Фрейдизм и современная культура
Родоначальником фрейдизма является Зигмунд Фрейд (1856–1939). Его величайшей заслугой стало открытие метода исследования бессознательной сферы человеческой психики. Этот метод получил название «психоанализ».
О существовании у человека бессознательной сферы психики догадывались задолго до Фрейда. Но именно он сделал бессознательное предметом своего изучения. Он «впервые установил, что неврозы определяются внутренними процессами и имеют определенный смысл, нужно лишь найти ключ к их пониманию»[. Таким ключом стал психоанализ.
Чтобы лучше понять суть психоанализа, обратимся к случаю из практики психоанализа. Одна женщина жаловалась, что всякий раз, когда она до чего-нибудь дотронется, у нее возникает непреоборимое желание вымыть руки. Это – проявление невроза. В ходе ее расспросов было обнаружено, что она борется с сильным чувством враждебности. Начало ее болезни совпадает с изменой мужа. Когда он пришел и сказал, что уходит от нее, она не смогла проронить ни слова. Но гнев копился подспудно. Прикасаясь к какому-либо предмету, она подсознательно хотела сорвать на нем свой гнев и уничтожить его. Акт уничтожения предмета на уровне сознания воспринимался как «грязное дело». Поэтому у нее возникало желание вымыть руки, чтобы очиститься от разрушительного желания. Когда стала известна причина недуга, то стало понятно и его лечение. Женщине посоветовали говорить «нет», когда она с чем-то не согласна. В связи с этим хотелось бы обратить внимание вот на что. В течение рабочего дня, недели у человека накапливается негативная энергия. Он не всегда может сказать «нет». Подчас он вынужден молчать, когда ему что-то выговаривает начальник или человек, у которого он одолжил денег, и т. д. В итоге получается одно из двух: либо он срывается на членах своей семьи, либо у него начинает развиваться невротическое заболевание. Человек должен знать цивилизованные способы сбрасывания негативной энергии. Это – коллективные виды спорта (футбол, хоккей, баскетбол и т. п.). Человек побегал, потолкался, покричал на «своих» и «чужих» членов команды, сбросил негативную энергию, и ему стало легче. Кстати сказать, посещение стадиона также решает эту задачу: «болея» за любимую команду, человек сбрасывает негативную энергию в окриках. В числе цивилизованных способов сбрасывания негативной энергии необходимо также назвать плавание, баню, душ. Давно известно, что вода обладает значительной очистительной силой. Она не только смывает грязь с тела, но и оказывает успокаивающее действие на нервную систему, очищает душу.
Пойдем дальше. Говоря о вкладе, который внес Фрейд в современную науку, Э. Фромм писал: «Научившись понимать процессы, происходящие в подсознании, Фрейд пришел к открытию, которое проливает свет на поведение человека в повседневной жизни. Это позволило ему объяснить такие явления, как внезапное исчезновение чего-то из памяти, оговорки»[. По мнению Фрейда, оговорки «не являются случайностями, а представляют собой серьезные психические акты, имеющие свой смысл»[. В оговорках бессознательное как бы «выдает» человека, «проговаривается». Например, если при встрече знакомый человек вместо «здравствуй» говорит «до свидания», то это – явно выраженная оговорка. Этому человеку, скорее всего, нет ни до кого дела, он занят своими мыслями. Поэтому такого человека лучше не держать, докучая расспросами, его лучше отпустить.
Сновидения – еще одна сторона поведения человека, которая является выражением его бессознательных желаний. Фрейд считал, что в сновидениях, также как в оговорках, находят свое выражение бессознательные желания. В состоянии бодрствования человек подавляет многие свои желания. Эти «подавленные» желания «оживают» во время сна. Поэтому, анализируя свои сны, человек может получить важную информацию о себе. Так, например, человек «сидит на диете», и в течение дня он подавляет желание в приеме пищи. Во сне ему могут присниться фрукты, которые являются своего рода «подсказкой», помогающей скорректировать диету – нужны витамины, без них организм ослаблен.
Открытие сферы бессознательного и выяснение его роли в жизненном процессе позволили Фрейду подойти к пониманию сложной структуры человеческого сознания.
По его мнению, в основе человеческого сознания лежит «Оно» – глубокий слой бессознательных влечений. «Оно» – это ядро личности, вокруг которого образуются и над которым надстраиваются остальные элементы. «Оно» – это мир наших потаенных желаний, это наша предрасположенность к чему-либо. Скажем, тип женщины или мужчины, который нам симпатичен, во многом задан. Нам достаточно только взглянуть на человека, и мы уже «знаем»: нравится он нам или нет. Откуда это «знание»? Оно нам дано от рождения. Это «знание» включает в себя такие параметры человека, как рост, вес, фигуру, цвет волос, разрез глаз, конфигурацию ногтей, тембр голоса и т. п. Словом, многое нам дано на бессознательном уровне.
Над «Оно» надстраивается «Я» – сфера сознательного. «Я» оказывается всего лишь всадником, который оседлал норовистое животное и пытается держать его под контролем. Однако далеко не всегда это удается «Я». Влечения подчас оказываются сильнее разума. Особенно это заметно в пубертате (периоде полового созревания человека).
