Среди учеников Платона наибольших высот достиг Аристотель. Свое обучение в академии он начал в семнадцатилетнем возрасте. В ее стенах Аристотель пробыл двадцать лет, вплоть до смерти Платона. После смерти учителя Аристотель оставил академию и уехал из Афин. Какое-то время он был воспитателем Александра Македонского. Аристотель не стремился сделать из Александра философа. Он считал, что «хороший правитель вовсе не должен сам быть философом, дабы не подменять благие дела красивыми речами (достаточно, чтобы он пользовался советами философов)». Главное средство воспитания будущего великого полководца он нашел в поэзии и особенно в эпосе Гомера, его бессмертных произведениях – «Илиаде» и «Одиссее». Вернувшись в Афины, Аристотель в возрасте 50 лет открыл свою философскую школу. Поскольку она находилась за чертой города, в Ликее, то и получила название «ликей», или по современному «лицей».

Многие произведения Аристотеля дошли до наших дней. Как и прежде, они поражают широтой поставленных вопросов и оригинальностью решения проблем. Коснемся наиболее важных моментов.

Будучи учеником Платона, Аристотель принял его учение об идеях. Но, в отличие от Платона, Аристотель выступил против отрыва идеи от самой вещи. “Вся основа аристотелизма в том и заключается, что Аристотель мыслит себе идею вещи не как-нибудь отдельно от вещи и не где-нибудь в другом месте, чем то, которое занимает данная вещь, но в самой же вещи. Ведь идея вещи есть сущность этой вещи. Как же сущность вещи может находиться вне самой вещи?”. Образно говоря, Аристотель спустил на землю идеальный мир Платона, сохранив главное в нем: важность идей в понимании сущности мира. Философская традиция донесла до нас высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». Постижению истины Аристотель и посвятил всю свою жизнь. Им было сделано много крупных открытий.

Аристотеля по праву считают отцом логики. Им были заложены основы этой науки. Он сформулировал законы (запрещения) противоречия и исключенного третьего.

Кроме того, можно сказать, что Аристотель стоял у истоков создания биологии как области научного знания. Начиная с Аристотеля, европейские философы обратили внимание на человека как живое существо. Шагом вперед стало и другое положение, выдвинутое философом, о том, что не следует пренебрегать изучением незначительных животных, ибо в каждом из них найдется нечто, достойное удивления.

Перу Аристотеля принадлежит первый в истории науки психологический трактат «О душе». В нем он провозгласил тезис о единстве души и тела. Согласно Аристотелю, душа неотделима от тела, более того: каково тело, такова и душа. При этом душа присуща лишь живому существу. Критерием живого выступает способность к питанию, росту, закату. Этим обладают растения, животные и человек. Исходя из этого, были выделены три типа души: растительная душа (преобладает у растений), чувственная душа (преобладает у животных) и разумная душа (присуща только человеку).

Другим важным направлением философских размышлений Аристотеля явилась этика. Для него этика есть философия, касающаяся человека. Аристотель полагал, что нельзя быть хорошим человеком от рождения. Добродетель приобретается в процессе жизни человека. Это долгий и трудный путь, требующий усилий и времени. Человек становится справедливым, поступая беспристрастно, мужественным – действуя смело.

Очевидно, что Аристотель обратил внимание на важную особенность человеческого бытия: как воспитывается человек, как он поступает в жизни, таким он и становится. Все это так. На языке современной науки это называется социализацией человека, т. е. приобщением человека к миру общественных ценностей, нормам поведения и формам общения. Но современная наука обращает внимание и на тот факт, что многое человек получает от рождения. Скажем, человек родился мальчиком или девочкой и путь жизни мужчины или женщины изначально задан ему. В этой связи показателен и другой пример. Так, во время беседы человек может как бы машинально скрестить руки на груди. На языке жестов это означает «блок»: человеку что-то не понравилось, он закрылся, ушел в себя, как улитка. Но для нас в данном случае важно другое: запястье какой руки находится сверху – левой или правой? Если запястье левой руки сверху, то это говорит о том, что у человека доминирует правое полушарие коры головного мозга. А оно «отвечает» за эмоциональную сферу. Для такого человека эмоции важны при оценке ситуации и принятии решения. Если же сверху запястье правой руки, то можно говорить, что у человека доминирует левое полушарие коры головного мозга. А оно «отвечает» за логику, речь. Для такого человека при оценке ситуации и принятии решения важны уже другие вещи – логичность суждений, наличие причинно-следственных связей, но никак не эмоции. Что примечательно: все это дано фактом рождения. В чреве матери одна рука ребенка совершенно случайно нашла на другую, и это оказало на него формирующее воздействие. В течение всей жизни человеку будет удобнее скрещивать руки на груди определенным образом: либо запястье левой, либо правой руки будет сверху. И это не зависит от воспитания человека. Поэтому, соглашаясь с Аристотелем в том, что многое зависит от поведения человека, отметим, что есть вещи, которые предопределены фактом его рождения. Неслучайно специалисты говорят о рождении детей с повышенной агрессивностью, которая, безусловно, оказывает свое воздействие на их формирование.

В «Никомаховой этике» Аристотеля мы находим россыпи оригинальных идей. В частности, в этом произведении он раскрывает «счастье как цель действий» человека. В таком подходе обращают на себя внимание два важных момента. Во-первых, действия человека должны иметь своей целью достижение счастья. Во-вторых, счастье невозможно без действий. Это взаимосвязанные моменты. Счастье рассматривается как продукт деятельности человека, деятельность полагается как средство достижения счастья. Это, безусловно, – сильная сторона учения Аристотеля. Раскрывая ее, он пишет: «Дело человека – некая жизнь, а жизнь эта – деятельность души и поступки при участии суждения, дело же добропорядочного мужа – совершать это хорошо и прекрасно в нравственном смысле... если все это так, то человеческое благо представляет собою деятельность души сообразно добродетели, а если добродетелей несколько – то сообразно наилучшей и наиболее полной [и совершенной]». Как следует из сказанного, не всякие действия ведут к достижению счастья, а только те, которые основаны на подлинных добродетелях. Поэтому, согласно Аристотелю, человек должен стремиться к тому, чтобы совершать правильные поступки, которые только и могут привести его к счастливой жизни.

Основополагающая роль в этом отводилась уму человека. Аристотель писал: «Человеку присуща жизнь, подчиненная уму, коль скоро человек и есть в первую очередь ум. Следовательно, эта жизнь самая счастливая». Жить по уму – это значит избегать крайностей, стремясь к достижению середины, а следовательно, – к достижению счастья.

Даже перечисленных моментов достаточно, чтобы высоко оценить вклад Аристотеля в теоретическую мысль. Можно согласиться с мнением А. Ф. Лосева, который считал, что «в древней Греции, кажется, не было мыслителя большего энциклопедического размаха, чем Аристотель». Не удивительно, что произведения Аристотеля остаются по сей день весьма читаемыми философскими произведениями.