Знание и вера

Вокруг проблемы об истине сконцентрированы все другие вопросы гносеологии, ибо целью познания в конечном счете является достижение объективного истинного знания. Проблема истины в большей степени, чем какая-либо другая, со всей остротой выявляет свою непосредственную связь с вопросом о месте самого познания в системе культуры, о характере и перспективах развития науки, о прогрессе человечества.

Первые представления об истине, о том, что понимать под истиной, - какое знание, какой путь, - мы обнаруживаем в древнегреческой философии. Тогда уже сложилось и до некоторой степени устоялось в последующих веках учение о том, что истина есть не что иное, как соответствие знаний предмету, объекту, что истина - это процесс воспроизведения, отражения в голове человека знаний о внешнем мире. Согласно Аристотелю, определение истины, которое называют классическим,/«истина есть соответствие утверждения или отрицания предмету или совпадение знания с объектом». Эту концепцию истины разделяли философы почти всех направлений и течений вплоть до Гегеля. У него истина заключается в самом процессе познания, где знание поднимается с низших ступеней ко все более высоким, неся в себе свою собственную разумность. Согласно Гегелю, истина - это разум, познавший свое собственное содержание и погружающийся в природу ради её подчинения себе. Истинно то, что познано, поэтому истина всегда конкретна. Истина не может быть раз и навсегда «отчеканенной монетой», которую всегда можно пустить в оборот или разменять. Истина - это развертывание, становление самого разума.

Эти мысли Гегеля созвучны многим рационалистическим концепциям наших дней, подчеркивающим суверенность разума, способность его познать окружающий мир, подняться от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к все более полному и точному и, наконец, достичь того уровня, на котором можно зафиксировать знание, удовлетворяющее субъект в данное время, в определенных конкретных условиях его бытия.

Однако в наше время существует и другая точка зрения - позиция крайнего иррационализма, выражающаяся в страхе перед разумом, бегством от него; это воззрение, отвергая объективные закономерности познания и движения его к истине, в своей основе имеет неверие, пессимизм, суеверия, мистику, отрицает истину как достоверное знание. Здесь истина отождествляется с эмоциями, влечениями, волей человека, которые отрываются от их объективного источника. В этом случае критерием истины признается или очевидность ощущений, эмоций человека, или же согласованность суждений, понятий, высказываний с ощущениями.

Как видим, вопрос об истине затрагивает саму суть знаний человека и этот вопрос не может быть изолирован от условий деятельности и бытия человека. Понятие же истины характеризует знание в его отношении к существующему независимо от него внешнему миру. Таким образом, истина - это философская категория, которая обозначает адекватные реальности знания, возникающие в процессе деятельности человека, в ходе получения субъектом информации об объекте. В связи с этим, истина - идеальная форма деятельности человека, отражающая объективный источник в виде таких форм знания, как понятия, суждения, умозаключения, теории, учения, наука в целом. Другими словами, истина есть духовный, конкретно - исторический процесс получения знания, процесс их развития, в котором субъект реализует свои духовные способности, превращает знание в элемент сознания, формирует себя как активного творца культуры.

В этом непрерывном, бесконечном процессе получения знаний, развития познавательных способностей человека и создания им культуры обращает на себя внимание то, что знание человек в большей мере получает об объекте и от объекта; поэтому истина всегда и во всем объективна, так как и содержание знания, и источник знаний, и направленность знания порождены объектом, объективным миром. Истина, следовать но, объективна, так как знания идут от объекта, вращаются и круг него, с ним связаны. Но это никаким образом не свидетельствует, что субъект устранен от получения знаний. Он только он заинтересован в знании и поэтому истина субъективна, но субъективна и по носителю, и по своему сущеепиванию. Говоря точнее, истина в одно и то же время, в одном том же отношении объективна и субъективна, но госпоствующей стороной является все же признание истины объективной; она - надличностна, надсубъективна. Платон, видимо, имел в виду эту особенность истины, когда писал: «Однако нельзя ценить человека больше, чем истину». Будучи объективной, «истина не наказуема» (В. Соколов).

