Исходя из подходов к пониманию смерти, можно выделить два основных направления в поисках смысла жизни: смысл земной жизни в подготовке себя к будущей жизни; смысл жизни в обретении значимости самой земной жизни.

Смысл земной жизни в подготовке себя к будущей жизни. Особенно ярко данная точка зрения проявила себя в христианстве. Как известно, по христианскому вероучению, каждая душа судима после смерти человека. Отсюда делался вывод: живи и не пятнай свою душу. В данном случае важно обратить внимание на два момента. Во-первых, такое понимание жизни наполняет ее определенным смыслом – живи и заботься о чистоте души. Во-вторых, в этом подходе прослеживается сильная гуманистическая традиция – неси в мир добро, и оно спасет тебя. Путь добродетели провозглашается христианством в качестве основополагающего. Это – сложный путь, но только он достоин человека, и только он может спасти человека от впадения во грех. При этом в христианстве обращается внимание на «память смертную», т. е. человек должен помнить, что он существо смертное. И в качестве такового он должен успеть исполнить себя, совершить дела добрые на земле. Эти дела включают в себя следующее: живи в мире и согласии с людьми; будь внимателен к другим и заботься о них; возлюби ближнего своего, как самого себя, не огорчай и не обижай других; гони гордыню; проси прощения и давай его; делай все так, чтобы совесть не мучила; радуйся успеху других. Если человек исполнит эти простые и понятные всем правила, то он, действительно, может наполнить свою жизнь светом Доброты. Разве это не достойный человека смысл жизни?!

Смысл жизни в обретении значимости самой земной жизни. В рамках данного подхода давался целый спектр мнений.

1. Смысл жизни человека – в его жизни. Человек живет, дышит – и это главное. Так, по мнению И. И. Мечникова, цель человеческого существования заключается в прохождении полного цикла жизни, который он определял в 100 лет. Что можно сказать по этому поводу? Действительно, жизнь человека есть величайшая ценность. И человек должен не только жить, но и прожить полностью свою жизнь. Скажем больше, есть ситуации, когда выжить и продолжать жить может стать главным делом жизни. Пример Павки Корчагина как нельзя лучше, подчеркивает значимость такого понимания смысла жизни. Однако в обычной жизни, когда человек жив, здоров и невредим, ему мало просто жить. Ему нужно жить для чего-то. Ведь он есть существо не только обладающее телесностью, но и духовностью. Уже древние обратили внимание на то, что человеку важна не просто жизнь, а жизнь лучшая, счастливая. А если так, то понимание смысла жизни в самой жизни необходимо дополнить рядом других моментов. Неслучайно в истории философии были даны иные ответы на вопрос о смысле жизни.

2. Смысл жизни человека – в его саморазвитии, в понимании своего «Я» и его совершенствовании. Одним из тех, кто обратил внимание на данный момент, был И. Кант. Он полагал смысл жизни не вне человека, а внутри его. Фактом, образующим смысл жизни, являлась идея, принимающая вид нравственного закона. Жить по закону морали, выполнять свой долг - вот достойный человека смысл жизни. В рамках данного понимания смысла жизни развивал свои идеи И. Фихте. Смысл жизни человека он видел в достижении индивидом согласия с самим собой. Фихте писал: «Я должен открыть глаза, должен вполне познать самого себя... в этом состоит мое назначение»[. Таким образом, самопознание как основа саморазвития становилось отправным моментом в постижении вопроса о смысле человеческой жизни.

Думается, что такой подход позволяет обратить внимание на человека как существо разумное, стремящееся к постижению и изменению самого себя. Человек не есть существо, которому все дано изначально. Человек может быть только тем, чем он себя сделает сам – вот пафос философии Фихте. В этом положении – и сила, и слабость предложенного понимания смысла жизни. Сила заключается в том, что все зависит только от человека, он является хозяином своей судьбы. Слабость состоит в том, что человек концентрирует внимание только на себе и как бы не видит других людей, не видит смысла жизни в том, чтобы жить для других. На это было обращено внимание в истории философии.

