое отрицание, что является началом мирового космоэволюционного процесса.
В антропологии.
1. Человек есть посредник между Богом и природой, потому что он (человек) есть нравственное существо.
2. София в человеке есть его мудрость.
3. Цель в жизни – служение Добру.
4. Условие – свободное развитие человека.
В гносеологии Соловьев высказал концепцию цельного знания.
1. Чувственное и рациональное познание – ограничены.
2. Существенная роль отводится – интуиции, однако истинное знание есть взаимосвязь рационального, эмпирического и мистического познания.
3. Гарантом истинности полученных знаний является высоконравственная личность.
4. В основе нравственности лежит всеобщая любовь к миру и людям.
В общественной истории.
1.Стоит задача соединения человечества, всех наций и Бога. Это будет являться завершением эволюции человечества и превращение его в Богочеловечество.
2. Но на этом пути стоят три искушения :
а) искушение плоти;
б) духа;
в) искушение власти.
Однако, благодаря божественному откровению, человек способен преодолеть это зло.
3. Христос дал людям полноту божественного откровения. Необходимо стремиться к нему потому, что в личности Христа реализуется абсолютное Добро т. е. кульминация исторического процесса.
Соловьев полагал, что Россия, объединившись с Европой, путем нравственных исканий, может всем народам мира установить отношения всеобщего единства, исключающие вражду, войну, гибель цивилизации.
Сергей Николаевич Булгаков (1871 – 1944) (философ, богослов, экономист, с 1923 г. – в эмиграции) выдвинул:
1. Идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую «эйкуменическую» церковь, поскольку причину всех бед на земле он видел в разобщении:
а) в обществе – это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них;
б) в религии – разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм).
2. Утверждал, что «народно-хозяйственный и общественный организм» теряет жизнь, если его покидают духовные силы, которые коренятся в религиозной жизни.
3. Считал, что социальные отношения, культура, экономика, политика, творчество необходимо перестроить на религиозных началах.
4. Стремился соединить философию, науку и религию, а поскольку наступило «духовное одичание» народа – нужна также реформация религии.
Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948) – один из виднейших представителей русской религиозной философии. Его духовная эволюция от марксизма к религиозному миросозерцанию. В 1922 г. был выдворен за пределы страны в связи с неприятием диктатуры и революционного насилия. Он утверждал, что объективная историческая истина существует независимо от классового сознания и может лишь в той или иной степени открываться человеку.
Суть взглядов.
1. Познать смысл бытия можно только через субъекта, то есть человека, так как оно в нем и проявляется и раскрывается;
2. Человек есть микрокосмос и микротеос, сотворенный по образу и подобию Бога. Поэтому он является существом беспредельным, свободным и творческим;
3. Свобода не может быть производным бытия, она имеет самодовлеющий характер;
4. Человек есть пересечение двух миров: природного и божественного, в этом суть его противоречий;
5. Двойственность природы человека проявляется в синтезе бесконечного и конечного; бесконечность связана с божественной стороной, а конечность – с природной;
6. Бог есть истина мира, дух и свобода, поэтому человек не самодостаточен;
7. Свобода человека – это его сущность, связанная с его духом, является внутренней творческой энергией. Она важнее не только справедливости, но и самой жизни;
8. Общество есть реальность, чуждая человеческому духу и свободе. Нужно построить такое общество, где за каждой личностью признается абсолютная ценность:
9. Это возможно только на основе общинности и соборности;
10. Для этого необходимо духовное возрождение России в русле «русской идеи» - построение Царства Божия на земле.
11. Бердяев осуждает крайности западников и славянофилов о путях развития России, утверждая, что Россия, учитывая ее географическое положение, должна быть соединителем, а не разделителем Востока и Запада.
Павел Андреевич Флоренский (1882 – 1943) философ, священник, ученый, инженер, погиб на Соловках.
Суть взглядов.
1. Рассматривал мир, как единое, взаимосвязанное целое, хотя ему присущи антиномии, противоречия.
2. Космос есть живое целое (вся природа одушевлена; энергия вещей втекает в другие вещи, каждая живет во всех, все – в каждом).
3. Мысль движется от космоса к его основе – Абсолюту, утверждая «единство всей твари в Боге».
4. Для понимания этого единства вводит понятие «София», (которая есть корень гармонии и целокупности бытия космоса).
5. В познании целостной истины он отказывает рассудку, утверждая, что увидеть единство мира и открыть истину бытия разум может, только опираясь на просветленное верой сердце.
6. Флоренский выдвинул идею, что в будущем, в связи с техническими открытиями, будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, непостоянство времени и пространства.