Но истина объективная не является общезначимой, так кик она не связана со знанием, или точнее, с мнением большинства. Она не может быть принята или отвергнута голосованием, утверждением: «Так считают все!» Ведь на самом деле вен считали, что Земля неподвижна, а Солнце вращается вокруг нее. Все также считали, что войска Наполеона победить нель зя, но знание одного Коперника или Кутузова - содержали верное, точное, истинное отражение действительности. Поэтому истина никогда не есть нечто общезначимое, раз и навсегда данное, истина не есть всегда законченное, завершенное знание. Она не проходит референдум: кто прав? Здесь нет голосования, она включает ряд ступеней своей зрелости, где происходит становление знания, его приближение к цельности. Вот этот процесс получения знания, его совершенства выражается понятиями абсолютной и относительной истины, при этом истина всегда остается одной-единственной - объективной истиной.

Говоря о том, что становление знания, разная степень глубины и зрелости знания субъектом об объекте, выражается понятиями «абсолютная» и «относительная» истина, мы подчеркиваем процессуальный характер познания, указываем, что знание в одно и то же время, в одном и том же отношении является исчерпывающим, полным и неполным, незавершенным одновременно, в одном и том же отношении. Другими словами, любая истина есть и абсолютная, и относительная.

Понятие «абсолютная истина» выражает то состояние знания, когда можно говорить не только о возможности и тенденции познания, достижения им современного, завершенного об объекте (такого состояния никогда не будет.

Заблуждение - это противоположный истине процесс, это иллюзорное, превратное, фантастическое, одностороннее отрицание действительности. Источником его служит сама противоречивая, сложная природа познания, в котором всегда есть мо - 1(>нт получения верного и искаженного знания, т. е. заблуждения. 11оэтому заблуждение - это истина, как это не парадоксально, «в Форме неистинного». Как истина, так и заблуждение взаимосвязаны и взаимозамещаемы: догматизация, абсолютизация истины •на все времена» неизбежно превращают её в заблуждение.

Заблуждение связано не только с природой познания, но в большей степени с социальными отношениями людей, их общественно-историческим опытом. Именно последние факторы удерживают, сохраняют заблуждения, делают познание ограниченным и даже тупиковым (экологические, глобальные проблемы тому яркое подтверждение). Что касается гносеологических факторов заблуждения, то они остаются возможностью, которая при социально-ограниченных условиях становится причиной движения познания человечества не только по пути истины, но и включают в себя и заблуждения.

Истина, напомним еще раз, всегда связана со знанием, т. е. с той суммой представлений, взглядов и положений, которые в значительной степени проверены, могут быть взяты на веру, ибо правильно отражают познаваемый объект. Путь, обратный истине (как говорилось ранее), связан с заблуждением, которое иногда толкуют как «слепая вера».

Итак, мы в двух смыслах употребили понятие вера. Что же такое вера? Понятие «вера» многозначно: есть материалистическая и религиозно-идеалистическая.

Вера, во-первых, понимается как элемент разума, который включает в себя момент научной истины, практически проверенного знания о каком-либо объекте; вера, во-вторых, это степень достоверности факта, обязательный уровень устоявшегося, традиционного знания; в-третьих, вера - это готовность действовать, опираясь на ранее приобретенные знания, определенным образом. Вера, здесь, связана с наивно-стихийным, а также с научным мировоззрением и его формированием.

Что касается второго религиозно-идеалистического значения понятия «вера», то оно выражает, во-первых, слепое следование догматическим принципам без их логической проверки, без их логического анализа. Но даже если подобная проверка проводилась, то она не повышает и не понижает авторитетность и степень убедительности аргументов и фактов. Во - вторых, вера связана с определенной эмоциональностью, рассчитана на эмоции, чувства, экзальтацию. В-третьих, вера связана с движением не к научной, объективной истине, а вспять от нее, так как вера является последним уровнем знания. Она всегда со-бытие с Богом и есть, по словам Гегеля, «мучительное противоречие в глубинах духа». Только вера позволяет индивиду вступать в общение с иррациональным объектом. Как правило, это диалог по форме и монолог по существу. Вера - это общение иллюзорно-практическое, всегда рассчитанное на чудо, на признание чудесного в реальной жизни. Религиозная вера возникает не в процессе познания, а в процессе понимания человеком мира. Он представляется человеку сложным, таинственным, непознаваемым и индивиду остается только одно -- домысливать нереальные связи, отношения и существа. Все это рушится тут же, когда человек начинает практически действовать, идти от познания к практике.

