Итак, мы знаем, что философия неразрывно связана с человеком. Именно человек является первопричиной всякого философствования. Поэтому нам предстоит ответить на вопрос: что побуждает людей к философским размышлениям?

Первым толчком к этому стало удивление. На это обратил особое внимание Аристотель. Он писал: «Теперь, и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном...»[3]. Удивление – не удел избранных. В течение жизни человек многократно удивляется. Удивление может вызвать первый гром, смола на сосне, роса на траве, первый снег, случайная фраза, оригинальная музыкальная композиция – все это может пробудить удивление. Удивляясь, человек задает себе вопросы, на которые стремиться дать ответы, и таким образом входит в мир философии.

Кроме удивления, К. Ясперс назвал еще три момента, которые побуждают человека философствовать: сомнение, сознание потерянности и коммуникацию.

Сомнение – путь к размышлению. Сомневаясь в чем-то, человек ищет аргументы «за» или «против» и тем самым приобщается к философии. Скажем, девушку пригласили на вечеринку, и она сомневается: идти ей или нет. В этом случае лучше взять чистый лист бумаги, разделить его пополам, отметив положительные и отрицательные моменты, и проанализировать ситуацию. Предположим, она думает: если пойду, то смогу надеть новое платье, послушать хорошую музыку, узнать новости – все это хорошо. Но на вечеринку может прийти парень, которого она не хочет видеть. Если парень придет, то ей, действительно, лучше не ходить на вечеринку. Следовательно, решение принято: она не идет на вечер. Так, сомнение заставляет человека размышлять и приобщает его к размышлениям.

Сознание потерянности, в свою очередь, вынуждает человека осознать свое одиночество, безысходность ситуации. «Ну почему все отвернулись от меня?» – один этот вопрос бросает человека в водоворот философских рассуждений. При этом философия учит, что главная причина – в человеке. Скажем, если у девушки нет парня, то она должна посмотреть на себя критически. Может быть, она одевается старомодно, может быть, стоит изменить имидж – новая прическа, модная одежда, – и вопрос решится сам собой. Если же причина не в этом, то, возможно, девушка высокомерно себя держит: дает негативные оценки всему происходящему, неуважительно отзывается о других людях и т. д. Стоит только изменить отношение к людям, и они будут более отзывчивы и внимательны к тебе. Так рассуждая, человек не только решает свою проблему, но и следует по философской стезе.

Коммуникация – как осознание своей причастности к группе людей, взаимодействие с ней – важное средство приобщения к философии. Коммуникация бывает вербальной (от лат. verbum – слово) и невербальной (язык жестов). И вербальная, и невербальная коммуникация также вынуждают человека философствовать. Скажем, слово «здравствуй» – важнейший элемент коммуникации. Почему люди активно пользуются им? Говоря «здравствуй», мы желаем здоровья человеку. Желая здоровья, мы прочим долгих лет жизни человеку. Желая долгих лет жизни, мы хотели бы как можно дольше видеть человека. Высказывая пожелание, как можно дольше видеть другого, мы выражаем симпатию ему. Если мы с симпатией относимся к другому, то и он начинает отвечать нам тем же. Размышляя над обыденными вещами, человек открывает для себя философию.

Безусловно, названные моменты подталкивают человека к философским размышлениям. Но глубина их во многом обусловлена жизненным опытом человека и уровнем его знаний.

Последний момент имеет существенное значение. В качестве примера возьмем Древнюю Грецию. Период расцвета Эллинской культуры дал миру много ярких имен. Достаточно вспомнить Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Протагора, чтобы убедиться в этом. Именно Протагору принадлежит известное высказывание – «Человек есть мера всех вещей».

В этом ряду имена Продика, Антифонта, Сократа. Со всей определенностью можно сказать, что Сократ – это не только глубина философской мысли, но и величие духа. Его обвинили в свободомыслии, осудили и приговорили к смерти. Его ученики организовали ему побег, но Сократ отказался от этого. Он сказал, что если совершит побег, то косвенно признает себя виновным. Ему не в чем было обвинять себя. И он предпочел жизни смерть. Когда в день казни ему поднесли чашу с ядом (цикутой), то он взял ее с полным спокойствием. Как пишут биографы, губы его не задрожали, он не изменился в лице. Попрощавшись с друзьями, он достойно завершил физический этап своей жизни, чтобы навсегда слиться с вечностью. И сегодня, спустя десятки столетий, мы вспоминаем Сократа, а, следовательно, продолжаем его путь жизни в веках.

Говоря о мыслителях древней Эллады, нельзя не вспомнить Диогена, который жил в бочке. Днем при ярком солнце он ходил с фонарем в руках, заглядывал людям в лица и шел дальше. Когда его спрашивали – что он ищет, – Диоген отвечал, что он ищет Человека. Его не понимали. Как-то про Диогена услышал Александр Македонский. Великий Александр решил посетить мудреца. В знак своего расположения к нему, Александр сказал: «Проси, Диоген, что пожелаешь – все исполню». Диоген посмотрел на Александра и сказал: «Александр, подвинься, ты закрываешь мне солнце». Эта просьба поставила Александра в глупейшее положение. Но, как свидетельствуют биографы, он с честью вышел из него. Отодвинувшись, Александр промолвил: «Клянусь Зевсом, я хотел бы быть Диогеном, если бы не был Александром».

В этот список философов нужно включить, конечно же, Платона, Аристотеля, Демосфена. У Демосфена был очень слабый голос, кроме того, он говорил невнятно, картавил и не умел держаться перед публикой. Но он решил стать оратором. Чтобы никто ему не мешал, он уходил к морю, набирал в рот камешков и старался говорить четко и ясно. Он пытался заглушить своим голосом шум ветра и волн. В результате Демосфен достиг своей цели – он стал одним из выдающихся ораторов древности. И это только древняя Греция. А если обратиться к эпохе Возрождения, веку Просвещения – сколько блистательных имен! Действительно, знание расширяет границы представлений, давая пищу для размышлений.

Таким образом, сказанное позволяет утвердиться в мысли, что первоисток философствования коренится в самом человеке, своеобразии его жизни. Философия есть порождение человека. Она шла и продолжает идти с ним рука об руку. Пока жив человек, он будет размышлять, а значит – находиться в поле притяжения философии.