3. Смысл жизни человека – в жизни для других. Сторонником такого подхода был, в частности, Л. Н. Толстой. Он считал, что главное – выйти к жизни других людей, понять и принять их жизнь, и в этом обрести свой смысл жизни. Раскрывая данный момент, Л. Н. Толстой писал, что стоит человеку признать свою жизнь в благе других существ, и пугало смерти навсегда исчезнет из глаз его. Действительно, живя для других и во имя других людей, человек обретает смысл своего бытия. Он уже не думает о себе. Для него благо других есть основа и цель его существования. Это можно видеть на примере родителей, которые всецело поглощены жизнью своих детей. Для них дети, их счастье – это свет в окошке, это истинное благо. Так, в думах о детях, в делах о них родители проводят дни своей жизни, обретая подлинный смысл своей жизни.

4. Смысл жизни – в служении общему делу. Такой подход является разновидностью предыдущего. Вместе с тем он имеет свое отличие. Оно заключается в том, что не просто служение другим является смыслом бытия человека, а некое общее дело, связанное с жизнью всего общества, страны, человечества, – вот предмет приложения усилий человека, предмет, достойный уважения. Ярким примером такого понимания смысла жизни являются жизнь и идеи Н. Ф. Федорова. Философ писал: «Нужно жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а с каждым и для каждого; это союз живущих (сыновей) для воскрешения мертвых (отцов)»[. В служении общему делу человек находит свое место в жизни и обретает ее смысл.

Как видно из сказанного, спектр существующих ответов на вопрос о смысле жизни довольно широк. И сам человек должен выбрать смысл своей жизни. За него никто не выполнит эту работу. А для этого ему нужно заняться глубоко и серьезно философией. Философия как любовь к мудрости может помочь человеку обрести свой смысл жизни.

[1] Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. - М., 1989. - С. 73.

[2] Мир философии. Ч. 1. - М., 1991. - С. 90.

[3] Мир философии. Ч.1. - М.,1991. - С.13.

[4] Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. Т.1. - М.,1989. С.77.

[5] Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М.,1991. С.125.

[6] Брихадараньяка Упанишада. – М.,1992. – С.6.

[7] См.: Темкин Э. Н. Мифы древней Индии / Э. Н. Темкин, В. Г. Эрман. – М., 1985. – С. 32-33.

[8] Брихадараньяка Упанишада. - М.,1992. - С. 142-143.

[9] Дхаммапада. - Симферополь, 1990. - С. 3.

Ватсьяяна Малланага. Камасутра / Малланага Ватсьяяна. - М., 1993. - С. 138. Тут же укажем, что «Камасутра» в переводе с санскрита означает «наставление в каме, т. е. в сфере чувственных желаний человека» (Там же. С. 5). Этот памятник индийской мысли был написан полторы тысячи лет тому назад.

Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1. – М., 1993. – С. 14.

Там же. С. 29.

Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т. Т. 1 / С. Радхакришнан. - М., 1993. - С. 357.

Там же.

Брихадараньяка упанишада. - М., 1964. - С. 125.

Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1. – М.,1993. – С.17.

Подробнее см.: Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1. – М.,1993. – С.32-33.

Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1. – М.,1993. – С.36.

Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1. - М.,1993. – С. 383.

Гусейнов А. А. Великие моралисты / А. А. Гусейнов. - М., 1995. – С. 62.

Основы буддизма. Таллинн, 1990. – С.14.

Лукьянов А. Е. Становление философии на востоке. - М.,1992. - С.123.

История китайской философии. - М.,1989. - С.48.

Там же.

История китайской философии. - М., 1989. - С.56.

Дао: гармония мира. - М.; Харьков, 2000. - С. 25.

Там же. С. 11.

Дао: гармония мира. - С. 30-31.

Там же. С. 23.

Там же. С. 13.

Дао: гармония мира. - С. 19.

Конфуций. Я верю в древность. – М., 1995. – С. 116.

История китайской философии. – М.,1989. – С.68.

Семененко И. И. Афоризмы Конфуция. – М., 1987. – С. 293.

Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения / Конфуций. - М.; Харьков, 1998. - С. 77.

Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения / Конфуций. - М.; Харьков, 1998. - С. 60.

Там же. С. 34.

Там же. С. 31.

Там же. С. 75.

Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. – С. 99.