Итак, мы в двух смыслах употребили понятие вера. Что же такое вера? Есть материалистическая и религиозно-идеалистическая трактовка веры.

Вера, во-первых, понимается как элемент разума, который включает в себя момент научной истины, практически проверенного знания о каком-либо объекте; вера, во-вторых, это степень достоверности факта, обязательный уровень устоявшегося, традиционного знания; в-третьих, вера - это готовность действовать, опираясь на ранее приобретенные, определенным образом знания. Вера, здесь, связана с наивно-стихийным, а также с научным мировоззрением и его формированием.

Что же касается второго религиозно-идеалистического значения понятия «вера», то оно выражает, во-первых, слепое следование догматическим принципам без их логической проверки, без их логического анализа. Но даже если подобная проверка проводилась, то она не повышает и не понижает авторитетность и степень убедительности аргументов и фактов. Во - вторых, вера связана с определенной эмоциональностью, рассчитана на эмоции, чувства, экзальтацию. В-третьих, вера связана с движением не к истине, не к знанию, а вспять от истины, не имеет никакого отношения к знанию; вера в этом смысле не признает никакого сомнения. Естественно, что этот путь может увести и уводит в область откровения, религиозной практики, в сферу иррационального

5. Практика и познание

Научное решение о возможности познания мира, о соотношении уровней познания и его границах, об истине или заблуждении, о природе и взаимодействии субъекта и объекта познания и др. обусловливается деятельностью человека, в конечном итоге его материальной, т. е. практической деятельностью. Практика (от греч. «праксис» - дело, действие) - это чувственно-предметная, материальная деятельность по освоению и преобразованию человеком действительности, (См.: Философская энциклопедия. Т. 4. Статья «Практика».)

Практика - основа не только познания, но и всей жизни человека, человеческого общества. Введение учения о практике в теорию познания дало возможность философской науке преодолеть ограниченность как метафизических, так и идеалистических учений о познании.

Метафизический материализм понимал познание как абстрактный индивидуальный акт пассивного отражения субъектом действительности («гносеологическая Робинзонада», теория «чувствующего фортепиано», учение Д. Локка о душе человека как о «чистой доске», на которой природа пишет свои узоры и т. п.). Введение категории практики в теорию познания дало возможность объяснить познание как социальный, конкретно-исторический, активный процесс; практически изменяя мир, общественный субъект познает его.

Идеализм, в противоположность метафизическому материализму, развивал плодотворную идею активности познавательного процесса, но в силу непонимания {или ограниченном) понимания) роли практики мистифицирует этот процесс. Данный недостаток стало возможным преодолеть благодаря вво дению в эпистемологию учения о практике.

Исходным положением диалектико-материалистической эпистемологии является вывод о том, что в основе познания лежит не чувственное восприятие, не абстрактное мышление и не абсолютный дух, а человек в его социально-историческом бытии, в его деятельности. Суть этого бытия - в активном отношении к миру по поводу его разумного понимания и практического преобразования.

Практика - это активная целесообразная, преобразовательная деятельность, целостное системное образование, существо которого раскрывается в следующих моментах: цель, сама целесообразная материальная деятельность, предмет, средства, результат практической деятельности.

Практика, как целенаправленная деятельность, представляет собой единство субъективного и объективного, ибо люди сами делают свою жизнь, свою историю, каждый человек обладает определенными знаниями, мировоззренческой установкой, волей и т. д. Будучи материальной деятельностью по-существу, практика проявляется как диалектически-противоречивое тождество духовного и чувственно-предметного действия, элементарной «клеточкой» которого является познавательно-технологическое отношение (каждый акт предметного действия сопровождается действием в идеальном плане), которое проявляется в актах опредмечивания и распредмечивания.

