Стадии пути жизни человека
Преджизнь. Человек еще не родился, но уже есть основа для его появления на свет. Она связана с существованием природо-социо-духовной реальности, которая стремится воспроизвести себя. Человек есть средство и результат процесса воспроизводства данной реальности. Как «средство» человек есть взрослый индивид (родитель), наделенный природными, социальными и духовными качествами. Как «результат» человек есть новорожденный, вступивший в фазу жизни. Что же может стать предметом изучения пути жизни человека до рождения ребенка? Обозначим основные подходы к ответу на данный вопрос.
Прежде всего отметим, что в науке принято выделять пренатальный этап, начинающийся с момента оплодотворения яйцеклетки и завершающийся родами. Безусловно, это - важнейший этап в жизни человека.
Природный аспект. Тело женщины - сложнейший организм, предназначенный для воспроизводства человека. Однако, порой, в этом организме происходят сбои. Они могут быть вызваны различными причинами. Например, свыше 50 % оплодотворенных яйцеклеток так никогда и не имплантируются[. К нежелательным последствиям может привести и несовпадение резус-фактора. Хорошо известно, что если кровь матери резус-отрицательна, а кровь отца резус-положительна, то это может привести к нежелательным последствиям в случае, если у ребенка кровь также будет резус-положительной. «Часть крови плода «просачивается» в кровеносную систему матери; материнский организм начинает вырабатывать антитела, которые проникают в организм плода и атакуют клетки его крови. Это не представляет угрозы для матери, но опасно для ее еще не родившегося ребенка. Более того, накапливание антител в организме матери происходит достаточно медленно, так что они могут, не принеся вреда первому ребенку, воздействовать на последующих»[. Другой фактор - возраст женщины. Общеизвестно, что аномалии в пренатальном периоде встречаются чаще, если первая беременность у женщины случается раньше 19 или позже 35 лет. Количество примеров можно множить и дальше. Нам же важно подчеркнуть, что от состояния здоровья организма женщины зависит прохождение пренатального этапа в жизни человека. Можно сказать больше: «Именно в этот период во многом определяется биологическая судьба организма на все последующие годы»[.
Вместе с тем на это же оказывает свое воздействие та природная среда, в которой находится беременная женщина. Различные эпидемии, климатические условия, состояние окружающей среды, природные катастрофы и аномалии - все может оказать и оказывает свое влияние на развитие плода.
Социальный аспект. Он связан с отношением матери к выполнению своей важнейшей функции - деторождению. Какие лекарственные препараты принимала женщина до и во время беременности, особенно гормональные средства, употребляла ли алкоголь и в каких количествах, курила ли [, прибегала ли к использованию наркотиков, каково было питание и образ жизни в период беременности, на каком производстве трудилась женщина, каковы ее отношения с сотрудниками по работе и домочадцами - это и многое другое оказывает свое влияние на прохождение пренатального периода.
Роль внешней социальной среды в этом процессе также весома. Различные социальные коллизии, войны, революции, реформы, кризисы и прочее воздействуют на состояние матери, а следовательно, ее ребенка. Всевозможные социальные институты (семья, церковь, государство и т. д.), вся система социальных отношений, социальная защищенность (или незащищенность), социальный статус женщины и т. д. - все так или иначе влияет на характер течения пренатального периода. Отношение родственников к желанной (или нежеланной) беременности, отношение мужа к своей жене и т. п. - имеет самое прямое отношение к указанному этапу человеческого бытия.
Духовный аспект. Духовная жизнь беременной женщины подвержена влиянию душевной стихии. Ежедневные самопроизвольные желания охватывают все ее существо. Она вынуждена либо идти на поводу своих страстей, либо вести с ними борьбу. Это - различные перепады в настроении, переживания о здоровье плода, ожидание родов, боязнь возможных осложнений и т. д. Все это не может не оказать воздействия на внутриутробное развитие ребенка. «В 1925 г. американский биолог и психолог У. Кэннон доказал, что страх и беспокойство ведут к появлению в крови животных и человека особых химических веществ - катехоламинов. Если страх или беспокойство испытывает беременная женщина, с ее кровью эти вещества проникают через пуповину к ребенку. В результате ребенок тоже начинает испытывать беспокойство»[. Поэтому очень многое зависит от организованного начала души женщины: насколько она может справиться со стихией чувств, подключив свою волю и знания.
