Философия русского Просвещения
Философия русского Просвещения связана прежде всего с именами таких выдающихся деятелей отечественной культуры, как М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев. Рассмотрим основные черты их философии.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) стал первым русским ученым мирового значения. Его познания были энциклопедичны. Он преуспел во многих областях научного знания: химии, физике, минералогии, истории и др. Столь же весом его вклад в развитие философии.
В вопросе о конечных причинах мира М. В. Ломоносов не отвергал идею Бога. Он видел в Боге тот перводвигатель, который привел в движение мир. Однако этим, по сути дела, роль Бога и ограничивалась. Дальше, по мнению, ученого вступали в действие естественные законы. И нужно было не уповать на Бога, а стремиться постичь саму природу. Тем самым М. В. Ломоносов выступал сторонником теории двух истин. Согласно ей, наука и вера – две родные сестры, которые не могут противоречить друг другу.
Оставаясь поборником науки, М. В. Ломоносов сделал много крупных открытий в естествознании. Пожалуй, самым выдающимся из них явилось открытие закона сохранения материи и движения. Его суть такова: все перемены, в природе случающиеся, такого характера – сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому. Эта идея восходит к античным философам, которые считали, что ничто из ничего не возникает и ничто не исчезает бесследно. Глубокая философская идея получила у М. В. Ломоносова свое естественнонаучное объяснение. Это задало новый импульс философским рассуждениям о материи и движении.
Понятие «материя» является одним из важнейших в философии М. В. Ломоносова. Он определял материю, как то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Материя состоит из корпускул или атомов, которые неделимы. Все, что происходит в телах, обусловлено материей, ее движением. Эти общие положения М. В. Ломоносов конкретизировал. Так, в частности, он считал, что все перемены, происходящие в природе, также связаны с движением материи. Природа есть меняющееся образование. Меняется поверхность земли, климат, растительный и животный мир. Все находится в движении, изменении. А если так, то необходимо рассматривать мир в развитии.
Заслуживает также внимания позиция М. В. Ломоносова в вопросе войны и мира. Он выступал страстным поборником мира. По его мнению, войны мешают преобразованиям общества, препятствуют географическим исследованиям, поиску полезных ископаемых, развитию торговли. Поэтому, считал он, нужна политика без войн. Для XVIII в. это было невыполнимо. В этом вопросе М. В. Ломоносов значительно опередил свое время.
Сказанное позволяет заключить, что философия М. В. Ломоносова была философией натурфилософа, естествоиспытателя. Он смотрел на мир глазами пытливого человека и призывал всех изучать тот мир, в котором живет человек. Он полагал, что человек, опираясь на науку, может познать мир и приспособить его к своим нуждам.
Александр Николаевич Радищев (1749–1802). Он автор известного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором была предпринята попытка осмысления российской действительности конца XVIII века. Вместе с тем он – автор оригинального философского труда «О человеке, о его смертности и бессмертии», в котором осветил ряд проблем философской антропологии. Рассматривая своеобразие философии А. Н. Радищева, сконцентрируем свое внимание на данном произведении.
Само название работы предполагает рассмотрение трех важных вопросов: что есть человек, что есть смерть, что есть бессмертие? Раскрывая первый вопрос, А. Н. Радищев писал: «Паче всего сходственность человека примечательна с животными»[. Это сходство он видел в физиологии и психологии. А если так, то человек принадлежит к живой природе. Важность такой постановки вопроса была связана с возможностью научного подхода к изучению человека. Человек как часть природы, своим телом связан с ней. Следовательно, он должен быть изучен как природное образование, существующее в природе. В настоящее время у человека насчитывается более ста рудиментарных органов. Среди них называют: копчиковые кости, ушные мускулы, тринадцатая пара ребер и т. д. Более того, отмечены совпадения в структуре ДНК (одной из нуклеиновых кислот клетки) человека и шимпанзе, которые составляют 99 %. Состав белков крови также совпадает на 99 %, причем кровь шимпанзе подразделяют на те же группы, что и кровь человека.
Понятно, что Радищев не обладал таким фактическим материалом. Он основывался на фактах, известных в его время. Но даже этих фактов оказалось достаточно, чтобы проследить сходство между человеком и животными.
В вопросе о смерти А. Н. Радищев видел задачу философии в том, чтобы ослабить «страх смерти». Он полагал, что эту задачу можно решить, если исходить из того, что смерти не существует в природе, а существует разрушение. Разрушение не есть полное уничтожение человека. Оно есть распад целого на части. Поэтому человек не умирает, (в том смысле, что не уничтожается), а лишь распадается на части, которые продолжают существовать в том же мире. «Вещество» человека, писал он, присутствует в мире и никогда не покидает его. Более того, эти части тела могут «по среде быть земля, растение в снедь живому, которое будет в снедь человеку»[. Иначе говоря, части умершего человека станут частями земли. Их впитают в себя растения. Животное, съев растение, впитает в себя эти части. Человек, съев животное, вберет в себя части другого человека. А раз так, считал философ, то не следует бояться смерти. Она не стирает с лица земли человека. Она есть иная форма его существования.
Исходя из этого, решался и вопрос о бессмертии. Оно есть существование нетленных частиц человека. Душа, кстати сказать, также остается бессмертной, поскольку она есть «нечто материальное», «вещественное». Так же, как и тело, душа полностью не уничтожается. Она присутствует в мире в виде частей «вещества душевного». Понятно, что эти представления во многом «механистичны». Но они позволяли дальше разрабатывать вопрос о постжизни человека.
Такова в самых общих чертах философская антропология А. Н. Радищева. Сильной ее стороной, несомненно, была попытка ответить на вековечные вопросы, поставленные мыслителями прошлых эпох. И прежде всего, внести свою лепту в понимание проблем человеческого бытия: жизни, смерти, бессмертия.