Перед человечеством встали огромные по сложности и объему задачи. Впервые оно осознает свое единство со всей природой, незащищенность, уязвимость, хрупкость ее. Изучая взаимодействие общества с природой, люди должны считаться с объективным характером природного и общественного развития. Возникновение экологического сознания связано индустриальной цивилизацией с эпохой НТР, научно-технического прогресса.

Экологическое сознание является именно формой осознания взаимодействия общества и природы, пониманием единства биосферных и ноосферных изменений, паритета экономических и экологических ценностей. Экологическое сознание отражает опасную противоречивую ситуацию, сложившуюся в мире из-за разрушительных последствий НТР, возникающих в связи с истощением естественных ресурсов. Ценностные ориентации, определяющие содержание экологического сознания, выражены в знаниях о важности охраны и оздоровления окружающей среды, ресурсосбережении, соблюдении законов природопользования. Экологическое сознание стимулирует познавательную активность людей, изменяет приоритеты познавательной деятельности. Различные формы движения за выживание от региональных до международных должны способствовать тому, чтобы люди избавились от страха перед будущим и стали бы организацией людей, верящих в человеческое будущее.

Настало время широкого экологического воспитания и образования людей, начиная с детского возраста. Ибо, как говорил президент Римского клуба (неправительственной организации, действующей с 1968 г.) А. Печчеи: «Применять свое собственное могущество, научившись предвидеть и предупреждать любые нежелательные последствия своей деятельности, предотвращать вольное или невольное злоупотребление достигнутым, чи ловек может только благодаря соответствующей культурной эволюции». Но практическим работникам следует помнить, что повышение уровня экологической образованности не ведет автоми тически к зрелому экологическому сознанию и поведению.

Нельзя забывать (а с такой ситуацией встречаемся), что импульсы, исходящие от приобретаемых экологических знаний, могут «гаситься» негативными личностными качествами; пассивностью, равнодушием, безответственностью, слабоволием и др. К сожалению, по данным социологических исследований, нп периферии экологического сознания, особенно у молодежи, находится пока научно-прогностический подход к проблемам природопользования и охраны окружающей среды.

Сегодня очевидно то, что призывы гуманистов прошлого и настоящего (ряд представителей Римского клуба) - «назад к природе» - несостоятельны. Миллиарды людей могут иметь достойные человеческого бытия условия существования только в процессе дальнейшего роста производства на базе научно - технического прогресса.

Но совершенно справедливым является требование, чтобы крупные инженерные проекты, связанные с интенсивным вмешательством в природную среду, не принимались без предварительной всесторонней научной, экологической, гуманитарной экспертизы,

Создавая среду обитания, достойную человека, разрешая противоречия между разумно-действительным и природно - необходимым, цивилизация стремится найти пути и средства приобретения подлинной свободы. Эти процессы неизбежно связаны со все более глубоким познанием и пониманием сути природы и ее законов. Ныне уже никого не обманывают легкость покорения ее, поскольку здесь не может быть побежденных и победителей. Выживать необходимо и Человечеству, и Природе. Но чтобы выжить, следует жить в гармонии с природой. Поиск согласия с природой требует от человечества мудрости, нетрадиционных технологий, огромных умственных и физических усилий и материальных затрат.

Актуальность данной стратегии поиска становится особенно ясной и понятной с учетов опыта, имеющегося у индустриально - развитых стран. В настоящее время 5% населения США потребляют 40% производимой в мире электроэнергии и - дают 70% мировых промышленных отходов. Если исходить из того, что по прогнозам экспертов ООН к 2030 году население Земли удвоится (причем 84% его будут проживать в развивающихся странах), то ориентация на современную технологию, используемую индустриально-развитыми странами, в т. ч. и США, представляется тупиковой. Ибо возрастание производства в 5 раз для того, чтобы прокормить население планеты в 2030 году, без коренного изменения имеющихся даже передовых технологий, для экологии человека и биосферы в целом катастрофично.

В этой связи нельзя не обратить внимания на предостержения Римского клуба, в которых подчеркивается мысль, что нынешние формы демократии и рыночные механизмы регулирования экономики вряд ли пригодны для решения предстоящих задач оптимального развития цивилизации. Экологическая безопасность, а не только эффективность производства, экономики и политики - в принципе не может быть обеспечена рыночными отношениями, но предполагает последовательную государственную экологическую политику, экологически взвешенных управленческих решений, наднациональных экологических институтов.

Экологическое сознание, возникнув как форма протеста отдельных ученых (зачатки у Руссо), становится массовым, овладевает умами миллиардов людей на планете. Так, уже к началу 90-х гг. XX в. в России по данным опросов общественного мнения сложившейся экологической ситуацией озабочено 85-90% населения, не испытывают тревоги единицы, а затруднялись с ответом не более 5% опрошенных1. Под влиянием идей, содержащихся в экологическом сознании, утверждается мысль о том, что оптимизация и гармонизация отношений между обществом и природой, представляет собой общечеловеческий интерес и общечеловеческую ценность. Новый гуманизм, по Печчеи, включает три аспекта: глобальность, любовь к справедливости и отвращение к насилию. Зрелое экологическое сознание - это сознание гуманистическое. Без таких гражданских добродетелей, как взаимопонимание, вежливость, скромность и терпимость, развитие цивилизации невозможно. Формирование экологического сознания - одно из необходимых условий противодействия негативным тенденциям в ноосфере, а в перспективе -- продвижение к тому состоянию взаимодействия человека и природы, которое К. Маркс характеризовал как «подлинное воскресенье природы, осуществленный гуманизм природы»1. Гуманистическая орием тация на «подлинное воскресенье природы» органично вошли и концепцию нового мышления; в структуру экологического сознл ния. Следует сделать решительный шаг к формированию земной экологической цивилизации, условия развития которой приведу] к тому, что каждый конкретный живой человек, окажется целью развития общества.