Так, «ученые установили, что физическое развитие является далеко не единственным процессом, происходящим с человеческим организмом в течение пренатального периода… К 24-й неделе более полно развивается кожная чувствительность, плод начинает реагировать на звук, а к 25-й неделе реакция на звук становится вполне устойчивой»[. С этого периода можно проводить регулярные занятия со своим ребенком. Так, в Америке в 1986 г. 700 будущих мам прошли программу обучения детей внутриутробного периода жизни. «Обучение началось на пятом месяце беременности. Сначала дважды в день слегка похлопывали по животу матери. Через два месяца появилась реакция плода на этот сигнал. Он начинал шевелиться, когда подавался знакомый сигнал. Произношение нескольких простых слов подкрепляли таким же сигналом. В результате подобного обучения родившиеся дети начинали раньше разговаривать, меньше плакали, долго и внимательно слушали родителей»[.
На наш взгляд, сказанное позволяет углубить представления о пути жизни человека и расширить рамки изучения данного вопроса в целом. Эту область научного знания можно было бы назвать наталистикой от лат. «natalis» - «род, родина, происхождение». Наталистика призвана собрать воедино всю информацию о преджизни человека, структурировать ее по трем основным разделам - природный, социальный и духовный аспекты - и раскрыть важность данного этапа в зарождении жизненного пути.
Жизнь. Данная стадия пути жизни начинается с момента появления человека на свет и завершается его смертью. В основном именно эта стадия является предметом изучения, когда речь заходит о жизни человека. В поле зрения исследователей, как правило, попадают возрасты человеческой жизни:
детство 0–11 лет;
отрочество 11–15 лет;
юность 15–18 лет;
молодость 18–30 лет;
зрелость 30–50 лет;
пожилой возраст 50–70 лет;
старость 70 и старше.
Природный аспект. Родившийся ребенок, в строгом смысле слова, не является еще человеком. Он есть «потенциальный человек», «кандидат в человека»[. Но этот «кандидат» уже многое может. Новорожденные, как отмечают специалисты, уже имеют определенные предпочтения и обладают поразительной способностью к научению. Более того, они могут научить взрослых трем вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие, настаивать на своем.
За два первых года дети меняются значительно. Причем процесс развития идет асинхронно. Хорошо известно, что за речь отвечает левое полушарие. Его ускоренный рост отмечается в возрасте от 3 до 6 лет. Созревание правого полушария ускоряется в период от 8 до 10 лет. «К 8 годам мозг ребенка составляет 90 % от величины мозга взрослого»[.
Динамика изменения биологической составляющей человека такова. Физические возможности человека достигают своего максимума в промежутке между 25 и 30 годами. С 30 до 50 лет происходит постепенное снижение активности организма. К 70 годам происходит неизбежное снижение работоспособности всех систем организма.
Социальный аспект. Человек не просто рождается. Он рождается в обществе, в нем живет и в нем умирает.
Ребенок сразу же обретает целый набор социальных статусов, становясь сыном (дочерью), внуком (внучкой), правнуком (правнучкой), племянником (племянницей) и т. д. Но, пожалуй, главное состоит в том, что он становится членом семьи, ее частью. И, как член семьи, как ее часть, он включается в систему семейных отношений. На это обратил особое внимание Л. Н. Гумилев, подчеркнув, что в семье «реально существующим и действующим фактором системы являются не предметы, а связи... (курсив наш. - С. Е.)»[. Именно связи (вертикальные и горизонтальные) между членами семьи образуют то, что называется семьей.
