Философия святоотеческой мысли
Святоотеческая мысль – это учение святых отцов, или отцов церкви, которые жили и творили со II по VIII вв. н. э. По латыни философия отцов церкви звучит как philosophia Patrum. Отсюда другое ее название – патристика. Патристику принято подразделять на три основных этапа: ранняя патристика (II-III вв.), или апологетика, классическая патристика (IV в.) и поздняя патристика (V-VIII вв.)
Видными представителями патристики были: Климент Александрийский (ок. 150 – ок. 215), Мефодий Олимпийский (ум. 311), Афанасий Великий (295 – 373), Макарий Египетский (ок. 300 – 390), Ефрем Сирин (посл. 300 – 372), Василий Великий (ок. 330 – 379), Григорий Богослов (ок. 330 – ок. 390), Григорий Нисский (ок. 335 – посл. 394), Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407) и другие. Главной их задачей стало изложение и защита основ христианства.
Центральная идея христианства – Бог есть творец сущего, т. е. всего существующего. Идея творения в теоретической мысли получила название креационизма. «Креационизм» в переводе с латинского означает «сотворение». В христианстве – это одно из важнейших положений. Согласно христианству, Господь творил мир шесть дней, а на седьмой «почил от всех дел своих, которые делал». Пожалуй, самое известное произведение в святоотеческой литературе, посвященное вопросам сотворения мира – это «Беседы на Шестоднев» Василия Великого. По сей день – это не только непревзойденный вариант изложения основ христианства в вопросе сотворения мира, но и собрание интересных наблюдений из жизни насекомых и птиц. Так, например, он предлагал присмотреться к пчеле. «Подражай особенному свойству пчелы, которая, никому не делая вреда и не портя чужого плода, составляет соты». Кроме того, он призывал обратить внимание на журавля: «журавли по очереди содержат ночную стражу, и одни спят, а другие, ходя вокруг, доставляют им во время сна совершенную безопасность... Такой же порядок усмотришь и в летании их. То один, то другой служит путеводителем, и определенное некоторое время летев впереди, перелетает назад, и право предводительства в пути передает другому, за ним следующему». Далее, теряющим надежду он рекомендовал понаблюдать за ласточкой. «Когда вьет она гнездо, сучья носит во рту, но грязи не может захватить ногами, поэтому, смочив края перьев в воде и обмазав их тонкою пылью, через этот способ отвращает недостаток в грязи и мало-помалу, как клеем, слепив грязью сучья, в гнезде своем выкармливает птенцов». Василий Великий считал, что, подражая бессловесным тварям, человек становится лучше. Однако вернемся к проблеме креационизма.
Согласно христианству, человек есть творение Божие. Душу он также получает от Бога. Душа бессмертна. И человек должен был сохранить душу в чистоте, но впал в грех.
Идея греховности человека – одна из важнейших в христианстве. Главный источник всех бед человека – его плоть. «Живущие по плоти о плотском помышляют». «Дела плоти известны: они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота… ненависть, убийства, пьянство». Причем плоть ненасытна: сколько ни ешь сегодня – придет завтра и снова захочешь есть. Поэтому, считали отцы церкви, нужно обуздать зов плоти и вспомнить, что тело есть храм Божий, и этот храм должен находиться в чистоте. Как этого достичь?
Вот что писал по этому поводу Антоний Великий: Человек должен научиться «держать в порядке тело - все, с головы до ног: глаза - чтоб смотрели с чистотою; уши - чтоб слушали в мире (или мирное) и не услаждались наговорами, пересудами и поношениями; язык - чтоб говорил только благое, взвешивая каждое слово и не допуская, чтоб в речь вмешалось что-либо нечистое и страстное; руки - чтоб были приводимы прежде в движение только на воздеяние в молитвах и на дела милосердия и щедродательности; чрево - чтоб держалось в должных пределах в употреблении пищи и пития, сколько нужно только для поддержания тела, не попуская похотению и сластолюбию увлекать себя за эту меру; ноги - чтоб ступали право и ходили по воле Божией, направляясь к служению добрыми делами». Интересны и следующие уточнения Антония Великого: «Не то грех, что делается по закону естества, но то, когда по произволению делают что худое. Вкушать пищу не есть грех, но грех вкушать ее без благодарения, неблагоговейно и невоздержно; не грех просто смотреть, но грех смотреть завистливо, гордо, ненасытно; не грех слушать мирно, но грех слушать с гневом; не грех заставлять язык благодарить и молиться, но грех позволять ему клеветать и осуждать; не грех утруждать руки милостыне подаянием, но грех позволять хищение и убийство. Так каждый член грешит, когда по нашему свободному произволению делает злое вместо доброго, в противность воле Божией». Развивая далее свою мысль, он наставлял: «Кто не может хранить уст своих и языка, пусть позаботится, по крайней мере, не мног быти в словесах своих (Иов. 11,3). Блюдись, человек, возьми власть над языком своим и не умножай слов, чтоб не умножить грехов. Положи перст на уста твои и узду на язык твой, потому что многоречивый человек не оставляет в себе места Духу Святому».
