Видными представителями философии нового времени стали Рене Декарт, Фрэнсис Бэкон и Томас Гоббс. Они оказали огромное влияние на развитие европейской культуры. Подробнее остановимся на их философских учениях.

Р. Декарт – французский мыслитель ХVII века. Великий математик, оригинальный философ, который многое сделал для философии науки. Гегель высоко оценил его вклад в науку, сказав, что «с ним начинается новая эпоха философии»[.

Декарт исходил из того, что в основе человеческого знания должна лежать философия. С ее помощью он стремился найти положение, истинность которого не подвергалась бы сомнению. Он долго искал такое положение и наконец сформулировал его: «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую»). Очевидность данного положения не вызывала сомнений. Действительно, если человек мыслит, то он вправе сказать, что он существует.

Через достоверность мысли Декарт шел к достоверности бытия вещей. Такой способ постижения действительности получил название «рационалистического», а философия стала называться философией рационализма.

Рационализм (от лат. ratio – разум) философское направление, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности. Именно рациональность стала тем средством, с помощью которого можно познать весь мир. Опираясь на правильные идеи, человек постигает мир, в котором живет, готовит основу для дальнейшего его постижения. При этом сформулированные идеи должны стать отправным пунктом в приобретении нового знания, которое можно получить с помощью законов логики, опираясь на рациональный метод.

Декарт в своей работе «Рассуждения о методе» сформулировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы вести свой разум к познанию истины. Правило первое: принимай за истину то, что самоочевидно и не дает повода к сомнению. Правило второе: каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие, доводя их до самоочевидных вещей. Здесь важен не только анализ, но и метод дедукции, предполагающий путь от общего к частному. Правило третье гласит: в познании следует идти от простых вещей к сложным. Здесь важно не только прибегать к синтезу, но и использовать метод индукции, нацеливающий на последовательность шагов от частного к общему. Правило четвертое требует полноты перечисления как познанного, так и познаваемого, чтобы быть уверенным в том, что взята вся совокупность фактов.

Эти правила раскрывали суть рационалистического метода, которым пользовался философ. Начиная с Декарта, стало возможным серьезно говорить о научном подходе к познанию действительности. Научное знание возвышалось над иными формами постижения действительности и превращалось в эффективное средство познания реальности. Не удивительно, что математике в этом процессе отводилась ведущая роль.

Сказанное позволяет понять, почему именно Декарт стал родоначальником философии Нового времени. Его рационалистическая философия стала ответом на запросы времени и задала новый импульс развитию европейской культуры.

Однако при всех положительных моментах, рационализм как направление в философии имеет свои слабые стороны: а) роль чувственного познания принижалась; б) опытное знание воспринималось лишь как подтверждение данных интеллекта. На это было обращено внимание в истории теоретической мысли.

Ф. Бэкон (1561 – 1626) – английский философ, основоположник такого направления в философии, как эмпиризм (от греческого «эмпирия» – опыт). Эмпиризм – это направление в философии, признающее опыт источником познания.

Бэкон считал, что философия должна носить практический характер. Путем, ведущим к знанию, он полагал наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Только изучая действительность, только извлекая знания из самой действительности, можно быть уверенным в том, что приобретаешь истинное знание. Опыт – вот единственный и верный путь познания действительности.

Вместе с тем, писал Бэкон, опыт может дать достоверное знание, когда ум человека освобожден от идолов (ложных, искаженных представлений). Ф. Бэкон выделял четыре группы идолов.

Идолы рода – это сама природа человека. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, искажающему действительность. В самом деле, каждый человек по-своему смотрит на мир, «выхватывая» те или иные фрагменты бытия. Так, например, один человек обращает внимание на мажорные моменты бытия, другой – на минорные. И это восприятие примешивается к природе вещей. В результате вещи воспринимаются искаженно.

Идолы пещеры – это заблуждения отдельного человека, связанные с его воспитанием, привычками, вкусами. Действительно, каждого человека воспитывали вполне конкретные люди, которые привили ему определенные нормы поведения и формы общения, те или иные ценностные ориентации. И через их призму человек смотрит на мир и все происходящее в нем. В итоге также возникает опасность искажения действительного положения вещей.

Идолы площади – это заблуждения человека, порожденные тем обществом, в котором он живет. Поистине, в каждом обществе есть своя система ценностей, свои представления о праведном и ложном, свои привычки. Скажем, англичанин, прежде чем умыться, обязательно заткнет раковину пробкой, наполнит ее водой, а потом уже приступит к умыванию. Русский человек просто откроет кран, наберет в пригоршни воду и начнет умываться. Каждый народ имеет свои привычки, которые как идолы оказывают воздействие на его поведение, мироотношение. В результате вновь возможно искажение восприятия существующего положения вещей.

Идолы театра – это заблуждения философов, авторитетных людей. Действительно, у каждого мыслителя есть свои представления, в которые он уверовал и которые не подвергает сомнению. Эти представления, став частью мировоззрения его ученика, увы, могут искажать действительность. И об этом, по мнению Бэкона, также следует помнить.