Важнейшей движущей силой практики являются человеческие потребности и интересы.

Основными видами или элементами практики являются следующие:

- материально-производственная деятельность;

- общественно-политическая, социально-преобразующая деятельность;

- эксперимент и наблюдение;

- практика семейно-бытовых отношений.

Материально-производственная деятельность, являющая - я основой развития общества, включает в себя различные ви - 41.1 материального производства (промышленность, сельское «деятельность по производству различных материальных благ в предметной, вещной форме потребитель - | чих стоимостей).

В процессе общественно-политической, социально-преобразующей деятельности (национальные движения, войны, классовая борьба, социальные революции, социальные ре - Формы по перестройке общества, практика деятельности государственных органов, общественных организаций, практика демократизации общества, развитие гласности и т. д.) преобразуются и развиваются общественные отношения.

Третий вид практики (эксперимент и наблюдение) включает в различные виды экспериментальной деятельности в естествознание, технической сфере, в общественной жизни (экономический, психологический, правовой эксперимент, опыт), опытническая работа в различных сферах производства, наблюдение и измерения в социологии, астрономии и т. д. Значение данного вида практики особенно возросло в условиях научно-технической революции (особенно на её технологическом - современном - этапе).

Практика - источник, цель, основа познания и критерий (мерило) истинности знания: в этом состоят её основные функции в познавательном процессе.

Роль практики как источника, исходного момента познания выражается в том, что люди познают мир по мере его практического освоения, действуя практически, и в процессе этой деятельности вскрывают все новые факты, противоречия, которые требуют своего разъяснения и своевременного разрешения. Это ставит, проблемы перед обществом и познающим субъектом, является причиной и стимулом его познавательной активности.

В практике формируются познавательные способности человека, который следует логике предметности, овладевает навыками и способами трудовой деятельности и ориентации в окружающем мире, постигает содержание общественного сознания. Благодаря практике индивид во всех актах своей деятельности действует общественным образом, общественное преломляется, в индивидуальном. Субъект познает не столько тем, что сам действует, а сколько тем, что в практике «заставляет» вещи воздействовать друг на друга, как бы делает им «очную ставку», в процессе которой проявляются их сущности, и эти сущности постигаются субъектом.

Вопрос о цели познания всегда являлся объектом внимания исследователей, которые по-разному, зачастую односторонне или субъективистски отвечали на него, считая целью познания или любознательность, или наслаждение поиском истины, или постижение некой высшей мудрости божества, и т. п.

На деле же главной (не исключая, конечно, роли указанного выше) побудительной силой и целью познания является практика, применение полученных знаний на практике. Будучи основной сферой применения данных науки, она обусловливает появление прежде всего тех знаний, в которых имеется практическая потребность (следует иметь в виду, что данная потребность может быть непосредственной или опосредованной, близкой или отделанной, явной или неявной). К примеру, возникновение современной, экспериментальной науки (естествознания, техникознания) вызвано потребностями способа производства, основанного на использовании системы машин и сознательном применении достижений естествознания; характер нового способа производства, в, отличие от ремесленного, требовал замены использования эмпирических, рутинных приемов сознательным применением данных науки как системы знаний о законах природы. Кибернетика возникла непосредственно в связи с потребностями организации противоракетной обороны Англии в годы второй мировой войны.

Общество вырабатывает в принципе такие идеи, которые так или иначе ему нужны или будут нужны в обозримом будущем и для возникновения которых заложены основы не только в определенном уровне развития теории, но прежде всего практики. Например, технология как наука возникла только в конце XV!!! в., т. е. когда возникло машиностроение (сам термин «технология» впервые применен в 70-х годах XVIII столетия); усложнение производства, всех сфер общественной практики в XX в., а отсюда усложнение проблем управления вызвало к жизни, наряду с производственной технологией, технологию социальную и возникновение такой науки, как теория управления и т. д.

