Состав и структура знания
Термин «знание» обычно употребляется в трех смыслах:
1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать;
2) любая познавательно значимая информация;
3) особая познавательная единица, существующая наряду и во взаимосвязи с практикой.
Гносеология исследует знание употребляемое в двух последних смыслах.
Знание – идеальный образ бытия; проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Другими словами, знание формируется как результат познания и одновременно является предпосылкой его дальнейшего развития, производства новых знаний, превосходящих исходные. Классификацию знаний можно осуществлять по различным основаниям:
1) по характеру познавательных способностей;
2) по степени адекватности объекту (истинности);
3) по степени научности и т. д.
1. По характеру познавательных способностей человека, участвующих в познании знания могут быть:
а) перцептивные;
б) рациональные;
в) предметно-практические.
Перцептивные знания ( лат. perceptio – восприятие органами чувств)- знания человека основанные на информации, полученной от органов чувств человека при их непосредственном контакте с предметами природы, знаковыми системами различных языков (науки, искусства, музыки и т. д.)
Перцептивное знание является результатом избирательного восприятия субъектом объективной действительности, на которое влияет ранее накопленный опыт, потребности и установки субъекта. Оно характеризуется:
а) целостностью;
б) осмысленностью;
в) константностью;
г) предметным характером.
Перцептивное знание формируется в непосредственной связи с рациональным.
Рациональные знания – опосредованные, отвлеченные, обобщенные знания. Они опираются на перцептивное и практическое знание, отвлекаясь от конкретного многообразия явлений выражаются в понятиях, суждениях и умозаключениях. Рационально объясняются любые явления, как на обыденном уровне, так и в религии. Однако, наиболее адекватное рациональное знание продуцирует наука, опирающаяся на логику
Предметно-практические знания связаны с жизнеобеспечением человека. Они содержат информацию о приемах трудовой деятельности, решении бытовых вопросов, знании обрядов, ориентация в пространстве и во времени и т. д. Следовательно, это жизненный опыт, традиции, здравый смысл, а также знания – умения, которые невозможно выразить словами. Например, сказав, что я умею кататься на велосипеде, это вовсе не означает, что я могу сказать, как мне удается сохранить равновесие.
2. По истинности знания бывают:
а) достоверные (истинные);
б) вероятные;
в) ошибочные.
3. По степени научности знания могут быть:
а) обыденные;
б) донаучные;
в) вненаучные;
г) научные.
Обыденные (житейские), или «здравый смысл» - это представления людей о природе, обществе, самих себе, складывающиеся в результате повседневного жизненного опыта и общения. В здравом смысле фиксируется лишь такое знание, которое адекватно отражает всю жизнедеятельность человека. Он формируется стихийно и не требует какого либо предварительного знания. О значении здравого смысла в жизни человека очень точно выразился А. Эйнштейн: «Вся наука является ничем иным, как усовершенствованием повседневного мышления». Однако, здравый смысл, которому присущ наивный реализм не в состоянии проникнуть в тайны бытия (микро и макро мира), дает «сбой». Скажем, наука доказала, что звуки и цвета, воспринимаемые нами представляют из себя волновые процессы и композиции огромного числа беззвучных и бесцветных микрочастиц, а запахи, - диффузия молекул, определенных веществ в воздухе.
Донаучные – представляют из себя знания, сформировавшиеся до развития науки (сложные системы счета, солнечный и лунный календари, медицинские, астрономические и др. знания, которые передавались традициями, ритуалами, практическими действиями). В отличие от обыденных, донаучные знания были достоянием избранных (жрецов, знахарей, философов). В некоторых случаях они передавались в качестве семейной традиции.
Вненаучные (паранаучные) – существуют на гране науки. В них используется научная терминология, но с наукой они не совместимы (алхимия, магия, астрология, уфология, парапсихология и т. п.). Указывая на ограниченность традиционной науки сторонники псевдонауки, используя тягу людей к информации, выдают за сенсационные открытия непроверенные факты, почерпнутые из сомнительных источников; используют «свидетелей» для подтверждения якобы имевшего место события.
Особенность вненаучного знания:
а) отсутствует система;
б) отсутствует обоснованность;
в) отсутствует доказательность;
г) отсутствует достоверность.
Научные – представляют логически связанные системы истинных знаний о мире, которые объясняются посредством научных теорий. Только научные знания отражают сущность бытия. Однако, научные теории являются продуктом человеческой изобретательности, поэтому они также могут быть ошибочными.