Неопозитивизм как аналитическая философия
Другим важным направлением в современной философии является неопозитивизм. Его истоки восходят к позитивизму.
Термин «позитивизм» происходит от латинского «позитивус» – положительный. Позитивизм – это направление в философии, ориентированное на достижение положительного знания.
Представители позитивизма считали, что философия увлекается вопросами, оторванными от жизни. Нужно поправить дело и сосредоточить свое внимание на всем позитивном, что есть в человеческом знании, что может помочь человеку.
Родоначальником позитивизма по праву называют Огюста Конта. В своем труде «Курс позитивной философии» он изложил основные идеи позитивизма. Главное в его учении сводится к тому, что нужна новая философия, которая должна создать теорию научного знания.
Дальнейшим развитием позитивизма стал неопозитивизм. Он начал складываться в начале ХХ в. и окончательно оформился как философское учение в 20-е годы. «Если выразить в двух словах суть неопозитивизма, то надо сказать, что специфика неопозитивизма состоит в том, что философия понимается как анализ языка, что философские проблемы рассматриваются как языковые проблемы. При этом в одних случаях имеется в виду язык науки, в других – обыденный разговорный язык»[. Мы остановимся более подробнее на рассмотрении второго варианта.
Анализ разговорного языка был проведен в работах Людвига Витгенштейна (1889–1951), австрийского философа. В них он пришел к выводу, что научный язык заформализован и оторван от реальности. Более того, он околдовывает людей фальшью языка. Лишь живая обыденная речь способна отобразить все богатство проявлений жизни.
Развивая данное положение, Витгенштейн разработал теорию «семейных сходств». Ее суть можно выразить одной фразой: значение слова есть его использование в языке. Под использованием понимался принятый способ употребления слов, их значение.
Изучая разговорную речь, Витгенштейн пришел к выводу, что все конфликты – межличностные, семейные и т. д. – возникают на почве неправильного употребления и сочетания слов. Поэтому, считал философ, нужно научиться правильно использовать слова. Мысль простая, но очень верная. «Слово зовет нас к ответу»[. Оно несет в себе строго определенный смысл. Произнося слово, мы как бы извергаем из себя поток смыслов. Другой человек реагирует на них и зачастую приходит в негодование. Исключите слова агрессии, вражды, ненависти и оскорбления, рекомендовал философ, и мир станет чище, лучше, спокойнее, радостнее.
Эта мысль уходит своими корнями в глубокое прошлое. Так, в христианской традиции на нее уже обращалось внимание. В Послании апостола Иакова о злоречье сказано: «Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает; и язык – огонь, прикраса неправды... это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда... Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?»[. Этот риторический вопрос обращен ко всем нам. Если бы люди контролировали свои слова, то многих конфликтов можно было бы избежать. Почему бы не попробовать это сделать?!
Пристальное внимание к слову, выяснение его роли в жизни людей – безусловная заслуга неопозитивизма. Он не только обратил внимание на значение слова, но и способствовал новым разработкам в этом направлении.
Слово стало полагаться как многофункциональное образование. Оно выполняет прежде всего информационную функцию. С помощью слова передается и сохраняется информация. Кроме того, слово выполняет познавательную функцию. В слове и через слово человек познает тот мир, в котором живет. Затем следует отметить регулятивную функцию. Слово регулирует поведение людей, оно указывает на порядок действий и их характер. Далее. Слово выполняет коммуникативную функцию. Оно является средством и средой общения людей. Между тем слово помогает приспособиться, приноровиться к человеку, обеспечивая выполнение адаптивной функции. Слово объединяет, сплачивает людей, тем самым выполняя интегративную функцию. Кроме того, оно вселяет в людей уверенность и надежду, выполняя компенсаторскую функцию. Слово есть дело. Сказанное слово есть сделанное дело. Поэтому важно отметить праксеологическую функцию, указывающую на практическую значимость сказанного. Вместе с тем слово есть ценность. В слове «схватывается» и через слово выражается ценностный пласт человеческой жизни. В силу этого слово выполняет и аксиологическую, или ценностную функцию. Наконец, слово творит мир. Оно создает, упорядочивает и меняет среду существования человека и его самого, выполняя креативную функцию. Скажем, когда парень бросает девушке вслед: «Какая прикольная девчонка!» – тогда она начинает относиться к себе как симпатичной девушке. Или же, когда девушка говорит парню: «Какой ты заботливый человек», – тогда он начинает относиться к себе как человеку, который может помочь ближнему. Слово действительно творит человека.
Сказанное лишний раз подчеркивает важность слова в жизни людей. Для понимания этой очевидной истины многое сделали представители неопозитивизма, которые акцентировали внимание на проблемах языка. Современная философия аккумулирует это знание.