Конфуций и его учение
Другим выдающимся представителем философии древнего Китая был учитель Кун, или Конфуций. По сей день его философские взгляды находятся в центре внимания не только китайской, но и мировой мысли. В чем притягательная сила идей Конфуция? За ответом на этот вопрос обратимся к трактату «Лунь юй» (Беседы и высказывания).
Основная задача Конфуция – гармонизировать жизнь государства, семьи и человека. Такая постановка вопроса не только хорошо раскрывает масштабность фигуры мыслителя, но и демонстрирует его личностные ориентиры – необходимость поиска гармонии. Со времен Конфуция такая задача не потеряла ни своей важности, ни своей практической значимости. Как же предлагал ее решить мудрец?
Решение данной задачи связывалось им с реализацией идеи «золотой середины». «Золотая середина» – это середина в поведении людей между несдержанностью и осторожностью. В нахождении этой середины, по мнению Конфуция, – все дело. Но это непростое дело. В большинстве своем люди или слишком осторожны, или слишком несдержанны. Нужно преодолеть это и найти ту «золотую середину», которая позволит избежать крайностей. На этом пути добрую службу сослужит следование ритуалу.
По мнению Конфуция, ритуал «придает чувствам надлежащую форму и не дает им уклониться в гибельную крайность. Жить по ритуалу – означает идти «серединным путем». Ритуал всегда предполагает определенную последовательность действий и выполнение конкретных ролей. В этом Конфуций видел глубокий жизненный смысл. Он призывал: «Да будет государь государем, слугой – слуга, отцом – отец и сыном – сын».
Ритуал не только все расставлял на свои места, но и показывал, как должны строиться отношения между людьми. Скажем, государственные отношения. Их гармонизация связывалась Конфуцием с понятием «Тянь» (Небо). Небо – это высшая власть, повелитель. Поэтому нужно знать волю неба. Это требование ритуала и обязанность благородного человека. О себе Конфуций говорил, что он «в пятьдесят лет познал волю неба». Иначе говоря, лишь в пятьдесят лет он понял философию правителя, ее сущность и значение.
Следовать ритуалу должен не только подданный, но и правитель. «Когда правитель любит ритуал, ему легко повелевать народом». Правитель, по Конфуцию, – это человек долга. Он должен гармонично сочетать в себе естественность и ученость.
Правитель должен управлять как на основании закона, так и с помощью добродетели. Поэтому в своей философии Конфуций опирается на понятие «Жэнь» (человеколюбие). Жэнь требует уважения к человеку, взывает к нравственности. И правитель должен знать, как управлять на основе добродетели и человеколюбия. Об этом нужно постоянно думать.
Добродетель и человечность - важнейшие понятия философии Конфуция. Добродетель достигается разными способами: «Если для тебя всего важнее честность и преданность и ты стремишься к справедливости, то возвысишь добродетель». Но, пожалуй, универсальной моделью поведения человека Конфуций считал правило, которое по праву называют «золотым»: не делай другим того, чего не желаешь себе. Действительно, человек может практически не знать другого человека, и у него могут возникнуть трудности в налаживании отношений с ним. Проблему может решить «золотое правило нравственности»: если что-то не нравится тебе, то, скорее всего, это не нравится и другому. Поэтому прислушивайся к себе и то, что не внушает тебе симпатию, не используй во взаимоотношениях с другим человеком. Так можно избежать больших неприятностей в общении с людьми, а значит, следовать путем добра.
При этом Конфуций обращал внимание на то, что являть добродетель не просто. Есть «вещи» в жизни человека, которые «ближе» ему как существу телесному. «Я не встречал еще того, кто любил бы добродетель так же сильно, как чувственные наслаждения». В силу этого человек должен приучать себя к добродетели, преодолевая силу тяготения телесных желаний. Наградой же ему станет добродетельный путь, в основе которого лежат нравственные начала. Конфуций замечал: «Добродетель не бывает одинокой, у нее непременно есть соседи». По нашему мнению, в этом высказывании справедливо указывается на два момента - объективный и субъективный. Объективный аспект связан с расширением сферы нравственных ценностей в жизни человека. Скажем, проявление внимания к человеку есть уже демонстрация уважения к нему. Уважение, в свою очередь, есть проявление заботы и т. д. Словом, одно добродетельное начало вызывает к жизни другие. В этом смысле у добродетели есть «соседи». Вместе с тем нельзя не обозначить и субъективный момент. Он связан с тем, что добродетельный человек не бывает одиноким: к нему всегда тянутся люди. Образно говоря, добро есть своеобразный магнит, который притягивает к себе многих. Отсюда, кстати сказать, напрашивается важный вывод: хочешь избежать одиночества - стань добродетельным и тем самым ты решишь одну из важных проблем человеческой жизни.
Подчеркивая взаимосвязь добродетели и человечности, Конфуций говорил: «Устремленность к человечности освобождает от всего дурного». Делая ставку на человечность, мыслитель стремился раскрыть ее содержание и наметить пути ее достижения.
По мнению Конфуция, человечность - «это когда ведут себя на людях так, словно вышли встретить важную персону, руководят народом так, словно совершают важный жертвенный обряд; не делают другим того, что не хотят себе; не вызывают ропота в стране, не вызывают ропота в семействе». Одним словом, человечность полагается как высшая добродетель.
Как обрести человечность? Этой стороне вопроса мыслитель уделил повышенное внимание. Он говорил: «Ремесленник сначала обязательно наточит инструмент, чтобы успешно выполнить свою работу. Когда живешь в какой-либо стране, служи лишь наиболее достойным из ее сановников и веди дружбу с ее самыми человечными мужами». Это основа человечности, которая закладывается с младых ногтей.
Таким образом, следование Тянь и учитывание Жэнь поможет достичь гармонии в управлении государством.
В семье роль ритуала также значительна. Конфуций говорил: «Отец жив – следуй его воле; отец умер – следуй его курсу (поведения); три года не меняй ничего в дао отца, это можно назвать сыновней почтительностью».
Проверено жизнью и другое высказывание мыслителя: Благородный муж выполняет три запрета: в молодости, когда горячи дыхание и кровь, он избегает наслаждений; в зрелости, когда сильны дыхание и кровь, он избегает ссор; в старости, когда слабы дыхание и кровь, он избегает жадности». По сути дела, здесь речь идет о мудрости в поведении человека. По мнению Конфуция, если человек хочет оставаться «хозяином положения», он должен контролировать свои желания. При этом каждый возрастной период жизни имеет свои особенности. На них и указывает Конфуций, призывая в молодости избегать наслаждений, в зрелости – ссор, в старости – жадности. Если человек сможет встать на путь самоограничений, то он не только обретет добродетель, но и сможет облегчит свою жизнь. Ведь очевидно, что в молодости главное препятствие в достижении поставленной цели – чрезмерность наслаждений, в зрелости – конфликты с близкими людьми, коллегами по работе, в старости – скупость, которая может оттолкнуть родственников от престарелого человека, оставив его один на один с его старостью. Конфуций стремился уберечь людей от опрометчивых шагов.
Прошли тысячелетия, а философская мысль вновь возвращается к идеям Конфуция. И, может быть, прав учитель Кун, когда сказал: «Кто может выйти из дома, не пройдя через дверь? Так почему никто не идет этим путем?».