Там же. С.152.

Конфуций. Я верю в древность. – М., 1995. – С. 145.

Малявин В. Конфуций. – М., 1992. – С. 209.

Богомолов А. С. Античная философия. - М., 1985. - С. 41-42.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. - М.,1989. - С. 93.

Богомолов А. С. Античная философия. - М., 1985. - С. 42.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981. - С.130.

Богомолов А. С. Античная философия. - М., 1985. - С.82.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. - М.,1981. - С.152.

Гегель Г. Ф. В. Лекции по истории философии. Кн.1 - СПб.,1993. - С. 277.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981. - С. 245.

Лосев А. Ф. , Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. - М.,1993. - С. 90.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. - М.,1981. - С. 250.

Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т.3 - М.,1994.. - С. 252-253.

Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т.3. - М.,1994. - С.286.

Там же. Т. 1. С. 551.

Там же. С. 552.

Чанышев А. Н. Аристотель. - М., 1981. - С. 15.

Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. - М., 1993. - С. 314.

Чанышев А. Н. Аристотель. - С. 93.

Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. – М., 1984. – С. 63.

Там же. С. 64.

Аристотель. Сочинения: В 4-х т. – Т. 4. – М., 1984. – С. 283.

Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. - М.,1993. - С.363.

Антология мировой философии. В 4 . – Т. 1. – Ч. 1. М., 1969. – С. 354-355.

Там же. С. 357.

Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. – Кемерово, 1986. – С. 49.

Там же. С. 34.

Там же. С. 35.

Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. – С. 65.

Там же. С. 149.

Там же. С. 251-252.

Восточные отцы и учители Церкви IV века: Антология: В 3 т. – Т. 1. – М., 1998. – С. 242.

Там же.

Там же. С. 243.

Рим. 8, 5.

Галл. 5, 19-21.

Антоний Великий, святой. Духовные наставления. – М., 1998. – С. 35-36.

Там же. С. 119.

Там же. С. 92.

См., напр.: Рим. 2, 4; Деян. 8, 22; 17, 30.

Иак. 4, 8-10.

Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению / С. М. Зарин. – М., 1996. – С. 547.

Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы / С. С. Аверинцев. – М., 1997. – С. 174.

Августин А. Исповедь / А. Августин. – М., 1991. – С. 260.

Соколов В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М., 1979. – С. 57.

Там же. С. 63.

Там же.

Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика) / Г. Г. Майоров. – М., 1979. – С. 227.

Августин А. Исповедь. – С. 292.

Августин А. Исповедь. – С. 292.

Там же. С. 296.

Там же.

Там же.

Августин А. Исповедь. – С. 297.

Августин А. Исповедь. – С. 94.

Соколов В. В. Средневековая философия. – С.344.

Там же.

Там же. С. 347.

[ Там же.

[ Мир философии: Книга для чтения. – Ч. 2. – М., 1991. – С. 375-376.

[ Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. – М., 1978. – С. 53.

[ Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли / Л. Валла. - М., 1989. - С.113.

[ Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – С.106.

[ Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991. – С. 260.

[ Там же. С. 262.

[ Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – С. 264.

[ Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 3 / Г. В. Ф. Гегель. – СПб., 1994. - С. 321.

[ Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. – Т.1 / Т. Гоббс. – М., 1989. – С. 71.

[ Там же. С. 289.

[ Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. – Т. 1. – С. 291.

[ Там же. С. 295.

[ Там же. С. 309.

[ Там же. С. 311.

[ Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. – Т. 1. – С. 313.

[ Там же. С.316.

[ Цит. по: Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века / В. Н. Кузнецов. – М., 1989. – С.75.

[ Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. – М., 1994. – С.32.

[ Там же.

[ Кант И. Критика чистого разума. – С. 516.

[ Гулыга А. И. Немецкая классическая философия / А. И. Гулыга. – М., 1986. – С. 45.

[ Там же. С.46.

[ Кант И. Сочинения. Т. 4. – Ч.1 / И. Кант. – М., 1965. – С. 270.

[ Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. – С. 205.

[ Гегель Г. Ф. В. Энциклопедия философских наук. – Т. 1 / Г. Ф. В. Гегель.– М., 1997. – С. 220.

[ Там же. С. 213.

