Как мы выяснили, человек – существо не только природное и социальное, но и духовное. Отсюда следует, что необходимо подробнее остановиться на вопросе о духовном мире человека: что он есть, в чем его специфика?

В разработку указанных вопросов большой вклад внес отечественный философ С. Л. Франк. Он – автор содержательной книги «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию». Опираясь прежде всего на эту работу, раскроем суть интересующей нас темы.

Духовный мир человека – довольно сложное образование. Наряду с душевной стихией он включает в себя организованное начало души.

Душевная стихия – это мир неосознанных желаний человека, оказывающих воздействие на его поведение, его жизнь.

К душевной стихии относятся прежде всего самопроизвольные желания человека. «В определенное время нам «хочется» поесть, покурить, поболтать, вздремнуть, – и в этих слепых, необъяснимых «хочется» … проходит добрая половина нашей жизни»[. Что здесь важно отметить? Момент возникновения самопроизвольного желания человек не прогнозирует и не фиксирует. Это происходит помимо его воли, его сознания. Он как бы вдруг начинает ощущать возникшее и набирающее силу желание. Отсюда напрашивается вывод: многое из того, что побуждает человека к каким-то конкретным действиям, возникает само по себе. И человек, как раб возникшего желания, выполняет его волю (но до определенного момента). А потому известное высказывание – человек имеет право на ошибку – не только правомерно, но и отражает действительное положение вещей.

Внезапная страсть – непреоборимая сила, которая в один момент может захватить человека в полон, – является важным «компонентом» душевной стихии. «Мирный рассудительный человек, казалось навсегда определивший пути и формы своей жизни, неуклонно и спокойно идущий к сознательно избранной цели, неожиданно для себя оказывается способным на преступление, на безумство, опрокидывающее всю его жизнь»[. Причем, буря эмоций возникает спонтанно, и человек ничего не может поделать с собой в первые моменты проявления аффекта. Торможение может наступить лишь после мощного выброса эмоций. И тут ничего не поделает: человек есть всего лишь человек!

Наконец, к проявлениям душевной стихии относят внутреннюю борьбу. «Застенчивый человек, находясь в гостях, хочет взять какое-нибудь угощение и не решается… или ему хочется уйти домой, и, может быть, он хорошо знает, что давно уже пора уходить, и все-таки он «не решается» встать и откланяться»[. В нем происходит внутренняя борьба, которая во многом идет помимо воли человека.

Что интересно, люди, как правило, не обращают серьезного внимания на проявления душевной стихии. Они кажутся им чем-то несерьезным, малозначимым в жизни. «И лишь в сравнительно редких случаях, когда нормальное течение жизни уже совершенно нарушено… у человека вдруг открываются глаза, и он с изумлением замечает, что то, что казалось ему какой-то мелочью, каким-то придатком к жизни, есть собственно самое главное, основное и глубокое, на чем держится и чем движется жизнь»[.

Данное положение важно для понимания специфики жизни человека. Именно душевный мир оказывает (или способен оказать) существенное влияние на жизнь человека. В сущности, душевная жизнь и есть подлинная жизнь человека. Душевные порывы, метания, переживания не просто наполняют собой жизнь человека, но и формируют ее, направляют ее течение. С этой точки зрения стихия душевной жизни есть своеобразный «материал», из которого создается путь жизни человека, есть своего рода средство, с помощью которого видоизменяется сама жизнь.

Однако, как мы знаем, духовный мир человека состоит не только из душевной стихии, но и организованного начала души. По мнению С. Л. Франка, организованные начала человеческой души – это те силы, которые противостоят душевной стихии. Они включают в себя три «центра»: чувственно-эмоциональный, сверхчувственно-волевой и идеально-разумный центры.

Чувственно-эмоциональный центр есть первичная формирующая сила, которая организует стихию душевной жизни через непосредственные оценки-стремления. У каждого человека есть свои предпочтения: ему что-то нравится, что-то нет; что-то желательно, что-то нет; что-то приятно, что-то нет. Через оценки-стремления «центр» помогает человеку удержать порыв душевной стихии. Главное – прислушаться к этим сигналам.

Сверхчувственно-волевой центр есть проявление волевых качеств человека, который уже не идет на поводу своих желаний, а выстраивает свою линию поведения. Это то, что схватывается в таких словах, как «мужество», «сила воли». В сущности, человек идет наперекор своим желаниям, останавливая непроизвольный поток сознания, фиксируя внимание на нужной для него идее.

Идеально-разумный центр. Его ближайшим показателем, по мнению С. Л. Франка, служат переживания нравственного порядка, сознание долга. Суть этого центра хорошо передают слова: «На том стою, и не могу иначе» (Лютер), «Платон мне друг, но истина дороже» (Аристотель). Истина, Добро и Красота – вот ценности, которые заставляют человека следовать избранным путем жизни.

Таким образом, духовный мир человека – это довольно сложное образование. В нас есть многое, что заставляет нас вести себя так или иначе в конкретной ситуации. Одновременно нам дана возможность властвовать над собой. Наличие организованного начала души – это наш потенциал.

Данный момент особенно важен. Дело в том, что время от времени человек теряет почву под ногами. Образно говоря, лодка его жизни дает течь. В этой ситуации самое время вспомнить о потенциале духовной жизни. У человека есть формирующие силы, которые помогут ему избежать крушения. Найди в себе силы изменить себя, прояви силу воли – и все изменится к лучшему.

Человек должен знать, что только формируя свой духовный мир, человек сохраняет себя, строит свою жизнь сам.