Среди мыслителей, оказавших колоссальное влияние на развитие философских идей, необходимо назвать Карла Маркса. Более ста лет его идеи находятся в центре внимания мыслителей. Сегодня они также не потеряли своего значения. Безусловно, прав А. А. Гусейнов, сказав, что «в том ряду, где находятся Платон, Гегель, Адам Смит, Карл Маркс занимает одно из самых почетных мест»[. Что же ценного внес К. Маркс в развитие философской мысли?

Маркс положил в основание своего подхода очевидный факт: чтобы жить, люди должны есть, пить, одеваться. Но это говорили и до Маркса. В отличие от других он увидел за этим фактом постоянную необходимость материального взаимодействия человека с природой. Это позволило ему сделать следующий шаг в формировании социальной теории: чтобы удовлетворять потребности организма, люди вынуждены производить средства к существованию. Другими словами, удовлетворяя свои потребности, человек создает материальные блага. Но чтобы их создать, необходимы средства (орудия труда), с помощью которых можно создать материальные блага. В результате получается необходимая «цепочка»: человек как материальное существо с помощью материальных средств (орудий труда) воздействует на материальный предмет (природу) и получает материальные блага, благодаря которым он удовлетворяет свои потребности. Очевидно, что в этом случае имеет место материальная система взаимодействия, но в то же время принципиально отличная от биологического обмена веществ. Так в производстве материальных благ формируется принципиально новый надбиологический (или практический) тип отношения человека к природе. Его специфика состоит в том, что отношение человека к природе является активным, деятельным отношением, и оно опосредовано применением орудий труда.

Изготовление орудий труда для удовлетворения жизненно важных потребностей человека породило материальное производство. Возникнув, материальное производство стало «диктовать» свои условия развитию человека и общества. Оно создало новый тип отношений – производственные отношения. Производственные отношения, в свою очередь, стали оказывать влияние на человека, вынуждая его сообразовывать свои поступки и желания с новой реальностью – производством.

Каждой эпохе, по мнению Маркса, соответствует свой способ производства, указывающий на то, как производятся средства к существованию. Именно способ производства и был положен им в основание понимания общества. Это стало важной заслугой Маркса, который заложил фундамент материалистического понимания истории, которое заключается в обосновании материальной основы развития человеческого общества, каковой выступает производство материальных благ.

Рассматривая историю человеческого общества под углом зрения смены способов производства, Маркс ввел в науку понятие «общественно-экономическая формация». Это было сделано им в работе «К критике политической экономии». Он писал: «Ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества»[. Эта идея сохранила свою значимость по сей день.

Вкладом Маркса следует считать и создание учения об исторической и предметно-практической сущности человека. Маркс писал: «Предмет, как бытие для человека, как предметное бытие человека, есть в то же время наличное бытие человека для другого человека, его человеческое отношение к другому человеку, общественное отношение человека к человеку»[. Если проанализировать данный тезис, то можно выделить два существенных момента. Во-первых, предмет есть предметное бытие человека. По сути дела это означает, что предмет есть форма проявления человека. Создавая предметы, человек воплощает в них свои знания, умения, представления, т. е. он выражает в предмете себя. А раз так, то предмет действительно является предметным бытием человека. Во-вторых, предмет является формой человеческого отношения к другому человеку. Создавая предметы, человек не только проявляет себя и обеспечивает свою жизнь. С помощью созданного предмета он передает другому человеку информацию о себе. В этом случае предмет выступает своеобразным посредником между людьми, обеспечивая связь между прошлым и настоящим. Предмет – это, действительно, подлинно человеческий способ отношения одного человека к другому человеку.

В учении Маркса заслуживает внимания и принцип практики. Практика выступает основой познания. Только в отношениях предметов друг к другу раскрываются их свойства. Поэтому необходимо воздействовать на предметы для того, чтобы раскрыть их свойства. Понятно, что это возможно лишь в практической деятельности. Отсюда и было сформулировано положение о роли практики в процессе познания. Кроме того, следует сказать, что у Маркса практика выступает в качестве критерия истины. Не умозрительные суждения, а практический результат – вот показатель истинности знания.

Безусловно, не все положения, выдвинутые Марксом, выдержали проверку временем. Так, в частности, справедливо критикуя современное ему капиталистическое общество, он не допускал мысли об его изменении на собственной основе. «Трагическая ошибка Маркса заключалась, безусловно, не в самой этой критике, а в «недооценке способности капиталистического общества к самоизменению», в абсолютизации черт и противоречий современной ему стадии развития этого общества»[.