Из сказанного видно, что, раскрывая роль духовных начал в жизни человека, Антоний Великий подчеркивает важность обращения к чистоте и воздержанности во всем. Человек должен упорядочить стихию слов, деяний, желаний, стремлений, потребностей. При этом, говоря современным языком, Антоний Великий дает рекомендации технологического характера. Они просты и на первый взгляд кажутся какими-то легковесными и даже несерьезными. Но это лишь на первый взгляд. При внимательном отношении к сказанному обнаруживается, что это наиболее прямой и эффективный путь к достижению желаемого. Ведь очевидно, что если человек будет стремиться к тому, чтобы видеть правильное, слышать праведное, говорить благое, творить милосердное, совершать доброе, то он действительно изменит себя, свое отношение к жизни, а значит, свою собственную жизнь.
Как все просто! Но эта простота потребует от человека колоссальных усилий, огромных физических и моральных затрат. И, пожалуй, главной трудностью для него станет он сам и окружающие его люди. В качестве примера достаточно взять один аспект - организм человека. Вполне очевидно, что он должен функционировать для того, чтобы человек мог существовать. Нельзя однажды выспаться, чтобы затем более не спать; нельзя однажды успокоиться, чтобы затем более не волноваться. Нельзя! Таков человек. И каждый день ему приходится все начинать как бы заново, сдерживая порывы тела и души. Это большая кропотливая каждодневная работа. Готов ли к ней обычный человек? Скорее нет, чем да. Причем дело осложняется еще и тем, что человек есть существо предметное. Он создает и упорядочивает созданный им мир вещей и предметов, он привыкает к тому, что в предметном мире достаточно один раз приложить усилия для того, чтобы решить на какое-то время существующую проблему. Скажем, построив дом, человек решает проблему жилья на несколько десятилетий вперед, создав плуг, приобретает средство обработки земли на несколько лет и т. д. Привыкая к такой модели отношений с миром, человек переносит эту модель на себя, на собственную жизнь, полагая, что можно в одно мгновение стать добрым, милосердным, великодушным. Однако на этом пути его ждет разочарование. Ведь в жизни человека все значительно сложнее. Скажем, не поел человек день, другой, и сразу же становится раздражительным, недовольным, мрачным. Попробуй-ка здесь явить добролюбие, понимание, милосердие! Нужно приложить значительные усилия к тому, чтобы продемонстрировать названные качества. А это - всего лишь один аспект человеческого бытия! Сколько таких еще аспектов! Кроме того, человек – не Робинзон, живущий на необитаемом острове. Он живет среди людей. Мир людей есть мир соблазнов. Попробуй-ка удержаться на стезе человеколюбия, когда рядом попираются элементарные нормы человеческого общежития, и все «сходит людям с рук». Сложно, подчас предельно сложно абстрагироваться от реалий жизни и торить свою дорогу в ней, несмотря ни на что. Это под силу лишь сильным личностям, тем, кто смог подняться над суетой жизни и обратить свой взор к высотам духа. К таким людям с полным основанием можно отнести тех, кто избрал подвижническую жизнь.
Наряду с идеей греховности человека, в патристике уделялось значительное внимание идее спасения души. Считалось, что спасение возможно лишь через покаяние. О покаянии много говорится в Посланиях апостолов. Это отнюдь не случайно. В христианстве покаяние рассматривается как действенное средство, способствующее очищению души: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные; сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плачь, и радость – в печаль; смиритесь пред Господом, и вознесет вас». Согласно христианству, «покаяние есть фундаментальный акт нравственного воссоздания человека – необходимая переходная ступень из состояния невозрожденности и греховности к жизни нравственной и богоугодной». Таким образом, подчеркивается, что покаяние есть «переходная ступень». Через покаяние и с помощью покаяния человек может осуществить переход от одного качественного состояния своей жизни к другому. При этом небезынтересно заметить, что слово «покаяние» – metanoia – в буквальном переводе с греческого означает: «перемена ума». С помощью покаяния человек может изменить (переменить) свое восприятие жизни, а следовательно, сделать существенный шаг в сторону ее качественной трансформации.
Вот некоторые из наиболее важных положений патристики, которые способствовали развитию и упрочению христианства.