Теория познания и логика
Марксом и Энгельсом была разработана диалектико-материалистическая теория познания (гносеология). Они отмечали:
во-первых, первичность, несотворимость материального вещества;
во-вторых, принципиальную познаваемость мира, исходя из предпосылки о единстве законов природы и законов мышления. Поставив вопрос «что такое мышление и сознание и откуда они берутся?» они отвечают, что это продукты человеческого мозга и что сам человек есть продукт природы, развивающийся в определенной среде вместе с ней;
в-третьих, что процесс познания истины, т. е. правильного отражения мира, по своей сути – противоречивый. Это и есть движение от относительной истины к абсолютной истине;
в-четвертых, под абсолютной истиной понимали всеобъемлющее, полное знание, а под относительной – знание неполное, частичное, приблизительное. Абсолютная истина складывается из бесконечной суммы истин относительных;
в-пятых, что процесс познания диалектичен; истина – не застывшей итог, а непрерывный процесс перехода от одной относительной истины к другой – тоже относительной, но содержащей более весомую частицу абсолютной истины;
в-шестых кардинальным вопросом в теории познания является обоснование критерия истины. Они разработали концепцию общественно-исторической практики. В их понимании, практика – это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность общественного человека.
Основные формы практики:
а) производство материальных благ и орудий труда;
б) социальная деятельность, приводящая к изменению политических систем;
в) научный эксперимент.
В структуре практики Маркс и Энгельс выделяли:
а) потребность;
б) цель и мотив деятельности;
в) целесообразную деятельность.
Практика выступает:
а) высшим критерием истины;
б) движущей силой познания;
в) целью познания.