Родительство есть историческое явление. Исследователи утверждают, что «до конца XVIII в. материнская любовь во Франции была... делом индивидуального усмотрения и, следовательно, социально случайным явлением»[. Материнство, по сути дела, ограничивалось выполнением репродуктивной функции (зачатие, рождение) и выкармливанием потомства. Процесс воспитания осуществлялся в ходе трудовой деятельности. В свою очередь, если материнство выступает природно-социальным явлением, то отцовство - чисто историческое (социальное) явление.
В современной науке принято различать четыре основных стиля поведения родителей в отношении своих детей: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.
Авторитетный стиль характеризуется высоким уровнем контроля за детьми и теплыми отношениями с ними. Авторитарный - при сохранении высокого уровня контроля ориентирован на холодные отношения с детьми: родители закрыты для постоянного общения с детьми и ждут лишь безусловного исполнения своих приказаний. Либеральный стиль, напротив, при сохранении теплых отношений дает низкий уровень контроля над поведением детей. Наконец, индифферентный стиль - при низком уровне контроля демонстрирует холодные отношения.
Не развивая далее указанные положения, отметим, что семейная среда - это то лоно, в недрах которого ребенок становится человеком. Прежде всего в этой среде ребенок приобщается к двум важным формам социального бытия: общению и игре. Насколько дольше родители будут общаться с ребенком, настолько больше он и будет включен в жизнь социума. Ведь «общение, - по справедливому замечанию Л. П. Буевой, - не только духовный, но и материальный, социально-реальный процесс, в котором происходит обмен деятельностью, опытом способностями, умениями, а также результатами этой деятельности, предметно воплощенными в материальной и духовной культуре»[. Игра - это не только (и не столько) развлечение, сколько важная форма обучения и приобщения ребенка к социальной жизни. Можно сказать больше, игра есть форма выражения и проявления человека. Человек как существо играющее являет и реализует себя в игре. Вот почему игра особенно важна в детском возрасте.
В социальном плане 18 лет - время самостоятельных шагов. Происходит отход от родителей, вызванный поступлением в иногородний институт, уходом в армию, началом самостоятельной трудовой деятельности. Дети оставляют свой дом, который призван быть убежищем от треволнений бытия. Под крышей дома человек всегда чувствует себя спокойней и уверенней. Он может позволить себе роскошь - быть самим собой, находясь в полной уверенности, что все надежно скрыто от посторонних глаз. Одним словом, дом есть часть освоенного человеком пространства.
19–30 лет - время профессионального становления и создания семьи. На этот период приходится окончание вуза, устройство на работу, первый профессиональный взлет и первое (увы!) падение. Молодой специалист все более утверждается в выборе своей профессии, он находится в активном поиске своего места в социуме. По мере профессионального роста человека набор его социальных статусов также возрастает (студент, преподаватель, менеджер и т. д.), его включенность в ткань социальных отношений также становится большей.
30–50 лет - этап зрелости. Как правило, в работе это - профессионал, знающий себе цену, в семье - умудренный жизненным опытом человек, хорошо представляющий себе все положительные и отрицательные стороны человеческой жизни. Иллюзии молодости изживаются, понятней становятся слова А. Шопенгауэра: «Большим выигрышем было бы, если бы можно было искоренять уже в юности, путем своевременных наставлений, ту иллюзию, будто мир может нам дать многое»[. К этому времени накапливаются у человека разочарования в жизни. Человек начинает понимать, что общество никогда не ждало с распростертыми объятиями именно его, что он нужен только родным и близким людям, но именно им он причинил больше всего бед и неудобств. В этот период человек сталкивается с новыми социальными проблемами. Одна из них - дети вырастают и покидают отчий дом. Разрываются многие связи с ними, трансформируются отношения. Другая - «предметная смерть». Вещи устаревают, их нужно заменять. Однако расставание с ними тяготит человека - порой слишком многое связано с этими вещами.