[ Гегель Г. Ф. В. Энциклопедия философских наук. – Т. 1. – С. 227.

[ Там же. С. 85, 102-103.

[ См.: Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше / Д. Галеви. - Новосибирск, 1992. - С. 7.

[ Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. – М., 1990. – С.10.

[ Там же. С. 12, 13.

[ Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – С. 10.

[ Там же. С.173.

[ Там же. С.12.

[ Там же. С. 81.

[ Там же. С. 88-89.

[ Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – С. 252.

[ Там же. С. 88.

[ Там же.

[ Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. – Т. 2 / Ф. Ницше. - М., 1990. – С. 273.

[ Умер ли марксизм? // Вопросы философии. – 1990. – № 10. – С. 37.

[ Маркс К. Соч. – Т. 13 / К. Маркс, Ф. Энгельс. – С. 7.

[ Маркс К. Соч. – Т. 2 / К. Маркс, Ф. Энгельс. – С. 47.

[ Марксизм: pro и contra. – М., 1992. – С. 177.

[ Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии / А. Ф. Замалеев. – СПб., 1999. – С. 12.

[ Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. – С. 24-25.

[ Нил Сорский. Предание о жительстве скитском. – М., 1997. – С. 73-80.

[ Шкуринов П. С. А. Н. Радищев. Философия человека / П. С. Шкуринов. – М., 1988. – С. 78.

[ Там же. С. 79.

[ Федоров Н. Ф. Сочинения / Н. Ф. Федоров. – М., 1982. – С. 356.

[ Там же.

[ Федоров Н. Ф. Сочинения. - С. 366.

[ Моисеев Н. Н. Вернадский и современность / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. - 1994. - № 4. - С. 7.

[ Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. - СПб., 1999. - С.180.

[ Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М., 1991. - С. 45.

[ Чаадаев П. Я. Статьи и письма. – М., 1989. – С. 49.

[ Там же. С. 45.

[ Там же. С.153-154.

[ Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н. А. Бердяев // О России и русской философской культуре. – М., 1990. – С. 44.

[ Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. - М., 1988. - С. 453.

[ Там же.

[ Там же. С. 484.

[ Там же.

[ Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. С. 487-488.

[ Зотов А. Ф. Западная философия XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М., 1994. – С. 336.

[ Бибихин В. В. Язык философии / В. В. Бибихин. – М., 1993. – С. 96.

[ Иак. 3:5-6, 8, 11.

[ Джемс В. Прагматизм / В. Джемс. – СПб., 1910. – С. 46.

[ Джемс В. Прагматизм. – С. 37.

[ Там же. С. 38.

[ Там же. С. 41.

[ Джемс В. Прагматизм. – С. 41.

[ Там же.

[ Игнатенко А. А. Как жить и властвовать: Секреты успеха, добытые в старинных арабских назиданиях правителям / А. А. Игнатенко. – М., 1994. – С. 154.

[ Игнатенко А. А. Как жить и властвовать: Секреты успеха, добытые в старинных арабских назиданиях правителям. – С. 154-155.

[ Дон Фуллер. Управляй или подчиняйся! Проверенная техника эффективного менеджмента. - М., 1992. - С. 25.

[ Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. – М., 1992. – С. 202.

[ Фромм Э. Душа человека. - С. 203.

[ Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд.- М., 1989. – С. 25.

[ Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М., 1989. - С. 442.

[ Там же. С. 446.

[ Буржуазная философская антропология XX века. – М., 1986. – С. 246.

[ См. подробнее: Директор. – 2006. – № 3. – С. 66.

[ Мельвиль Ю. К. Пути буржуазной философии XX века / Ю. К. Мельвиль. - М.,1983. - С. 131.

[ Там же. С. 115.

[ Сумерки богов. – М., 1989. – С. 319.

[ Заболоцкий Н. А. Стихотворения и поэмы / Н. А. Заболоцкий. – М., 1985. – С. 244.

[ Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь / И. Х. Дворецкий. - М., 1976. - С. 621.

[ Евсюков В. В. Мифы о Вселенной / В. В. Евсюков. – Новосибирск, 1988. – С. 74.

[ Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. – С. 68.

[ Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Быт. 1:1.

[ Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Фил. 2:10.

[ Коран. 67:3.

