Становление и развитие политических и правовых ценностей
Что понимается под политическими и правовыми ценностями?
Понятие «политика» (греч. рolitika – государственные или общественные дела, от polis –государство) включает в себя сферу деятельности, связанную с отношениями между различными нациями, общественными группами, классами, государствами. Понятие «право» - это совокупность общеобязательных правил поведения (норм), санкционированных и контролируемых государством. Следовательно, политические ценности – это осознание наиболее правильного, справедливого политического устройства общества, а правовые – средства обеспечения гарантированных свобод личности.
Политические и правовые ценности имеют длительную историю своего становления и развития. Теоретическое осмысление этих проблем связано с именами Платона и Аристотеля. Именно Платон дал понимание государства как совместного общежития людей, осознавших необходимость взаимопомощи, которое создается посредством договора людей между собой. Его государство, должно реализовать абсолютный идеал справедливости – жизнь без зла и ненависти, построенная на четырех основных принципах:
1) воспитании и образовании членов общества;
2) разумной системе распределения материальных благ;
3) общественной собственности;
4) классовой структуре общества.
Аристотель подверг критике учение Платона о государстве, в первую очередь, о роли частной собственности. Он утверждает, что обладание ею приносит удовольствие, является одним из путей к счастью. Философ признает возможность существования и общественной собственности, но ведущая роль должна принадлежать частной, ''…поскольку каждый будет с усердием относится к тому, что ему принадлежит». Он допускает существование в государстве смешанных отношений к частной собственности: владение может быть частным, а пользование – общим.
Отношение Аристотеля к распоряжению собственностью достаточно гибкое; все зависит от типа собственности, специфики государства, исторических особенностей, обычаев и т. п. Аристотель сформулировал понятие «гражданин» – это человек, живущий в государстве. Для нормального функционирования государства необходимо, чтобы в нем функционировало три власти:
1) законодательная;
2) административная;
3) судебная.
Однако, главное - в отношениях между ними, которые по-разному проявляются при той или иной форме политического устройства. Он выделил три формы правильного и три формы неправильного политического устройства.
Правильные формы:
а) монархия (власть одного);
б) аристократия (власть меньшинства);
в) политика (республика) – лучшая, предпочтительная форма.
Неправильные формы:
а) тирания;
б) олигархия;
в) демократия – может быть справедливой только при условии полного подчинения всех видов властей закону.
Политическое правление по Аристотелю – это правление Закона, а не людей.
Основная цель государства, по мнению Аристотеля, является обеспечение счастливой жизни человека.
Через века можно проследить ''линии Платона и Аристотеля'' в осознании политических и правовых ценностей.
Так, французский философ и политический деятель эпохи Возрождения Жан Боден (1530-1596), автор “Шести книг о государстве”, резко критикует платоновский проект государства и считает, что общественная жизнь обеспечивается тремя видами законов:
а) божественными;
б) природными (естественными);
в) государственными.
Божественные и естественные законы запрещают кровосмешение, прелюбодеяние, отцеубийство, стоят на страже частной собственности.
Поэтому, в справедливо устроенном государстве должны быть такие законы, которые сохраняли бы общественное и не давали возможности покушаться на собственность каждого гражданина.
В дальнейшем исследуются проблемы общественного договора, равноправия, естественных законов, форм политического правления. Подчеркивается важность введения принципа разделения властей. Лучшим считается такое государственное устройство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти функционируют независимо друг от друга.
В XVII в. возникли два направления в теории естественного права на происхождение зла.
Авторами первого были Ж. Ж. Руссо, Ж. Ламетри и др., которые считали, что:
а) человек в первобытном состоянии был свободен и счастлив;
б) миром правили справедливые законы природы;
в) первобытный рай был разрушен возникновением собственности и разделением людей на богатых и бедных, что породило враждебность, зло и образование гражданского общества;
г) все можно изменить революционным путем.
Второе направление (Ф. Вольтер, К.Гельвеций и др.) считало:
а) общество образовалось на основе естественных инстинктов человека – стремления к свободе;
б) в обществе формируется общественный интерес, который выступает “мерой человеческих поступков”;
в) плохие поступки, зло есть следствие несовершенного устройства законодательства;
г) “реформу нравов следует начинать с реформы законов.”
В понимании права есть единство мнений: его суть – быть регулятором общественных отношений. Право, как социальное явление, возникло на определенном этапе развития общества – с возникновением государства и отражает все этапы развития последнего. Для правового государства, как высшей ступени развития государства, характерно цивилизационное право. Оно отражает интересы не отдельных классов, иных общностей, а обеспечивает общечеловеческую справедливость, которая проявляется:
а) в охране индивидуальных интересов личности;
б) в обеспечении свободного волеизъявления;
в) в мере ограничения свободы.
Правовая норма:
1) устанавливается государством;
2) закрепляется законодательным актом;
3) имеет принудительную силу.
Сущность права внутренне противоречива:
с одной стороны, оно обеспечивает:
· личную свободу и интересы граждан;
· их естественные права;
с другой стороны, оно обеспечивает:
· общее благо;
· общую волю;
· общий интерес.
Однако дозволения и запрет права представляют собой:
а) оформленность свободы в общественном бытии людей;
б) пределы свободы;
в) границы между свободой и несвободой.
Свобода, как ценность, привлекательная и сложная одновременно для понимания, и, тем более, для практического воплощения. Поскольку свобода всегда связана с борьбой за освобождение от прежнего гнета, то ассоциируется со свободой от чего-то. Но при этом, даже у участников процесса освобождения от старого царит разнобой в понимании:
· свобода для чего?
· свобода к чему?
· какая именно свобода?
Некоторые понимают, что свобода – это вольница, делай, что хочешь!
В. Хлебников выразил этот пафос удачной поэтической строкой:
«Свобода приходит нагая. Но такой она только грезится. На самом деле свобода приходит в мир, и утверждается в нем, в невидимом, но прочном одеянии права» (правопорядок, дозволение, запреты, правонарушения и т. д.).