50–70 лет - так называемый «возраст директоров». Человек приобретает большой производственный и жизненный опыт. Однако именно в этом возрасте, по большей части, он заканчивает свою трудовую деятельность и сталкивается с таким феноменом, как «профессиональная смерть». Человек как труженик больше не нужен деловой элите общества. Осознание этого момента больно ранит человека. Все люди по-разному относятся к пенсионному периоду: одни ищу себе другую работу, пытаясь доказать всем (а, если честно, то прежде всего самому себе), что они еще находятся в прекрасной профессиональной форме, другие - находят себя в семейной жизни. Второе, безусловно, лучше: у человека есть еще силы, средства, связи и их лучше поставить на службу близким людям, подумать о них, помочь им утвердить себя в социальной жизни и тем самым сильнее запечатлеть себя в их памяти. Это - привилегия семейных людей, в этом возрасте она ощущается особенно сильно.
70 лет и старше - период старости. «Лишь старый человек может иметь полное и правильное представление о жизни, так как он обозревает ее во всей ее полноте, видит естественность ее течения...»[. Видимо, так уж устроен человек, что «нужно долго прожить - состариться, чтобы понять, как коротка жизнь. Чем старше мы становимся, тем ничтожнее кажется нам решительно все человеческое; жизнь, представляющаяся нам в юности чем-то определенным и нерушимым, теперь кажется быстрым мельканием эфемерных явлений...»[. С каждым годом круг общения становится все уже и уже. Еще вчера человек был в окружении родных и друзей. Но, увы, приходит время и друзья и родственники уходят в мир иной, дети и внуки навещают все реже. Человек остался один. Наступает одиночество - великое испытание для человека, которое, вероятнее всего, будет прервано лишь смертью.
Духовный аспект. Размышляя над этой стороной вопроса, В. В. Зеньковский писал: «Путь жизни есть феноменология духа, воплощение духа, стремящегося овладеть эмпирией, а не просто следовать ей. В этом источник того огня, который одушевляет нас изнутри, той силы, которая неустанно и неутомимо влечет нас всегда вперед»[. Такая постановка вопроса позволяет не только подчеркнуть то значение, которое имеет область духовного в жизни человека, но и задать общее направление исследованию жизни человека под новым углом зрения.
Именно духовность общения является источником, важным средством приобщения малыша к духовности бытия. За каких-нибудь 36 месяцев ребенок делает значительные шаги на этом пути[. При этом освоение вербальной формы обмена информацией становится важным индикатором включенности человека в «ткань» духовного бытия человека.
Нужно понимать, что «каждый человек привносит с собой в мир свои задачи, которые он должен решить в своей жизни; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека, остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек живет, иначе говоря, они могут и должны быть решены в любых условиях жизни... Крест наш не меняется в своем основном содержании, станем ли мы богаты или обеднеем, будем ли жить в большом или малом городе, женимся или останемся одиноки и т. д. Все эти внешние события, при всей их значительности и существенности, меняют лишь внешнюю форму, внешний план, в котором перед нами встает все та же задача, все тот же крест»[. Данный момент очень важен. Без понимания того, что у каждого человека есть свои проблемы, свое несовершенство (у одного - гордыня, у другого - несдержанность, у третьего - чревоугодие, у четвертого - все вместе взятое и т. д.), невозможно достичь главного - преобразовать себя. Насколько человек понимает это, настолько он и готов к самоизменению, саморазвитию.
С годами человек начинает устремлять свой взор к вечным ценностям. Размышления о смысле жизни, приближающейся смерти, встрече с вечностью - вот далеко неполный перечень вопросов, которые волнуют человека после сорока лет.
Вполне очевидно, что рассмотренная стадия пути жизни человека имеет свою проблематику, которая должна быть изучена в комплексе. Природный, социальный и духовный аспекты, взятые вместе, наиболее полно раскрывают специфику стадии жизни. Это заставляет выделить ее в отдельную область философского знания, которую можно было бы назвать виталистикой - от латинского «vita» (жизнь).