Способ производства, способ деятельности конкретного общества определяет преимущественное господство определенного способа мышления (познания): рабовладельческие отношения древней Греции - наивная, стихийная диалектика, феодализм - схоластика, капитализм - метафизика, современный переход общества к новой, посткапиталистической (постиндустриальной) цивилизации связан со все более широким применением научно-диалектического метода мышления; другой яркий пример этого - возникновение социально-экологического стиля мышления (В. Вернадский, Н. Федоров, представители Римского клуба) в условиях обостренной мировой экологической ситуации и т. д.

Практика создает и обеспечивает материальную базу функционирования и развития познания, в особенности современной науки эпохи НТР (обеспечение сложной и дорогостоящей технической базой и оборудованием, средствами связи и информации, средствами организации, финансовыми ресурсами, системой подготовки и переподготовки кадров и т. п.).

Такие черты практики, как материальность (предметность), объективность, целенаправленность, преобразовательность позволяют осуществить постоянный «выход» во внешний мир, переплавить знания в дела, а «дела» природы сделать основой человеческой деятельности; проверить истинность знания может, в конечном счете, только практика; поэтому она выполняет роль мерила, критерия истинности знаний.

Практика в качестве критерия истинности познания позволяет сравнивать «идеи» с «объектом», подтверждать их соответствие или нет, раскрывать законы мира, используя их для преобразования природы, общества и самого человека. Сама по себе практическая деятельность может быть успешной в том случае, если она согласуется с законами объективного мира, если практические действия приводят к успеху. Поэтому в практике обнаруживается единство двух противоположных моментов - абсолютности и относительности.

Абсолютность практики как критерия истины проявляется в том, что она имеет всеобщий, универсальный характер, является единственным способом материализации, овеществления знаний и в том, что знания, которые подтверждаются на практике, являются знаниями полными, исчерпывающими и в данных историко-конкретных условиях - неизменными (к примеру, понятие материи как объективной реальности).

Но практика в одно и то же время демонстрирует свою относительность как критерия, ибо не все в данных условиях можно подтвердить или опровергнуть, ибо сама по себе деятельность людей не может быть завершена в определенных конкретных условиях, что вызывает необходимость «ждать», «ловить» моменты подтверждаемое.

Практика, будучи критерием истинности знаний, все же не является единственным и важнейшим критерием. Существуют другие, общечеловеческие критерии, к которым относятся; логический, аксиологический, эстетический.

Логический критерий истины, который связан в первую очередь с формальным (логическим) способом проверки знаний путем установления логической связи между высказываниями, между проверяемыми знаниями и некоторыми предшествующими знаниями, уже доказанными, аксиоматичными и достаточно надежными.

Логический критерий истины - это стройность, надежность, последовательность, логичность мысли, выраженная в понятиях, умозаключениях, принципах, законах, т. е. тех формах мысли, которые приобрели ясность, непротиворечивость, аксо - матичность. Логический критерий истины важен в практических делах («От незнания логики погибло больше кораблей, чем от незнания навигации»), ибо он сохраняет авторитет логики, разработанной в систематической форме еще Аристотелем.

Аксиологический критерий, который обращен к ценностям человеческого бытия и служит в общем и целом мировоззренческим критерием, как и эстетический критерий, где важнейшими являются суждения по законам красоты, чувства гармонии и совершенства - все эти критерии все же воплощаются в практике, производственно-практической и духовной деятельности людей, вливаются, органически входят в ведущий критерий - практику как общественно-материальную деятельность людей, преобразующую материальный мир в мир культуры, в очеловеченный мир.

Практика - это общественная деятельность людей, связанная с изменениями их производственных отношений, с изменением их бытия и социальной роли. Поэтому целью практики и её назначением является не только изменение природы обитания человека, но в первую очередь изменением его самого, как субъекта культуры, автора и актера своей собственной драмы. Эта драма разворачивается конкретно-исторически и поэтому познание всегда и во всем социально детерминировано.