Над «Я» надстраивается «сверх-Я» – сфера долженствования, моральная цензура общества. Это те нормы поведения и формы общения, которые навязываются обществом человеку. Так, стандарт женской фигуры (90 – 60 – 90) имеет отношение к «сверх-Я». Многие девушки искренне переживают, что у них не 90, а 89, или 91. Хочется сказать, что это – не повод для переживаний. Ведь у каждого человека «Оно» свое. Есть мужчины, которым нравятся миниатюрные женщины, но есть и те, которым нравятся женщины «в теле», «кустодиевского» типа. Поэтому все дело состоит не в том, чтобы «загонять» себя в определенные параметры, а в том, чтобы выразить, подчеркнуть то лучшее, что есть в каждом человеке, его душе. Образно говоря, каждый человек должен стать вершиной своей пирамиды, т. е. найти в себе лучшее и явить его другим.
Если вернуться к структуре сознания, по Фрейду, то видно, что «Я» оказывается между «Оно» и «сверх-Я. Причем «Я» находится в зависимости и от «Оно», и от «сверх-Я». Более того, «Я» превращается в арену борьбы «Оно» и «сверх-Я». И Фрейд задался вопросом: что же является содержанием этой борьбы, из-за чего она происходит? По Фрейду, содержанием этой борьбы выступают сексуальные устремления человека. Человек есть эротическое существо, и он должен быть понят в этом аспекте.
Согласно Фрейду, сексуальный инстинкт, сексуальная энергия выступают источником активности человека. Для того чтобы подчеркнуть значимость этого, Фрейд вводит в науку новое понятие «либидо»[. Либидо – это сексуальная энергия. Эта энергия стремится найти выход и реализоваться в каких-то сексуальных действиях. Однако моральная цензура общества («сверх-Я») не всегда дает выход этой энергии. Либидо подавляется и направляется в другое русло. Отклонение энергии сексуальных влечений от их прямой цели (получения удовольствия и продолжения рода) Фрейд назвал «сублимацией»[.
По Фрейду, человечество обязано своими достижениями прежде всего сублимации. Именно она оказалась главной причиной творчества. Человек направляет свою энергию на написание картин, стихов, музыки и достигает больших результатов. Таково в самых общих чертах ядро теории Фрейда.
Что началось, когда Фрейд опубликовал результаты своих исследований! Европа восприняла учение Фрейда как оскорбление, Америка – как откровение. Когда шок прошел, и Фрейд получил возможность ездить по миру и выступать со своими лекциями, пришло время распространения учения. Однако популярность учения Фрейда сослужила ему недобрую службу. Учение догматизировалось. Пока Фрейд открывал все новые факты проявления сексуальности у человека, его ученики углубляли фрейдизм. Одним из них был Карл Густав Юнг (1875–1961).
Юнг «выступил против трактовки человека как эротического существа и предпринял более глубокую дифференциацию фрейдовского «Оно»[. Наряду с индивидуальным бессознательным, Юнг ввел «коллективное бессознательное». Под коллективным бессознательным он понимал общечеловеческий опыт, который властвует над людьми. Например, поцелуй – одно из проявлений коллективного бессознательного.
История поцелуя – интереснейшая страница мировой культуры. Специалисты утверждают, что поцелуй берет свои истоки в первобытном обществе. Тогда матери вынуждены были делать следующее для того, чтобы кормить своих малышей. Они брали пищу в рот, разжевывали ее и затем, как птицы кормят своих птенцов, изо рта в рот давали ее своим детям. Физиологически все было вполне оправдано: пища размельчалась, плюс ко всему подвергалась первичной обработке ферментами, находящимися в слюне. Малыш, таким образом употребляя пищу, не только утолял голод, но и получал удовольствие от соприкосновения губ. Ведь наши губы снабжены большим количеством рецепторов (окончанием нервных волокон). При прикосновении губ к губам человек получал ни с чем несравнимое удовольствие. Это «записывалось» в коллективном бессознательном и воспроизводилось в нужных обстоятельствах.
Вообще говоря, роль поцелуя в жизни человека значительна. Ученые доказали, что поцелуи полезны для здоровья. Самый простой поцелуй снижает давление в крови, уменьшает риск инфаркта, укрепляет иммунитет: бактерии, которые партнеры передают друг другу во время поцелуя, тренируют иммунную систему. Плюс происходит массаж лица: при поцелуе работает 25 лицевых мышц, что также полезно для общего тонуса[. Однако вернемся к фрейдизму.
Изыскания Юнга заставили Фрейда пересмотреть ряд положений.
По новой версии, сексуальный инстинкт есть одно из проявлений более широкого инстинкта жизни. Инстинкт жизни – это источник жизненной активности человека. Он обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей человека. Роль сублимаций, в свою очередь, сводилась к обеспечению более эффективного удовлетворения первичных жизненных потребностей. Кроме инстинкта жизни, Фрейд выделил инстинкт смерти. Его цель – восстановить состояние, нарушенное возникновением жизни. Инстинкт смерти лежит в основе деструктивного поведения, имеющего целью разрушить все «чужое». Инстинкт жизни и инстинкт смерти определяют все человеческое существование.
С этой точки зрения, смысл человеческой культуры лежит в борьбе между жизнью (Эросом) и смертью (Танатосом). Вследствие этого развитие культуры можно было бы назвать борьбой человеческого рода за существование.
Таким образом, идеи, выдвинутые Фрейдом, раскрывают его как мыслителя первой величины. Он совершил колоссальный прорыв в постижении того, что есть человек, обратив серьезное внимание на сексуальную сферу человеческой жизни.
Современная культура впитала в себя идеи Фрейда. Эротика стала полагаться в качестве неотъемлемой стороны человеческого бытия. Это вошло в художественную культуру, стало активно использоваться в рекламе. Достаточно взять в качестве примера телерекламу. Чтобы не рекламировалось, обязательно на экране будут полуобнаженные тела, различные эротические символы: расширенный зрачок, ярко накрашенные губы и т. п. Эрос стал частью человеческого бытия.