Родоначальником «русского космизма» был Николай Федорович Федоров (1828–1903) – человек энциклопедических познаний. В течение многих лет он был библиотекарем Румянцевской библиотеки в Москве. Он владел не только основными европейскими языками, но и хорошо разбирался в ряде восточных языков.

Н. Ф. Федоров жил напряженной духовной жизнью и до минимума сократил свои материальные потребности. Он занимал крошечную комнату и спал не более четырех часов в сутки на голом сундуке. Питался он более чем скромно: чай с хлебом. Ходил зимой и летом в одном и том же стареньком пальто. Получая незначительное жалование, он помогал нуждающимся студентам.

Несмотря на свою аскетическую жизнь, Федоров обладал крепким здоровьем. Он заболел только тогда, когда по настоянию друзей одел шубу в жестокий мороз и поддался уговорам друзей поехать на работу в экипаже. Он умер от воспаления легких.

Главный труд его жизни – «Философия общего дела», который увидел свет после смерти философа в количестве 480 экземпляров и был разослан по библиотекам. Каковы главные идеи его учения?

Н. Ф. Федоров создал оригинальную «космическую философию». В ее основе лежала дерзновенная мечта о полном овладении тайнами жизни, о победе над смертью.

В самом общем виде его концепция выглядит так. Н. Ф. Федоров исходил из того, что сознание человека не было случайным явлением на земле. Напротив, оно было необходимым и закономерным образованием. По мнению философа, сознание необходимо для управления эволюцией природы. Идея управления (или регуляции) включала в себя четыре этапа: овладение природой, переустройство организма человека, управление космическими процессами, победа над смертью, воскрешение предков. Подробнее остановимся на каждом этапе.

Овладение природой. Н. Ф. Федоров считал, что человек должен овладеть различными природными состояниями (засухой, наводнениями и т. д.), для общего блага. В связи с этим он ставил вопрос о метеорологической регуляции, когда «ветры и дожди обратятся в вентиляцию и ирригацию земного шара как общего хозяйства»[. В своих рассуждениях он шел дальше. Он ставил вопрос об управлении движением земного шара, магнитными силами земли, овладении энергией солнца. Н. Ф. Федоров прямо писал: «Солнечная система должна быть обращена в хозяйственную силу»[.

В процессе такой регуляции, по мнению философа, должен измениться и организм человека. Меняя условия, человек создает новую среду, которая, в свою очередь, начинает оказывать воздействие на человека, изменяя его.

Переустройство организма человека. По Н. Ф. Федорову, переустройство организма не только желательно, но и необходимо, поскольку человек не может останавливаться в своем развитии. Он должен видоизменяться. В частности, мыслитель предлагал присмотреться к механизму питания у растений. Он полагал, что этот опыт в будущем может быть полезен человеку. Это и приведет организм человека к физиологическим изменениям. Данные изменения, в свою очередь, приведут к перестройке психики человека. Она должна уже не просто «обслуживать» организм человека, а должна быть обращена к умершим предкам, чтобы люди почувствовали свое родство и братство. Это изменение психики приведет к новой форме общественного устройства, которую он назвал «психократия» (т. е. власть чувства в решении проблем общества). Изменение человека и психократия позволят расширить сферу воздействия человека и распространить ее на космос.

Управление космическими процессами. Оно необходимо человеку для его выживания. Н. Ф. Федоров полагал, что Землю вскоре ожидает плачевный финал: истощение земных ресурсов, увеличение численности населения и т. д. Человеку, чтобы выжить, придется расширить среду своего обитания и выйти в космос. Сначала следует освоить Солнечную систему, затем дальний космос. Овладение космосом позволит объединить людей в решении важной задачи. Все силы человека будут тратиться не на рознь и брань, а на единение. Единение умножит силы человека, энергию его ума. Наукой наук станет астрономия, вокруг которой должны будут объединиться все другие отрасли научного знания. Это объединение необходимо для того, чтобы победить главного врага – смерть.