Крупнейшим философом нового времени по праву считают Томаса Гоббса. Сын сельского священника и крестьянки, он уже в детские годы хорошо освоил латинский и греческий языки. Впоследствии он поступил в один из колледжей Оксфордского университета. Стойкий интерес к философии, приобретенный в стенах колледжа, положил начало философскому пути Гоббса.

Мыслитель исходил из того, что философия «врожденна» каждому человеку. Люди должны «действовать, как скульпторы, которые, обрабатывая бесформенную материю резцом, не творят форму, а выявляют ее». «Подражай акту творения!»[ – призывал Гоббс. Этот призыв стал для него философским девизом. Гоббс наблюдал за жизнью людей, пытаясь в привычном увидеть важное и выявить его.

Человек для него не только разумное существо, но и общественное. Он живет среди людей. Но как он живет? Почему он живет так? Можно ли что-то сделать для того, чтобы изменить его жизнь к лучшему? Данные вопросы интересовали мыслителя. Он стремился дать на них свои ответы.

Гоббс исходил из того, что каждый человек занят прежде всего собой. Только удовлетворив свои потребности, он обращается к проблемам общества. Отсюда делался вывод о том, что частное, индивидуальное является первичным, а общественное – вторичным. Другими словами, в понимании социальной жизни Гоббс шел от человека к обществу.

При этом он полагал, что любое общество проходит две стадии своего становления: естественное общество (status naturalis) и гражданское общество (status civilis). Сохраняя предложенную последовательность, рассмотрим специфику каждого из них.

Специфика естественного общества связана с естественным правом. Основанием естественного права стало то, что каждый человек «в силу своих возможностей оберегал собственную жизнь и тело»[. Он обладал также правом пользоваться всеми средствами и совершать всякое действие, без которых он не может обеспечить самосохранение. Но если каждый имеет такое право, и каждый воспользуется им, то будет «война всех против всех»[. Однако война, в свою очередь, не способствует сохранению человека. Поэтому нужно стремиться избежать войны и объединиться. По мнению Гоббса, идея объединения стала первым шагом к созданию общества.

В естественном обществе функционируют естественные законы. Гоббс взял на себя труд сформулировать их. Все законы условно можно разбить на три группы.

К первой группе относятся законы общего характера. Основным законом здесь выступает положение: «необходимо стремиться к миру всюду, где это возможно»[. Это рассматривается как требование природы. Для того чтобы добиться этого, необходимо соблюдать ряд других законов. Среди них обращает на себя внимание четвертый закон природы. Он «требует от каждого считаться с интересами других»[. Категория «интерес» является основополагающей для философии. Ведь все поступки человека продиктованы теми или иными интересами. Если не учитываются интересы человека, то создается конфликтная ситуация. Конфликт ведет к конфронтации между людьми. Конфронтация – прямой путь к «войне всех против всех».

Ко второй группе относятся законы, связанные с взаимоотношениями людей. Это наиболее представительная группа законов. Основополагающим положением, по Гоббсу, здесь выступает следующее: «каждый обязан предоставлять любому другому те же самые права, которые он требует для себя самого»[. В этом, по сути дела, находит свое выражение главное требование правового государства. Ведь там, где один человек получает привилегии по сравнению с другим, неизбежно возникает конфликтная ситуация, которая, в свою очередь, ведет к «войне всех против всех». Помочь избежать дестабилизации отношений между людьми может только предоставление другим тех же самых прав. Об этом и говорит Гоббс.

К третьей группе относятся законы, освещающие вопросы, связанные с посредником. Хорошо известно, что для того, чтобы уладить возникшие между людьми споры, необходимо «третье» лицо, которое сможет непредвзято подойти к решению существующей проблемы. При этом следует «обеспечить неприкосновенность посредникам, способствующим установлению мира»[. «Миротворцам», третейским судьям должны быть созданы все условия для выполнения их важной миссии. В противном случае невозможно будет найти посредников, а значит, предотвратить надвигающуюся «войну всех против всех».

По Гоббсу, данные законы природы «неизменны и вечны: то, что они запрещают, никогда не может быть разрешено»[. Вместе с тем они являются и требованиями морали. Действительно, если бросить взгляд на естественные законы, то нельзя не заметить, что они регулируют поведение людей, т. е. ответственны за ту область человеческого бытия, которая связана с моралью.

Однако естественные законы не всегда выполняются людьми. Так как человек, думая о самосохранении, подчас забывает о ближнем. Он не понимает, что забота о другом есть форма самосохранения. Поэтому общество должно было перейти и перешло на вторую стадию своего развития – гражданское общество.

Гражданское общество основывается на сильной централизованной власти, которая используя систему наказаний, принуждает человека выполнять естественные законы. В этом случае они получают статус гражданского права. Развитое и, что еще более важно, действующее гражданское право характеризует цивилизованное государство, для которого право человека на жизнь, защита его собственности является одной из важнейших функций.

Влияние учений Декарта, Бэкона и Гоббса на развитие европейской философии было огромным. Можно сказать, что они заложили фундамент новоевропейской философии, в которой принципы рационализма и эмпиризма заняли достойное место.