Основные подходы к пониманию человека
Обращение к истории философии позволяет выделить 4 основные подхода к пониманию человека: человек как биологическое существо, человек как духовное существо, человек как социальное существо, человек как био-социо-духовное существо. Рассмотрим указанные подходы.
Человек как биологическое существо. Давно было отмечено, что тело является основой человеческого существа. Скажем больше, без тела нет и не может быть человека.
Наше тело – это наша судьба. Тело нам дается нашими родителями. Никто и никогда не выбирал свое тело. Он его получил таким, каким получил. Скажем, человек рождается мальчиком или девочкой, и путь его жизни задан: он должен испить мужскую или женскую долю.
Тело изменчиво. В течение жизни тело растет, достигает своего расцвета и увядает. В зависимости от состояния тела человек по-разному смотрит на жизнь, свое место в мире.
С помощью тела мы познаем мир. Возьмем только нашу кожу. Она – самый щедрый из наших органов чувств. Кожа невероятно богата рецепторами (окончания нервных волокон). Их насчитывается около 1,5 млн. С помощью кожи мы чувствуем прикосновение, холод, тепло, боль. Кожа позволяет нам ощущать вес груза в 2 мг.
Человек зависит от тела. Скажем, родинки на лице свидетельствуют о некоторых чертах нашего характера. Например, родинка над губой справа – победа чувственности над всеми остальными качествами, оригинальность. Родинка под губой справа – склонность к ревности, жажда единственной и большой любви. Родинка над губой слева – жажда материнства, щедрость, верность. Родинка под губой слева – ясный ум, упорядоченность, воля к росту.
Все это дало мыслителям право сказать, что человек должен считаться со своим телом, заботиться о нем.
Однако человек не есть только тело. Он есть одухотворенное тело, ибо у него есть душа.
Человек как духовное существо. Ввиду важности этого вопроса мы специально остановимся на нем ниже. Сейчас же отметим только то, что духовной стороне вопроса уделялось значительное внимание в идеалистической философии и религиозных учениях. Так, в христианстве много говорится об этом. Так, Иоанн Златоуст писал: «Нет ничего драгоценнее души»[. Действительно, если человек сможет реализовать добродетельный потенциал души, то он сможет преобразовать себя и свою жизнь, наполнить ее добродетельным смыслом.
Духовный мир – это большее из того, что есть в человеке. Если сравнить человека с айсбергом, то тело есть 1/7 (как бы надводная) его часть; 6/7 – это духовный мир, скрытый от глаз других, но реально существующий. Когда два человека общаются между собой, то можно сказать, что общаются не только (и не столько) два тела, сколько две души. И нужно знать духовный мир другого человека, чтобы не отвернуть его от себя.
Вместе с тем человек не только духовное, но и социальное существо. Человек рождается и живет в обществе. Общество оказывает на него существенное влияние. Об этом справедливо писали К. Маркс и Ф. Энгельс, определяя сущность человека как совокупность всех общественных отношений. Вкладом К. Маркса следует считать и создание учения о предметно-практической сущности человека. Маркс писал: «Предмет, как бытие для человека, как предметное бытие человека, есть в то же время наличное бытие человека для другого человека, его человеческое отношение к другому человеку, общественное отношение человека к человеку». Если проанализировать данный тезис, то можно выделить два существенных момента. Во-первых, предмет есть предметное бытие человека. По сути дела, это означает, что предмет есть форма проявления человека. Создавая предметы, человек воплощает в них свои знания, умения, представления, т. е. он выражает в предмете себя. Во-вторых, предмет является формой человеческого отношения к другому человеку. Создавая предметы, человек не только проявляет себя и обеспечивает свою жизнь. С помощью созданного предмета он передает другому человеку информацию о себе. В этом случае предмет выступает своеобразным посредником между людьми, обеспечивая связь между прошлым и настоящим. Предмет – это, действительно, подлинно человеческий способ отношения одного человека к другому человеку.
Какому из названных подходов отдать предпочтение? Очевидно, что в каждом из них есть своя доля истины. Раз так, то нужно синтезировать их. Эту задачу решает четвертый подход: человек как био-социо-духовное существо. Он был поддержан Н. Бердяевым, который справедливо указал на наличие трех важных сторон в жизни человека. Лишь рассмотренные во взаимосвязи, указанные моменты дают целостное представление о человеке.