Постжизнь. Эта стадия пути жизни, в нашем понимании, начинается после смерти человека. Сама идея жизни после смерти имеет свою историю. Так, уже в древнем Египте существовали предания о запредельном царстве, в котором продолжают свое существование души умерших людей. «Тексты пирамид», начертанные на стенах гробниц фараонов, повествуют о том, как усопший царь в барке ночного Солнца свершает путь в глубинах подземного царства, возрождаясь вместе с Солнцем к новой жизни[. В зороастризме вера в существовании жизни после смерти также имела место. Причем считалось, что «каждая душа, расставаясь с телом, судима за то, что совершила в течение жизни»[. Этой же точки зрения придерживался Платон. Он полагал, что душа «непременно должна существовать и после смерти»[. Для христиан смерть не есть завершение жизни. Она есть переход к новой жизни, которая наступит после смерти. Главное иметь твердость в вере. «Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа»[. В ХХ в., пожалуй, самым заметным явлением стала книга Р. Моуди «Жизнь после жизни», в которой он проанализировал «примерно сто пятьдесят случаев»[ клинической смерти. Его выводы осторожны, он не претендует на исчерпывающее изложение темы. Он надеется лишь привлечь внимание к вопросу, который нуждается в своем дальнейшем изучении.
Из сказанного видно, что идея жизни после смерти, возникнув более пяти тысяч лет назад, продолжает свое существование по сей день. Для понимания пути жизни человека во всей его целостности это важное положение.
Природный аспект. Само выделение данного аспекта, на первый взгляд, кажется странным. Ну, что можно сказать, если тело человека уже предано земле? Между тем, очевидно, что, пока тело сохраняет себя в том или ином качестве, корректно говорить о его влиянии на путь жизни человека.
Погребенное тело есть тело, находящееся в определенной природной среде. Это «местоухода» человека. От него во многом зависит дальнейший путь жизни человека. Человек, погребенный на родной земле, не прерывает своей связи с ней, а следовательно, со всеми теми, кто живет на ней, знает его. Всем хорошо известно, как важно знать, куда можно прийти, чтобы поклониться праху дорогого тебе человека.
Затем нельзя не отметить случаи эксгумации, когда происходит извлечение из земли захороненного тела для проведения судебно-медицинской и криминалистической экспертизы. Результаты этого исследования могут пролить свет на неизвестные страницы жизни самого человека, внести коррективы в понимание некоторых особенностей жизни других людей.
Кроме того, в некоторых религиях, и прежде всего в христианстве, существует обычай поклонения мощам святых. В этом случае останки человеческого тела не только продолжают свое существование, но и являются предметом поклонения живущих людей, верящих в их чудодейственную силу. Так, для православных стало знаменательным событием обретение мощей Серафима Саровского - великого святого русской земли. Ныне мощи преподобного Серафима Саровского покоятся в основанном им Дивеевском женском монастыре Нижегородской епархии.
Наконец, мумификация тел - естественная или искусственная, достигаемая благодаря бальзамированию - способствует сохранению тела и продлению его существования. Примером мумификации являются пирамиды - усыпальницы египетских фараонов, мавзолеи вождей коммунистического движения в СССР, Болгарии, Вьетнаме и т. д.
Все сказанное убеждает в том, что телесный аспект сохраняет свою значимость после смерти человека, оказывая влияние на его постжизнь. А если так, то данный вопрос также требует к себе внимания и должен быть более полно рассмотрен применительно к теме пути жизни человека.
Социальный аспект. Здесь особенно рельефно обозначаются два момента - субъективный и объективный. Рассмотрим их подробнее.
