Философия пола
Еще один аспект в изучении человека связан с философией пола. Дело в том, что в природе человека нет. В природе есть мужчины и женщины. Человек – это абстракция, которая включает в себя то общее, что есть у мужчин и женщин. Поэтому, касаясь проблем человека, необходимо ответить на вопросы: что есть человек как мужчина и женщина и каково их предназначение?
Обратимся к истории философской мысли и поищем ответы на интересующие нас вопросы.
Философия древней Индии. В Брихадараньяке Упанишаде сказано: «[Первый человек] не знал радости. Поэтому тот, кто одинок, не знает радости. Он захотел второго. Он стал таким, как женщина и мужчина, соединенные в объятьях. Он разделил сам себя на две части. Тогда произошли супруг и супруга. Поэтому сами по себе мы подобны половинкам одного куска»[. В этом фрагменте обращают на себя внимание, по меньшей мере, два момента.
Во-первых, верно сказано: тот, кто одинок, не знает радости. Одиночество – одно из серьезных испытаний, которое может выпасть на долю человека. Интуитивно чувствуя это, человек стремится избежать одиночества. Он тянется к другому человеку. Но далеко не всегда это получается у него. Так, через одиночество человек постигает безрадостность бытия.
Во-вторых, справедливо отмечалось, что сами по себе мы подобны половинкам одного куска. В русском языке слова «половина» и «пол» близки по звучанию, но не совпадают по значению. Однако в философском плане они углубляют суть вопроса. Ведь человек как половое существо, по сути дела, есть половинчатое образование. Он есть половина целого. И он должен «достроить» себя, обретя другую половинку. В этом – одна из важнейших задач человека. И на это, в сущности, уже обращалось внимание в индийской философии.
Кроме того, в древней Индии отношения между полами строились на патриархальной основе. Считалось, что женщина нужна для получения наслаждения и продолжения рода. Она должна была владеть 64 искусствами (среди них: игра на музыкальных инструментах, танцы, приготовление ароматов, искусство массажа и т. п.). Мужчина должен был соединяться с нею.
Философия древнего Китая. Как было уже выяснено нами, в древнекитайской философии было развито учение о двух началах жизни – инь и ян. Инь выступало олицетворением женского начала, Ян – мужского.
При этом считалось, что инь и ян – это две противоположности, которые существуют вместе. Соединение мужчины с женщиной – то же, что космический брак Неба с Землей. Цель соединения – достижение счастливого союза инь и ян.
Последнее положение важно для понимания философского смысла взаимоотношений мужчины и женщины. Они должны соединяться, чтобы соединить свои судьбы в одну судьбу и сделать ее счастливой. Нам представляется, что в этих словах было зафиксировано главное в отношениях полов. Они не просто должны быть вместе. Они должны быть вместе для того, чтобы построить счастливый союз. В этом – цель соединения. Современность должна аккумулировать эту идею, чтобы помочь молодым людям в построении счастливой семейной жизни. Свадьбой все не заканчивается. Со свадьбы только все начинается. И молодые должны стремиться к тому, чтобы создать счастливый союз. Это не сделаешь за «медовый месяц», год или десять лет. Нужна вся жизнь, чтобы достичь этого. Вот это должная знать современная молодежь!
Интересно заметить, что, согласно китайской эротологии, «без благополучной и здоровой половой жизни не может быть ни личного счастья, ни здоровья, ни долголетия, ни хорошего потомства, ни духовного благополучия, ни даже социального спокойствия в семье и в обществе»[.
Вместе с тем, если индийская эротология была ориентирована на индивидуальное наслаждение, то китайская нацеливала на принцип пользы. Принцип пользы был связан, в частности, с тем, что соединение мужчины и женщины должно вести к рождению ребенка. В китайской эротологии читаем: «Полноценной личностью китаец признавался лишь после того, как обзаведется собственным ребенком»[. Философский смысл этого положения ясен: жизнь невозможна без рождения. Рождение сохраняет и продолжает жизнь. Соединение инь и ян должно вести к сохранению и продлению жизни.
Философия древней Греции. Прежде всего обращают на себя внимание размышления Платона. В своем произведении «Пир» он высказал ряд интересных соображений: «Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, – мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих… андрогины»[. «Андрогин» происходит от слияния двух слов: по-гречески «андрос» – мужчина; «гине» – женщина. Андрогин – индивид, обладающий одновременно мужскими и женскими свойствами.
Таким образом, согласно Платону, люди были трех полов: мужского, женского и андрогин. Кроме того, рук у них было четыре, ног столько же, сколько рук, и на круглой шее – два лица. Страшные своей силой, они питали великие замыслы, и Зевс решил разрезать их пополам. «Итак, – заключает Платон, – каждый из нас – это половинка человека… и потому каждый ищет всегда соответствующую ему половину (курсив наш. – С. Е.)»[.
