Проблема сознания – одна из важнейших в философии. Это и понятно, ведь именно сознание делает человека существом духовным. Одно это уже заставляет рассмотреть вопрос о сущности и специфике сознания.

Раскрывая данный вопрос, русский философ Н. А. Бердяев писал: «Сознание… есть со-знание, т. е. предполагает взаимодействие нескольких и многих душ. Если бы в мире существовала только одна душа, то сознания не было бы. Сознание возникает от встречи и взаимодействия душ»[. Нетрудно заметить, что в этих словах речь идет о возникновении сознания, но еще не говорится о том, что есть сознание.

В современной философской литературе сознание определяется как высшая, свойственная людям и связанная с речью функция мозга. Согласно такому пониманию, сознание есть у человека, оно связано с речью и существует благодаря мозгу. Принимая такое определение, остановимся более подробно на специфике сознания.

I. Сознание характеризуется абстрактностью мышления, т. е. отражает мир в отвлеченных понятиях, суждениях, умозаключениях.

Понятие есть мысль, отражающая в обобщенной форме предметы или явления. В свою очередь, связь понятий образует суждение. Связь суждений приводит к умозаключению. Покажем это на примере:

День – понятие.

Солнечный день – суждение.

Солнечный день. Погода хорошая. Можно идти гулять

умозаключение.

Абстрактность мышления стала возможной благодаря появлению речи. В свою очередь, речь невозможна без языка.

Развитие языка – одна из интереснейших страниц человеческой культуры. Первоначально язык был стимулятором действий, затем он стал регулятором действий и, наконец, он стал знаком. Например,

Эй – стимулятор.

Эй, ухнем – регулятор.

Эйдетизм (разновидность образной памяти, заключающейся в способности долгое время сохранять в памяти яркие образы) – знак.

Знаковость языка является его основным свойством. С появлением знаковости языка человек стал реагировать не на звучание, а на значение слова. Этот путь был непрост. Специалисты полагают, что первым гласным звуком был звук «а». Он играл определяющую роль в формировании языка. Так, в первоначальном языке было 9 значащих единиц: ма, па, ба, та и т. д. Эти сочетания являлись не выражением суждений, а проявлением воли и желания человека.

В последующем развитие языка шло по пути удвоения значащих единиц: ма-ма, па-па, ба-ба, та-та и т. п. Иначе говоря, образование слов было связано с повторением слогов. Это стало общей закономерностью. Скажем, на языке пигмеев «ту» – человек, «ту-ту» – несколько человек, «ту-ту-ту» – толпа[.

Характерно, что на ранних стадиях развития языка нет общих понятий. Слова конкретны. Так, у эскимосов не было слова «морж». У них морж, который лежит на льдине и который будет убит, называется одним словом. Морж, который соскользнул со льдины и не был убит, назывался другим словом. У тех же эскимосов, которые жили в холодном климате, не было слова «холод», но было 11 понятий обозначающих различные состояния холода. У лопарей (скандинавская народность), которые жили среди снега, не было понятия «снег», но было 41 понятие различных состояний снега.

Появление абстрактных понятий стало новым этапом на пути развития языка и расширило возможности человека в отражении действительности. Скажем, понятие «дерево». В природе мы можем встретить березу, липу, сосну, но не увидим дерева. «Дерево» – это абстракция, которая позволяет объединить в одну группу родственные растения. Оперируя понятием «дерево», человек передает важную для себя информацию, решает многие свои проблемы.

Вместе с тем нужно помнить, что язык – это не только способ передачи информации, но и средство общения людей. В языке важно все – и понятийная его часть, и эмоциональная составляющая. Ведь передают информацию не просто два сознания друг другу, а два человека, находящихся в определенном эмоциональном состоянии. Эмоции способны усилить или ослабить значение сказанного. Поэтому важно думать не только о том, что говорить, но и как говорить. В силу важности этого момента позволим себе несколько подробнее остановиться на нем.

Эмоции бывают положительные и отрицательные. Положительные эмоции связаны с улыбкой, радостью, благожелательностью, уважением, сочувствием. Отрицательные эмоции – с гневом, раздражительностью, ненавистью, игнорированием кого-либо или чего-либо. Вследствие этого всегда важно эмоционально настроиться на разговор с человеком.

В качестве примера возьмем деловой разговор. Что ему может помочь? Прежде всего – доброжелательность, т. е. изначальная установка на делание добра, на готовность сотрудничества. Затем – приветливость, ярким выражением которой является улыбка. Потом – тактичность фраз. Здесь важно использовать следующие конструкции: я хотел бы посоветоваться; может быть, нам поступить так; если В не возражаете; как Вы думаете; если я Вас правильно понял; сделай доброе дело. Далее. Язык жестов. Желательно использовать жесты, приглашающие к диалогу, демонстрирующие конструктивный настрой, уверенность и оптимизм. Кроме того, следует учитывать интересы собеседника. Человек всегда чувствует заботу и внимание к своей персоне. Почему бы это не использовать для достижения положительного результата? Наконец, важна одежда. Для деловой встречи она должна быть без излишеств и вычурности. Важна также цветовая гамма. Все эти моменты, взятые вместе, и создают тот положительный эмоциональный настрой, который содействует взаимопониманию, а следовательно, решению деловых вопросов.

II. Другой важной особенностью сознания является целеполагание. Если высшие животные обнаруживают лишь способность к достижению цели, то у человека целеполагание есть необходимый элемент сознания.

Действительно, в истории действует человек, преследующий свои цели. Люди встречаются с какой-то целью, ведут беседу с какой-то целью, обмениваются информацией с какой-то целью. В силу этого можно сказать, что человек есть существо целеустремленное. Если же молодые люди не могут так сказать про себя, то это, скорее всего, свидетельствует о том, что они еще не знают себя как существо разумное.

Отсюда напрашивается вывод: прежде чем совершить какое-либо действие, человек должен задать себе вопрос: какая цель должна быть достигнута? Такой вопрос полезно задавать себе каждый день, для того чтобы прожить его с пользой. Его следует задавать каждый раз, когда возникает желание что-либо сделать. Например, если к Вам подошли и завели разговор, то спросите себя: с какой целью другой человек ведет с Вами беседу? Что ему нужно? Ответив на этот вопрос, Вы сможете выстроить свою беседу так, как Вам выгодно.

III. Важной особенностью сознания является его активность. Хорошо известно, что сознание человека не только отражает мир, но и творит его. Силой сознания человек творит мир идей, мир вещей, мир отношений. Человек не складывает с обреченностью руки, а стремится решить вновь возникающие перед ним задачи. На этом пути приходит более глубокое понимание мира и самого себя, своего отношения к природе. Если буквально недавно человек рассматривался как покоритель природы, то сегодня приходит понимание, что активность человеческого сознания не может быть направлена на противостояние с природой. Человек должен научиться жить в согласии с ней.

IV. Существенной особенностью сознания выступает опережающее мышление. Человек способен предвосхищать события. Скажем, если человек говорит: «Будь осторожен на льду», – то он знает, что можно поскользнуться и упасть. «Опережающее мышление» человека как бы бьет тревогу, акцентируя внимание на том, что возможность развития событий в этом направлении весьма вероятна. Касаясь этой стороны вопроса, К. Г. Юнг замечал, что предвосхищение является «восприятием заключенных в ситуации возможностей»[.

Рассмотрение основных особенностей сознания позволяет внести уточнение в его философское определение. Сознание есть активная форма постижения действительности, характеризующаяся абстрактностью мышления, целеполаганием и способностью предвосхищать события.

После того как мы определили сущность сознания, возникает вопрос: что есть самосознание?