[ Кессиди Ф. Х. Гераклит / Ф. Х. Кессиди. – М., 1982. – С. 111.

[ Еремеева А. И. История астрономии / А. И. Еремеева, Ф. А. Цицин. – М., 1989. – С. 73.

[ Словарь античности. – М., 1989. – С. 470.

[ Еремеева А. И. Астрономическая картина мира и ее творцы / А. И. Еремеева. – М., 1984. – С. 109.

[ Там же. С. 141.

[ Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум / И. С. Шкловский. – М., 1987. – С. 125.

[ Там же. С. 55.

[ Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. – М., 1994. – С. 106.

[ Там же.

[ Там же. С. 110.

[ Подробнее см.: Князева Е. Н. Антропный принцип в синергетике / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. – 1997. – № 3.

[ Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике / Х. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. – 1993. – № 10. – С. 36.

[ Там же. С. 44.

[ Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря / Н. А. Бердяев. – М., 1995. – С. 301.

[ Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике. – С. 58.

[ Подробнее см.: Семенов Ю. И. На заре человеческой истории / Ю. И. Семенов. – М., 1989. – С. 89.

[ Подробнее см.: Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока / Дж.. Мелларт. - М., 1982; Левек П. Эллинистический мир / П. Левек. – М., 1989; Сванидзе А. А. Древнейшие ремесла в средневековой Европе / А. А. Сванидзе. – М.,1985.

[ См.: Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров / В. А. Кутырев. – Н. Новгород, 1994. – С. 44.

[ Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. – С. 4.

[ Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. – С. 3.

[ Карпинская Р. С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов. – М., 1995. – С. 149.

[ Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. – С. 305.

[ Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. – С. 55.

[ Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. – С. 55.

[ Моисеев Н. Н. Человек во Вселенной и на Земле / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. – 1990. – № 6. – С. 43.

[ Кутырев В. А. Философия постмодернизма / В. А. Кутырев. – Н. Новгород, 2005. – С. 73.

[ Бердяев Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. – М., 1993. – С. 73.

[ Эта и последующая информация о генезисе языка взята из лекций профессора И. В. Суханова, прочитанных им в Горьковском институте инженеров водного транспорта в 1981 году.

[ См.: Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. – М., 1993. – С. 114.

[ Подробнее см.: Антропономия (Общая теория человека). – Н. Новгород, 1991.

[ Восточные Отцы и Учители Церкви IV века: В 3 т. – Т. 3. – М., 1999. – С. 77.

[ Упанишады: В 3 кн. – 1 кн. – М., 1992. – С. 74.

[ Китайский эрос. – М., 1993. – С. 6.

[ Там же. С. 13.

[ Платон. Собрание сочинений: В 4 т. – Т. 2 / Платон. – М., 1993. – С. 98.

[ Там же. С. 100.

[ Платон. Собрание сочинений: В 4 т. – Т. 2. – С. 101.

[ Там же. С. 119.

[ Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - С. 58.

[ Там же.

[ Там же. С. 59.

[ Ницше Ф. Так говорил Заратустра. С. 184.

[ Соловьев Вл. Смысл любви / Вл. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. – Т. 2.. – М., 1988. – С. 513.

[ Вельков В. В. Смысл эволюции и эволюция смысла / В. В. Вельков // Человек. – 2005. –№ 5. – С. 16.

[ Соловьев Вл. Смысл любви. – С. 518.

[ Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития / В. В. Розанов. – М., 1990. – С. 402.

[ Там же.

[ Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития. – С. 411.

[ Там же. С. 413.

[ Там же. С. 414.

[ Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию / Л. С. Франк // Франк С. Л. Реальность и человек. – М., 1997. – С. 41.

[ Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. – С. 42.

[ Там же.

[ Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. – С. 50.

[ Иоан. 13, 34.

[ 1Кор. 13, 4-7.

[ Кол 3, 14.

[ См.: Философия любви. Ч. 2. Антология любви. – М., 1990. – С. 62 и др.

[ Фромм Э. Искусство любви / Э. Фромм // Философия и жизнь. – 1990. – № 8. – С. 27.

[ Там же. С. 30.

[ Фромм Э. Искусство любви. – 30.

[ См. подробнее: Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. – М., 2000. – С. 382-387.