Нам бы хотелось задержать внимание на данном положении. Очевидно, что Платон поддержал идею половинчатости человека. Но если в индийской и китайской философии считалось, что достаточно, чтобы у мужчины была любая женщина, и целостность человека как бы восстанавливалась, то, по Платону, мужчина должен был найти «соответствующую ему половину», т. е. найти свою женщину. Действительно, далеко не все женщины подходят конкретному мужчине, равно как не все мужчины подстать конкретной женщине. Поэтому важно найти «свою половинку», которая, образно говоря, «достраивает» человека. Это, по-видимому, и заложено в любви. «Любовью называется жажда целостности и стремление к ней»[, – считает Платон. Сказанное, на наш взгляд, позволяет сформулировать одну из задач человека: обрети свою половинку, обрети ее в любви.
Однако в древней Греции отношения между полами строились на патриархальной основе. Мужчина главенствовал над женщиной. Женщин делили на 3 группы: девицы для удовольствия, гетеры, жены.
Девицы для удовольствия – по-гречески «порнэ». Ими могли быть рабыни или свободные женщины, захваченные в войнах. При храмах Афродиты всегда находились порнэ. Так, в Коринфе в одном из таких храмов находилась до тысячи рабынь.
Гетеры – по-гречески «спутницы». Это – женщины для духовного наслаждения. Гетеры отличались не только изысканной красотой, но и были весьма образованы (вспомним Таис Афинскую из одноименного произведения И. Ефремова). Гетеры разбирались в музыке, литературе, философии. Так, Перикл – один из блестящих ораторов древности – советовался с гетерой Аспасией и учился у нее искусству риторики. Платон обессмертил гетеру Диотиму. В «Пире» Диотима говорит, что все люди беременны как телесно, так и духовно, и когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени[. Мысль – глубокая. Действительно, мы все носим в себе идеи. Можно сказать: мы – беременны идеями. Они зреют в нас до поры до времени. И вот наступает день, когда мысль рвется наружу. Происходит рождение идеи.
Жены. Их уделом считались семья, дом, продолжение рода. Жена всегда должна была находиться на женской половине дома. Идеалом древнегреческой жены была Пенелопа – жена легендарного Одиссея. Пока он бороздил просторы Эгейского моря, она хранила ему верность. Считалось, что так должна вести себя всякая примерная жена.
Что интересно, в древней Греции уже различали 3 вида любви: эрос – физическое влечение; филия – братская любовь, любовь родителей к детям и наоборот; агапэ – духовная, платоническая любовь. При этом отношения между полами строились на патриархальной основе. Муж был господином своей жены. Она должна была во всем подчиняться ему.
Теперь совершим прыжок в XIX в. по одной лишь причине: ничего, ровным счетом ничего, не изменилось за две тысячи лет. Впервые новизну мы встречаем в философии Ф. Ницше.
Фридрих Ницше. Немецкий философ XIX века. Он высказал ряд идей, которые обращают на себя внимание. Рассматривая интересующий нас вопрос, Ницше писал: «Мужчина для женщины средство: целью бывает всегда ребенок»[. Вот тезис, который перевернул привычные представления: оказывается мужчина всего лишь средство!
Но что же женщина для мужчины? Отвечая на этот вопрос, Ницше дал традиционный ответ: «Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной игрушки»[. Итак, женщина по-прежнему является лишь игрушкой в руках мужчины. Таким образом, представления Ницше в этом вопросе мало чем отличаются от идей, высказанных за много веков до него.
Для того чтобы дополнить картину взаимоотношения полов, приведем еще два высказывания Ницше. «Пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит всякую жертву, и всякая другая вещь не имеет для нее цены»[. О чем здесь идет речь? О любви, которая наполнила все существо женщины. Ради сохранения своей любви женщина может пойти на многое. И мужчина должен знать это, чтобы не играть с ней в любовь. То, что может произойти с женщиной после простых, казалось бы, слов, сказанных им на прощание: «Эти 9 1/2 недель я запомню на всю жизнь», – не передать словами. Термоядерный взрыв в глубинах ее души – вот, пожалуй, самая слабая аналогия. Из этого состояния женщина не выйдет ни через месяц, ни через два. Года может не хватить, чтобы вновь вернуться к полнокровной жизни.
Еще одно высказывание Ницше: «Заключение ваших браков: смотрите, чтобы не вышло оно плохим заключением! Вы заключили слишком быстро: отсюда следует – нарушение брака! И лучше еще нарушить брак, чем гнуться и лгать!»[. Здесь важны два момента. Во-первых, брак – дело серьезное. Чтобы решиться на заключение брака, нужно хорошо знать своего избранника. На Руси говорили так, чтобы узнать другого, нужно съесть с ним пуд соли. Пуд соли человек съедает за год-полтора. Вот этот срок, видимо, и является минимальным для знакомства. Во-вторых, поднимается проблема развода. Ницше прав в том плане, что, образно говоря, если есть вход, то должен быть и выход; если есть заключение брака, то должно быть и его расторжение. Но возникает вопрос: всегда ли человек должен воспользоваться своим правом на развод? На наш взгляд, далеко не всегда. Это можно сравнить с терапией и хирургией. Если у человека болит рука – это не означает, что нужно тотчас идти к хирургу, чтобы ее ампутировать. Скорее всего, человек всеми возможными способами будет ее лечить. Но если ничто уже не помогает, то ради спасения жизни он пойдет на хирургическое вмешательство. Эта аналогия вполне применима к теме развода. На наш взгляд, супруги должны использовать всевозможные способы для сохранения семьи: ведь любовь была раньше, она просто куда-то ушла; если есть дети, то сохранение семьи уже имеет смысл – жить ради детей; где гарантия, что супруги найдут себе новую пару? Однако если совместное проживание угрожает одной из сторон, что развод становится вынужденной необходимостью.