Победа над смертью. Ее он понимал как победу над всякой смертью. По мнению философа, должны быть воскрешены все те поколения, которые когда-либо жили на земле. Данный тезис Н. Ф. Федорова перекликается с идеями христианства. По учению христиан, воскресение должно произойти в день Страшного суда. В «Философии общего дела» воскрешение трактуется как реальное дело объединенного человечества. Процесс воскрешения Н. Ф. Федорову виделся таким: «Организм – машина... сознание относится к нему как желчь к печени; соберите машину, и сознание возвратиться к ней!»[.

Следует специально подчеркнуть, что в этом «общем деле» для мыслителя была важна нравственная сторона. Главное для него: пробудить любовь к отцам, чувство любви и благодарности к ним.

Таким образом, «Философия общего дела» является грандиозным проектом переустройства человека и космоса. Человек не только полагается как «космическое существо», но и носитель «космического разума». Словом, «Философия общего дела» есть гимн человеку, его возможностям. Вместе с тем Н. Ф. Федоров коснулся ряда проблем ближайшего и отдаленного будущего человечества. Преобразовательная деятельность человека приведет не только к изменению поверхности Земли, но и к изменению самого человека. Созданная человеком среда (искусственная среда) будет оказывать на него разрушительное воздействие. Н. Ф. Федоров смотрел на этот процесс как на неизбежный. Но нужно ли торопить данный процесс, ведь он приведет к исчезновению человека в привычном обличии?! Думается, что человек должен сделать все, чтобы сохранить себя. Философия сохранения есть философия продления жизни человека. И сегодня это есть главное «общее дело».

Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) – крупнейший естествоиспытатель XX века. Вместе с тем это видный мыслитель, продолжатель философии «русского космизма».

Вернадский ввел в науку понятие «живое вещество». Под «живым веществом» он понимал всю совокупность живых организмов. По его мнению, именно «живое вещество» определяет все основные особенности эволюции планеты. «Живое вещество – это тонкая пленка на поверхности планеты, усваивающая космическую энергию, прежде всего энергию Солнца. Эта особенность живого вещества бесконечно ускоряет все планетарные процессы... Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сопоставить двух ровесников – Землю и Луну, чтобы наглядно увидеть роль живого вещества в планетарной эволюции: Землю Землей сделала Жизнь!»[.

Появление «живого вещества» на земле знаменовало собой переход к биосфере. Биосфера – это сфера жизни. Развитие биосферы привело к появлению человека. В свою очередь, появление человека оказало серьезное воздействие на биосферу. По мере заселения человеком биосферы и роста его технической оснащенности, влияние этой силы приобретает глобальный характер. Биосфера переходит в ноосферу. Ноосфера – это сфера разума. Это такой этап в истории нашей планеты, который в значительной степени определяется деятельностью человека. Анализируя возможности все возрастающей мощи ноосферы, В. И. Вернадский пришел к выводу, что человечеству придется взять на себя ответственность за будущее развитие планеты. Другими словами, будущее планеты ставилось в прямую зависимость от сферы разума.

Это будущее виделось таким. Под активным воздействием Разума биосфера должна будет измениться. Причем изменения коснуться всего – и геохимических циклов биосферы, и ее возможностей в обеспечении человека. Да, и сам человек должен будет претерпеть изменения. Однако здесь нужна мера. Человек должен научиться согласовывать свои действия с природой. Что это значит? Это означает следующее: человечеству придется научиться согласовывать свои потребности с убывающими возможностями природы. Людям предстоит подчинить свою жизнь новым и очень жестким ограничениям. По существу, придется создать новую нравственность и следовать ей в повседневной жизни. При этом нравственность, духовный мир человека должны стать определяющими моментами во взаимоотношении человека с природой. Духовность, Разум как планетарные явления должны спасти планету и самого человека от уничтожения.

Как видно, задача поставлена с космическим размахом. Только ее решение, по мнению В. И. Вернадского, сможет обеспечить сохранение жизни на земле, а возможно, и в космосе. Сегодня важно за решением узко национальных задач не забыть о человечестве. Разум не должен поступать неразумно. Разумность же предполагает баланс интересов – живой природы и человека, планетарного и общечеловеческого.