Метафизика и диалектика
История науки выработала два всеобщих философских метода - метафизический и диалектический, связанные между - собой и в то же время альтернативные. Каждый из них исторически оправдан для своего времени и условий, т. е. имеет свое историческое место и значение. И нерационально абсолютизировать роль того или другого метода.
Термин «метафизика» введен в I в. до н. э. комментатором трудов великого древнегреческого мыслителя Аристотеля Андроником Родосским и буквально означает «то, что после физики». А. Родосский расположил труды Аристотеля по естествознанию (физике) первыми, а после них - философские труды, т. е. учение о всеобщих основаниях бытия, о его первоначалах, о том, что недоступно для созерцания в конкретных науках, а постигается умозрительно, знание в целом, натурофилософия.
С XVI в. термин «метафизика» употребляется в значении «онтология», т. е. учение о бытии как таковом.
Современное толкование термина «метафизика» введено в XVIII в. выдающимся немецким философом Г, Гегелем: «антидиалектика».
Диалектика (греч. dialektike) - искусство вести спор, беседу. Как искусство вести спор диалектику понимал Сократ. Платон и Аристотель - как искусство диалога, доказательства. Понимание диалектики, близкое к современному, ввел Г. Гегель, - наука о развитии, умение отыскивать противоположности в самой действительности.
Метафизика и диалектика - методы рассмотрения философских проблем, но они существуют и за пределами философии, в обыденном познании, в науке, как способы жизнедеятельности.
Исторически сложилось так, что в знании, и особенно в философии древности, прежде всего у древних греков, большое распространение получила диалектика (особенно в философии Гераклита Эфесского: всем известны его умозаключения «все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» и др.). Но эта диалектика имела наивный, стихийный характер. Поэтому, когда человечеству стало необходимо накопить конкретные знания о явлениях природы, постепенно роль всеобщего метода начинала играть метафизика (особенно в XVI! - XVIII вв.), рассматривавшая явления вне связи, вне развития, одно независимо от другого: так неразвитой науке было легче и проще изучать явления и накапливать конкретный фактический материал. Когда же человеческое знание накопило достаточно большое количество фактов об окружающем мире, в них надо было разобраться, объяснить, увязать друг с другом, отделить случайное от необходимого и т. д., т. е. потребовалось рассмотреть явления во взаимосвязях, взаимодействии, изменении, развитии, как это имеет место в самой действительности. Метафизика, следовательно, как всеобщий метод стала изживать себя, эта роль постепенно стала переходить к диалектике.
Развитие диалектических взглядов на мир распространялось в XVIII-XIX вв. прежде всего в естественных науках. Диалектика как наука о всеобщих законах движения возникает в математике (учение о переменных величинах), в астрономии (гипотеза Канта-Лапласса о возникновении солнечной системы из газопылевого облака на основе его качественного преобразования, развития), в геологии (учение Майеля о качественном изменении поверхности земли), в биологии (эволюционная теория Ч. Дарвина). Наряду с указанным последним, еще два великих открытия XIX в. (закон сохранения и превращения энергии и теория клеточного строения живого) особенно основательно способствовали утверждению диалектики в науках о природе. Целый ряд крупных открытий в физике в конце XIX - начале XX в, потряс механистическую картину мира и утвердил электромагнитную, а точнее диалектическую картину мира (открытие естественной радиоактивности, электрона, теория относительности, квантовая механика и др.). Естествознание доказало, что природа диалектична. Оно в указанный период фактически стало наукой о законах движения, развития природы.
Ко второй половине XIX в. все сферы познания фактически стали диалектическими. В области мышления это сделал Г. Гегель, в диалектике понятий гениально угадавший диалектику вещей. Принципы диалектики в объяснении общества ушердили: К. Маркс, его соратники и последователи, аккумулировавшие принципы историзма и трудовой теории стоимости, начиная с Гердера - Руссо -- Тьери, Гизо, Минье - Оуэна, Сен-Симона, Фурье - А. Смита, Д. Ри - кардо. Во всех этих областях науки были открыты всеобщие законы, утвердившие идею универсального движения, развития, всеобщей связи в понимании всех сфер действительности.
Историческое место и роль метафизики изменились, но это не означает, что она вообще отброшена или должна быть отброшена: она, говоря словами Г. Гегеля, диалектически «снята», т. е. из всеобщего стала вспомогательным, подчиненным методом - в обыденном познании и жизни, в науках (в определенных рамках и конкретных условиях), когда предметы надо рассмотреть, абстрагируясь от других, в статике, но не останавливаясь на этом и переходя далее к диалектическому синтезу, ибо диалектика в наибольшей мере в настоящее время соответствует потребностям современной науки и практики.
Итак, диалектика - это наука о наиболее общих закономерных связях, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески-познающего мышления и деятельности.
Метафизика и диалектика как методы философствования и процессе истории выступали в разных формах. Можно выде - пить две исторические формы метафизики.
1-я (классическая) форма метафизики (ее еще называют старой» метафизикой) была охарактеризована выше, она была присуща философии и науке XVII - XIX вв. (натурофилософия, метафизический материализм и др.) и базировалась на отрицании развития и всеобщих связей.
2-я форма метафизики («новометафизический» метод) возникла в начала XX в., когда под давлением неумолимых фактов и выводов науки стало абсурдным прямо отрицать развитие, «Новая» метафизика не отрицает развития, но трактует его односторонне, ограниченно, выпячивая одну из сторон сложного и проти - Езоречивого процесса развития (например, качественные изменения, «зряшное», «голое» отрицание, либо количественные изменения - так называемый «плоский эволюционизм» и т. д.).
Можно выделить целый ряд видов метафизического мышления, либо подходов к действительности на основе «новой» метафизики, метафизического способа жизнедеятельности, которые возникают в результате абсолютизации отдельных форм познания или практической деятельности (они имеют место и в системе социального управления): сенсуализм, эмпиризм, рационализм, догматизм, релятивизм, агностицизм, бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, конформизм, натурализм, формализм, фатализм, прожектерство, эклектика, софистика и т. д.
Известны три основные исторические формы диалектики.
1. Стихийная, наивная диалектика древних (наиболее яркий представитель - древнегреческий философ Гераклит Эфесский).
2. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля (2-я половина XVIII-1-я треть XIX вв.).
3. Материалистическая диалектика марксизма (возникшая в середине XIX в. и существующая вплоть до наших дней).
Элементы диалектики в настоящее время содержатся в различных (кроме марксизма) философских направлениях: в философии науки (Т. Кун, С. Тулмин, К. Поппер, И. Лакотос и др.), в герменевтике (Х.-Г. Гадамер), в философии Франкфуртской школы (Г. Маркузе, "Г. Адорно, Ю. Хабермас), экзистенциальная диалектика (Ж. - П. Сартр), рационализм Г. Башляра и др.
Следует отметить, что в известный период в советской философской литературе имелась определенная абсолютизация роли материалистической марксистской диалектики (что само по себе противоречит подлинной диалектичности): делался чрезмерный упор на революционную сторону ее, преуменьшалось значение эволюционных путей и методов преобразований, имелось определенное «бравирование» научностью марксистской диалектики, которая, дескать, могла быть только единственно научной. Поэтому далее, пытаясь избежать этих абсолютизаций, мы будем вести речь о диалектике в целом, вообще, а не об одной из ее форм, конечно, отдавая должное высшей ее исторической форме.