Русская философия. Рассмотрим взгляды Вл. Соловьева и В. Розанова.
Соловьев считал, что «истинный человек в полноте своей идеальной личности, очевидно, не может быть только мужчиной или женщиной, а должен быть высшим единством обоих»[. Как этого достичь?
Ответ краток – в любви. Но в какой? Ведь она бывает разной. И Соловьев выделяет три стороны отношений между мужчиной и женщиной.
Целесообразная сторона. Здесь цель любви – в рождении детей. Но, согласно Соловьеву, любовь нельзя сводить к деторождению. У истоков жизни размножение вообще не связано с полом, а происходит внеполовым путем (деление, почкование). Половой раскол служит прежде всего созданию более сложного организма, и мы бы добавили, который способен к адаптации. Согласно современной науке, «первое преимущество полового размножения – увеличение скорости генетической изменчивости, а значит, и шансов увеличить эффективность размножения»[.
Материальная сторона. Для нее цель любви – физическое влечение. Но, указывает Соловьев, любовь нельзя сводить к физическому влечению, ибо оно возможно без любви. «Оно необходимо для любви не как ее непременное условие и самостоятельная цель, – уточнял мыслитель, – а только как ее окончательная реализация»[. Два любящих человека прежде всего должны быть интересны друг другу как личности. В этом случае появляется основа для дальнейшего развития их отношений, которые может венчать физическая близость как уровень открытости и доверия друг к другу. Но не наоборот.
Идеальная сторона. Тут цель любви в духовном восполнении одного в другом. Оба любящих восполняют друг друга своими качествами, создавая вместе более богатое единство. Истинная любовь предполагает обязательное равенство любящих. Женщина перестает быть орудием естественных влечений мужчины и признается самоценным существом. Брак должен быть следствием нравственного союза мужчины и женщины. Именно союза, который сознательно направляется к созданию истинного человека.
В. В. Розанов. Он задался вопросом, что есть мужчина и женщина? Отвечая на него, философ писал, что необходимо отличать идеальный и реальный пласты в понимании мужчины и женщины. В идеале мужской пол противоположен женскому. «Мужская душа в идеале – твердая, прямая, крепкая, наступающая, движущая вперед, напирающая»[. Женская душа в идеале характеризуется такими качествами, как «нежность, мягкость, податливость, уступчивость»[. Но это – идеал! В реальности, согласно В. В. Розанову, все сложнее: пол изменчив, текучь. В каждом из нас есть и мужчина и женщина. Даже в самом мужественном мужчине всегда присутствует женщина. Даже в самой женственной женщине всегда присутствует мужчина. Причем в каждом конкретном случае все – индивидуально. «Разброс» мужского и женского в поле В. В. Розанов попытался показать на ряде натуральных чисел: + 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1 + 0 – 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8
Чем выше плюсовые значения (+8+7), тем женщина более женственна (или, как говорил В. В. Розанов, «самочнее»). Она молчаливее, трепетнее, нежнее, душевнее. «По мере приближения к низшим цифрам (+3+2+1) тембр голоса грубеет, взгляд становится жестче, манеры резче»[. В женщине как бы просыпается мужчина. (+0) Такой женщине не сидится дома; кухня, кастрюльки – не для нее. Она с головой уходит в общественные дела. Про такую говорят: «Какой славный товарищ эта Маша». Когда все переходит к минусовым значениям (-1-2), то мужское начало усиливается. Манеры поведения во многом напоминают мужские.
В отношении мужчин – картина аналогичная. Чем выше плюсовые значения (+8+7), тем мужчина более мужественен. Это неукротимые, жаждущие борьбы и столкновения люди. По мере приближения к низшим цифрам (+2+1) «борода начинает укорачиваться, пыл – опадать, а в характере… начинает проступать мягкость»[. (+0) Такой мужчина никогда «не вызовет на дуэль, не оскорбится и уж всего менее оскорбит. Сократ, сказавший, что тон легче перенесет обиду, чем нанесет ее, – тут, в этих гранках»[. Согласно В. В. Розанову, в характере этих мужчин много лунного, нежного, мечтательного, для жизни мало пригодного, но удивительно плодородного для культуры. Когда все переходит к минусовым значениям, то по манере одеваться и вести себя он во многом напоминает женщину.
Высказанные положения, на наш взгляд, углубляют философию пола. Пол есть величина переменная. Один масштаб к каждому представителю мужского и женского пола не применим. Нужно учитывать специфику каждого человека.