Становление русской философии
Русская философия своими корнями уходит в тысячелетнюю историю. По мнению отечественных исследователей, «зарождение русской философии было прежде всего стимулировано христианством. Оно пришло на Русь в форме византийского православия...»[. Христианское учение и взгляды отцов церкви оказали глубокое влияние на направленность и характер философских изысканий русских мыслителей, подходы к решению поднятых ими проблем. Со всей определенностью это уже проявилось в учении Илариона Киевского (конец X – середина XI в.).
До нас дошло его сочинение «Слово о законе и благодати». В нем он изложил свое понимание истории, раскрыл величие Руси. Согласно Илариону, история делится на три периода – языческий, иудейский и христианский. Именно последний связан с всеобщим благом, спасением всего человечества. При этом Иларион противопоставлял Ветхий завет и Новой завет, закон и благодать. «Для Илариона очевидно, что благодать, упраздняя закон, приводит тем самым к уничтожению рабства. Ветхий завет сменяется Новым заветом, рабство – свободой»[. Вот стезя, по которой должен идти русский человек. Стяжание благодати стало одним из путей развития русской философии. Это хорошо проявило себя в учении Нила Сорского (ок. 1433–1508).
Нил Сорский происходил из боярского рода. В юности жил в Москве, занимаясь переписыванием богослужебных книг. Он слыл человеком «книжным», т. е. обладал книжной ученостью. Приняв постриг (обряд посвящения в монахи), он совершил паломничество на Святую Гору, в Афон (Греция). После возвращения с Афона он основал скит (монастырь в глухой местности) на реке Соре, ведя христианский образ жизни.
Основное произведение Нила Сорского – «Предание и устав». В нем он изложил основы христианской жизни. В центре внимания его философии стоял вопрос о влиянии мыслей на развитие страсти. Чувства рождают мысль, мысль воздействует на человека. Причем все начинается с «прилога». Человек на что-то обратил внимание, взгляд как бы приложился к увиденному, и прилог состоялся. Если человек заинтересовался увиденным, то прилог перешел в «сочетание». Человек как бы сочетался с тем, что увидел, удержал это в памяти. Если к мысли добавляется воля, то наступает следующий этап – «сложение». Человек не только удержал в мыслях увиденное, но и пожелал его. Когда помысел переходит в источник деяния, тогда сложение переходит в «пленение». У человека прекращаются всякие сомнения, он утверждается в принятом решении. Следуя по пути пленения, он впадает в «страсть», которая ведет человека, захватывая все его существо[.
По сути дела, Нил Сорский, говоря современным языком, раскрыл технологию развития страсти, или технологию грехопадения. Не замечая, как происходит пленение, человек, подчас, впадает в грех, делая его частью своей жизни. Причем на первом этапе – прилоге – грех возникает вне желания человека. Дело в том, что человек имеет зрение. И желает того или нет, но он может увидеть что-либо, в силу того, что он обладает зрением. Поэтому прилог происходит как бы сам собою, вне воли человека. Однако, начиная со второго этапа – сочетания, – грех уже развивается по воле человека. Образно говоря, страсть начинает вести человека за собой, вынуждая его тратить все свое время, силы и средства на развитие и упрочение греха. Человек вполне может остановить свое грехопадение, если пожелает. Если же такого желания не возникнет, то грех будет укоренятся в человеке.
Современные разработки подтверждают правильность идей, высказанных Н. Сорским. Причем следует заметить, что приостановить впадение во грех легче всего на этапе «сочетания». В данном случае достаточно сказать себе – «Нет, мне это не нужно», – и возникшее, но еще не оформившееся, желание отступит. На этапе «сложения» человек уже должен будет объяснить себе, почему это делать не стоит. Ему нужно будет найти аргументы, чтобы убедить себя в мысли, что отказ от исполнения желания ему во благо. На этапе «пленения», когда грех уже совершен, – все значительно сложнее. Здесь человеку предстоит оценить всю глубину своего падения, «увидеть» его последствия и понять их разлагающее влияние на путь жизни. Этап «страсти» предполагает, с одной стороны, приложение значительных усилий, направленных на искоренение греха, с другой – времени. Ведь грех уже стал привычкой, он, образно говоря, сросся с человеком, стал частью его образа жизни. И нужны значительные усилия, воля и терпение, чтобы преобороть грех. Порой несколько лет мало, чтобы искоренить греховное.
Очевидно, что выработанные Н. Сорским идеи не потеряли своего значения сегодня. За последние пятьсот лет человек мало в чем изменился физически (т. е. телесно и психологически). Да, радикальным образом изменился мир вещей и человеческих отношений. Достаточно привести два примера, чтобы убедиться в этом: гусиное перо и компьютер, как средства сохранения и передачи информации; крепостное право и правовое государство. Но эти изменения практически не затронули человека. Также как прежде, мысль способна пробудить в человеке страсть, и развитие страсти пройдет все те же пять этапов, обозначенных Нилом Сорским. Более того, эта особенность человека активно используется в современной рекламной индустрии. Скажем, коммерсанты и политологи, прибегают к рекламным видеороликам с тем, чтобы навязать человеку нужные им мысли, которые, в свою очередь, должны побудить человека к совершению вполне конкретных шагов. Это имеет значение и в каждодневной жизни человека.
Для примера возьмем следующую ситуацию. Представим себе, что молодоженов пригласили на вечеринку. Они пришли в компанию. Вокруг много незнакомых людей. Их представляют друг другу. Предположим, в тот момент, когда молодого мужа представляли очаровательной незнакомке, он переспросил: «Как, как, простите, Вас зовут?». В этом случае молодая жена должна обратить внимание на этот момент. Ведь очевидно, что ее благоверный настолько увлекся незнакомкой, что даже не услышал, как ее зовут. Жена должна понаблюдать за тем, как дальше будут развиваться события. Например, как пройдет рассадка за столом – сядет ли он рядом с ней, или напротив, – а когда начнутся танцы – пригласит ли он ее или нет, а она его? Если все это произойдет, то мудрая жена должна сделать все, чтобы увести своего мужа с вечеринки. У нее может вдруг разболеться голова, или им вдруг позвонили и попросили срочно приехать домой и проч. Не важно, какая будет названа причина. Главное, чтобы прервать впадение во грех.
Это еще раз подчеркивает важность тех вопросов, которые исследовал Нил Сорский.