[ Антоний Сурожский, митрополит. Первые прошения молитвы Господней //Альфа и Омега. – 1998. – № 2 (16). – С. 7.

[ Мамардашвили М. Психологическая топология пути. М. Пруст «В поисках утраченного времени» / М. Мамардашвили. – СПб., 1997. – С. 58-59.

[ Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр // Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1992. – С. 342.

[ Имплантация - погружение бластоцисты (шарообразного скопления клеток, образовавшегося в результате дробления зиготы) в стенку матки после спуска по фаллопиевой трубе, которое происходит на 6-й день после оплодотворения.

[ Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2001. – С. 176-177.

[ Брусиловский А. И. Жизнь до рождения / А. И. Брусиловский. – М., 1991. – С. 8.

[ Ученые установили, что «каждый раз, когда курит мать, возрастает частота сердечных сокращений у плода. Среди матерей, злоупотребляющих курением... высок риск преждевременных родов, недостаточного веса ребенка при рождении, выкидышей и детской смертности» (Крайг Г. Психология развития. – С. 171).

[ Брусиловский А. И. Жизнь до рождения. – С. 106.

[ Крайг Г. Психология развития. – С. 163.

[ Брусиловский А. И. Жизнь до рождения. – С. 110.

[ Антропономия (Общая теория человека) / Под ред. Л. А. Зеленова. – Н. Новгород, 1991. – С. 24.

[ Крайг Г. Психология развития. – С. 356, 461.

[ Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. – Л., 1990. – С. 101.

[ Там же. С. 227.

[ Буева Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. – М., 1978. – С. 110.

[ Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – С. 207.

[ Там же. С. 220.

[ Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – С. 212.

[ Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. – М., 1996. – С. 55.

[ Интересные данные приводит Г. Крайг в своем исследовании: 12 недель - ребенок улыбается, когда с ним разговаривают, гулит; 8 месяцев - повторяет отдельные слоги; 18 месяцев - произносит до 50 слов; 36 месяцев - словарный запас достигает примерно 1000 слов (Крайг Г. Психология развития. – С. 271).

[ Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - С. 56. В этой связи уместно напомнить слова Ортеги-и-Гассета, который замечал: «Наша жизнь... не дана нам в готовом виде. Жизнь не есть нечто застывшее раз и навсегда, жизнь - это задание, которое надо исполнить» (Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 2000. – С. 356-357).

[ Египетская книга мертвых // Наука и религия. – 1990. – № 1. – С. 48.

[ Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / М. Бойс. – М., 1987. – С. 37.

[ Платон. Федон / Платон // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. – Т. 2. – М., 1993. – С. 32.

[ 2 Пет. 1, 11.

[ Моуди Р. Жизнь после смерти / Р. Моуди // Жизнь земная и последующая. – М., 1991. – С. 15.

[ Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. – М., 1992. – С. 264.

[ Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – С. 273.

[ Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – С. 272.

[ Мень А. Радостная весть: Лекции. – Вып. 1 / А. Мень. – М., 1991. – С. 286.

[ Бердяев Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. – М., 1994. – С. 33.

[ Там же. С. 407.

[ Иоанн Сан-Францисский, архиепископ: Избранное. – Петрозаводск, 1992. – С. 499.

[ Мамардашвили М. Психологическая топология пути. М. Пруст «В поисках утраченного времени». – С. 385.

[ Там же. С. 388.

[ Брихадараньяка Упанишада. – С. 125.

[ Платон. Собрание сочинений: В 4 т. – Т. 2. – С. 32.

[ Там же. С. 25.

[ Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А. Я. Гуревич. – М., 1989. – С. 76.

[ См. подробнее: Тибетская книга мертвых. – СПб., 1992.

[ Моуди Р. А. Жизнь после жизни / Р. А. Моуди // Жизнь земная и последующая. – М.. 1991. – С. 7– 78.

[ Жизнь земная и последующая. – М., 1991. – С. 16-17.

[ Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991. – С. 126.

[ Мир философии. – Ч. II. – М., 1989. – С. 88.

[ Там же. С. 92.

[ Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение / И. Фихте. – Минск, 2000. – С. 655.

[ Цит. по: Лосский Н. О. История русской философии. – С. 89.