Герменевтика как «гуманитарная философия»
Среди множества направлений современной философии выделяется герменевтика. Термин «герменевтика» происходит от греческого «истолковывать». В древнегреческой мифологии посредником между богами и людьми был Гермес. Он должен был истолковывать людям повеления богов, а богам сообщать о просьбах людей. Отсюда и берет свое название герменевтика.
Герменевтика – философское направление, разрабатывающее проблемы истолкования и понимания текстов.
Одним из родоначальников философской герменевтики был Фридрих Шлейермахер. Он задался вопросом: как возможно понимание? В своих размышлениях он пришел к мысли, что основой понимания является сходство и различие человеческих индивидуальностей. Действительно, все люди уникальны, и потому они различны. Но, помимо различий, они связаны общностью желаний, средств в их реализации, и в этом они сходны. Сходство и различие – это та данность, с которой необходимо считаться. Преодолевая различия (инаковость каждого) и фокусируя внимание на общности, люди делают шаги к взаимопониманию.
Средой понимания выступает язык. Язык есть средство выражения, передачи и усвоения мысли или действия. В языке кодируется информация, с его помощью она только и может быть раскодирована. Без языка невозможно понять другого человека. Скажем, если два незнакомых человека будут стоят и молчать, то они не смогут понять друг друга. Лишь завязав разговор, они начнут делать шаги на пути взаимопонимания.
Любой человек двойственным образом связан с языком. С одной стороны, человек влияет на язык. Так, человек, создавая новые слова, вводя в научный оборот новые термины, оказывает влияние на язык. С другой стороны, язык влияет на человека. Когда другие люди повторяют понравившиеся им слова, то эти слова начинают воздействовать на их речь, меняя ее стилистику и лексику. В силу этого искусство понимания – это двуединый процесс, который предполагает, во-первых, постижение своеобразия личности говорящего, во-вторых, уяснение языка, на котором идет общение. Отсюда видно, что понимание рассматривалось как единство индивидуальных и грамматических моментов. Если не учитываются данные моменты, то люди не могут понять друг друга. Вот пример из жизни. Когда ввели тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей, в одном из учреждений стали присваивать разряды служащим. Руководитель подразделения, характеризуя своего подчиненного, просил присвоить ему 13 разряд. При этом он говорил: «Давайте присвоим ему этот разряд, он – заслуженный человек, и потом он даже не мечтает об этом». Очевидно, что руководитель взывал к «светлым чувствам». Но директор, ухватившись за фразу – «он даже не мечтает об этом», – сказал: «Хорошо, давайте пригласим вашего подчиненного и спросим его, какой он хотел бы получить разряд?» Мысль директора понятна, если подчиненный не мечтает получить 13 разряд, то он его и не назовет. И вопрос, следовательно, решится сам собой. Очевидно, что в этой ситуации руководителем подразделения явно не были учтены особенности восприятия информации директором. В результате руководитель подразделения не только не добился успеха, но и помог директору провести свое решение.
Идеи, высказанные Шлейермахером, получили свое развитие в работах Ханса Георга Гадамера (1900–2002). Главный его труд – «Истина и метод» – вышел в свет в 1960 году. Обратимся к нему.
Занимаясь анализом языка, Гадамер пришел к мысли: «То, что дошло до нас на путях языкового предания, не просто осталось от прошлого, но было нам пере-дано...»[. Развивая данное положение, он писал: «Пере-данное в письменной форме современно любой современности. Здесь, следовательно, имеет место своеобразное сосуществование прошлого и настоящего, поскольку современное сознание имеет свободный доступ ко всему, что ему пере-дано письменно»[. Слово у Гадамера не просто принадлежит какой-то эпохе, являясь отзвуком прошлого. Слово есть всегда напряженная реальность настоящего. Сохраняя пыл прошлого, оно горит в пламени настоящего, сохраняя силу своего воздействия. В качестве примера можно взять слово «смерть». Оно использовалось тысячи лет назад и по сей день не потеряло своего значения. Стоит только его произнести, как в мозг впиваются десятки «игл» ассоциаций. Становится страшно. Слово берет человека в полон.
В своем труде Гадамер подробно проанализировал природу слова. Для него «слово – это не просто знак. В каком-то трудно постижимом смысле оно все же есть нечто вроде отображения»[. Подчас слово связано с тем предметом или явлением, которое оно отображает. Скажем, слово «гром». В нем слышатся раскаты, что-то грохочет, гремит, громыхает. Или слово «ручей». Стоит его произнести, как сразу слышится журчанье льющейся воды. Это, во-первых. Во-вторых, «слово всегда уже есть значение»[. Произнося слова, мы как бы извергаем из себя поток смыслов, значений. Явленное слово всегда есть нечто осмысленное. Поэтому нужно серьезно относиться к произносимым или написанным словам. В-третьих, «величайшее чудо языка не в том, что слово становится плотью и обретает внешнее бытие, но в том, что выходящее таким образом наружу и находящее себя во внешнем выражении, всегда уже есть слово»[. Действительно, человек живет в мире слов. Это тот мир, который он сам порождает самим фактом своего существования. Являя себя миру, человек дает миру слово о себе, своем состоянии, своих планах. Он дарит миру слово, которое есть выражение его самого.
Человек порождает слово, живет словом, зависит от слова. Мир человека – это мир слов, а человек есть высказанное или невысказанное слово. Нужно научиться ценить слово. Услышанное и понятое слово – это услышанный и понятый человек. Об этом говорит герменевтика, на это указывали выдающиеся ее представители.
Таким образом, герменевтика – это одно из направлений философии, которое тесно связано с человеком. Человек, как существо, обладающее речью, живет в мире таких же людей. Поэтому нужно научиться общаться с людьми и понимать их.
Сказанное позволяет понять и то, почему герменевтику называют «гуманитарной философией». Она напрямую связана с человеком, с решением одной из важнейших задач его бытия – понимания другого. Ориентируя человека на серьезное отношение к слову, герменевтика тем самым создает необходимые предпосылки для достижения взаимопонимания и диалога между людьми.