Субъективный момент связан с деятельностью человека во время его жизни и ее результатами. Во-первых, это - слова, дела, вещи, отношения, порожденные человеком и сохраняющие свое значение после его смерти. Касаясь интересующего нас аспекта, А. Шопенгауэр справедливо отмечал: «Дела оставляют по себе лишь память, которая становится все более слабой, искаженной и безразличной и даже обречена на постепенное угасание, если ее не подхватит история и не передаст ее в закрепленном состоянии потомству. Творения же сами обладают бессмертием и могут, особенно воплощенные в письменности, пережить все времена. От Александра Великого сохранилось имя и воспоминание; Платон же и Аристотель, Гомер и Гораций продолжают существовать сами, живут и действуют непосредственно»[. Во-вторых, это - дети, ученики, друзья, коллеги, перенявшие манеру поведения человека, покинувшего мир биологической активности, и аккумулировавшие его знания, умения, навыки в общении, работе и отдыхе. Словом, все то, что можно отнести к «социальному» телу человека, является основой постжизни. Пока сохраняются вещи, к которым прикасалась рука человека, пока повторяются слова, сказанные им, пока воспроизводится действия, предложенные им, до тех пор путь его жизни не является завершенным, а продолжается в веках. При этом следует знать, что добрая память прежде всего продлевает постжизнь. Она достигается благодаря помощи людям. Отсюда напрашивается простой, но важный вывод: хочешь продлить путь своей жизни, стань нужным людям, сделай полезное для них.
Объективный момент - социальная значимость личности, ее, так сказать, «социальный масштаб». Вполне понятно, что социальный статус человека может гарантировать память о человеке в веках. Статус монарха, президента, патриарха, по сути дела, гарантирует место человеку в истории. Понятно, что содержательная значимость социальной памяти будет зависеть от самого человека, того вклада, который он внес в развитие социальных институтов, социальной жизни. Но в истории его имя, скорее всего, не будет обойдено вниманием. Кроме статуса на длительность памяти оказывает влияние социально значимое деяние людей. Скажем, первый космонавт, основатель университета, основоположник какой-либо отрасли научного знания, первооткрыватель морей и новых земель и т. д. В любом из этих случаев имя человека будет вписано в анналы истории. Именами этих людей называют страны, города, улицы, звезды, учреждения, о них пишут книги, слагают оды, им возводят памятники. Интересные замечания на этот счет мы встречаем у А. Шопенгауэра. «Мимоходом замечу здесь также, - пишет мыслитель, - что ставить кому-нибудь памятник при жизни значит заявлять, что относительно него нельзя положиться на потомство. Если тем не менее некоторые доживают до славы, долженствующей перейти в потомство, то это редко случается раньше, чем в старости... Заодно и слава, и молодость - это слишком много для смертного»[. Представляет интерес для темы нашего исследования и другое высказывание А. Шопенгауэра: «Что касается подлиннейшей славы, славы посмертной, то ведь ее обладатель никогда ее не чувствует, а между тем его почитают счастливым. Счастье его, значит, состояло в самом факте великих достоинств, стяжавших ему славу, и в том, что ему привелось развивать их, т. е. что у него была возможность поступать так, как ему было свойственно, и заниматься тем, чем он занимался с охотой и любовью: ибо только при таких условиях создаются творения, приобретающие посмертную славу. Счастье его состояло, следовательно, в его великом сердце или же в богатстве ума, отпечаток которого в его созданиях привлекает восхищение грядущих веков; оно состояло в самых мыслях, продумать которые стало делом и наслаждением благороднейших умов беспредельного будущего»[.
Одним словом, общество и люди его составляющие всеми возможными способами стремятся закрепить в памяти народной славные деяния людей достойных. Различные социальные институты идут по тому же пути. Так, православная церковь в течение всего календарного года поминает ревнителей веры христианской: апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребников и т. п. Совершенно очевидно, что таким образом социальная память может продлить путь жизни человека на века и даже тысячелетия.
Духовный аспект. Это, пожалуй, один из сложнейших вопросов, требующих дальнейшей разработки. В большей степени он рассмотрен в идеалистической философии и религии. Так, для верующего человека вопрос бессмертия души есть вопрос его веры. Интересное замечание на этот счет делает А. Мень в своей лекции, посвященной проблемам бессмертия. «Когда знаменитый русский химик Бутлеров пытался с помощью материалов по медиумизму доказать бессмертие души, - пишет А. Мень, - комиссия, возглавляемая его коллегой Менделеевым, признала эти факты недостаточно убедительными. Но в отчете Менделеев писал, что доказательств нет, но как человек, выросший в христианской традиции, он предпочитает сохранять веру в бессмертие»[.
Вера - это, своего рода, врата в духовный мир. С этой точки зрения, прав Бердяев, когда говорил, что христианство можно раскрыть как «откровение жизни духа»[. Через христианскую веру человек может приобщиться к миру духовных ценностей. Духовный путь, согласно христианской традиции, предполагает три этапа: «Обращение к Богу, очищение, освящение»[. Последний момент имеет отношение к постжизни. Приобщаясь к святости божественного, человек сливается с ней; через это слияние он увековечивает себя, становясь частью духовного мира и в нем продолжая свой путь. Безусловно, этой стороне вопроса должны быть посвящены не только религиозные, но и философские исследования. Поэтому можно согласиться с мнением архиепископа Иоанна Сан-Францисского, который полагал, что у темы бессмертия есть «большое будущее»[.
Однако, стремясь в горние высоты духа, нельзя забывать «объективированных» форм духовного, которые, будучи созданными человеком, продолжают свое существование после его смерти. Речь прежде всего идет о ценностях духовной культуры. Написанные картины и книги, созданные скульптурные и музыкальные композиции, возведенные храмы несут на себе печать своего творца, а следовательно, сохраняют и прославляют его имя в веках. Об этом точно сказал А. С. Пушкин:
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
В этом случае прошлое как бы становится «вечным настоящим». Интересные рассуждения на этот счет мы встречаем в «Психологической топологии пути» М. Мамардашвили: «В этом «вечном настоящем» происходит какое-то совмещение нас с другими людьми по каким-то линиям; одной из таких линий является то, что у Пруста называется эквивалентом. Таким эквивалентом может оказаться книга, написанная другим человеком… И соотнесение с этим эквивалентом есть выпадение человека из прилегающих к нему жизненных обстоятельств и поддержание какого-то вечного состояния. Скажем… стихи Галактиона Табидзе… мы не замечаем того, что в действительности с нами происходит… Это есть участие в длении того состояния, которое есть поэзия Галактиона»[. Приобщаясь к поэзии, мы не только актуализируем прошлое и продляем жизнь ее творцам, но и живем сами полнокровной жизнью. «Потому что живо лишь то, что является частью жизни, – если оказалось, что наши переживания есть часть вечного состояния… то мы живы. Мы живы – возрождая жизнь других»[.
Само собой разумеется, что на этой стадии пути жизни человека ведущую роль играют социальные и духовные аспекты человеческого бытия. Путь жизни продолжается благодаря объективированным результатам человеческой деятельности (предмет, символ, знак и проч.), сформированным отношениям, созданным формам общения, с одной стороны, и людям, умеющим пользоваться результатами этой деятельности, понимающим смысл и значимость предложенных форм человеческого бытия - с другой. Своеобразием данной стадии также является то, что время не только «питается» прошлым и существует благодаря ему, но и устремлено в прошлое. Будущее этой стадии человеческого бытия в буквальном смысле слова зависит от потенциала прошлого.
Нам представляется, что очерченный круг вопросов охватывает собой достаточно самостоятельную область философского знания, которую вполне можно было бы назвать морталистикой ( от латинского «mortis» - «смерть»). Морталистика призвана включить в себя все то, что связано с постижением пути жизни человека после его смерти.
Все вышесказанное помогает вывести обсуждение проблемы пути жизни человека на качественно иной уровень. Совершенно очевидно, что в рамках философии жизни можно заложить основы теории формирования пути жизни человека. Эта теория, по нашему мнению, может быть названа виалогией (от латинского «via» - «путь»; греческого «logos» - «учение»). В дословном переводе «виалогия» означает - «учение о пути».