Наука и научная рациональность
Как неоднозначна и многолика роль науки Обществе и жизни человека, так же многозначно определение, понимание науки. Например, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова она определяется как: 1) Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления; 2) Отдельная отрасль жди совокупность отраслей знания (химия, философия, общественные науки, естественные науки и т. д.):, 3) То, что научает, дает опыт (урок). Научный, основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки.
Ученые насчитывают более 120 определений науки. Эта многозначность понимания науки неслучайна: она отражает сложность самого этого феномена как в настоящем, так и в истории его развития и происхождения.
Наука - исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание окружающей действительности и самого человека, форма общественного сознания, неотъемлемый и важный элемент культуры общества.
Наука - это одновременно и система удостоверенных знаний, и процесс их производства, накопления, распространений, и деятельность по выработке способов и путей применения знаний в практике, т. е. это и процесс духовного производства и его продукт, результат, система удостоверенных знаний о фактах, законах, тенденциях, причинах явлений.
Человек - неслучайно получивший определение Homo Sapiens - издревле и до наших дней живет в мире информации, «Информация (лат.) - 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи...; 3) в математике, кибернетике - количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы». (Словарь иностранных слов. М., 1190. С. 205). Причем информированность общества постоянно возрастает. Этот рост в качественном и количественном отношениях особенно стал заметен в жизни людей с возникновением современной науки, с развертыванием процесса превращения ее в непосредственную производительную силу общества. Возникла специальная отрасль науки - информатика - «отрасль знаний, изучавшая общие свойства и структуру научной информации, а также закономерности и принципы ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности» (там же). А в последней четверти XX в, ученые констатировали начало информационной революции и переход человечества к информационной цивилизации.
Из сказанного ясно, что следует различать информацию вообще и научную информацию, знание вообще и научное знание, научное и обыденное познание, истиной и заблуждением. (Эти вопросы рассмотрены в гл. V). Определенную информацию, а на ее основе ориентацию человека, его миропонимание, организацию его деятельности дают и миф, и религия (пусть в фантастической, гипертрофированной форме), и искусство, мораль, и различные формы эмпирического познания. Наука же - специфическая форма познания, главными признаками которой является системность, объективность, предметность, возможность выхода за рамки обыденного опыта и изучения предметов, несмотря на отсутствие потребностей их непосредственного применения в деятельности человека.
Наука в таком ее современном виде возникает лишь на определенном, исторически-конкретном этапе общественного развития. Ее источниками практические потребности освоения мира человеком, а также миф, магия, религиозное чувство, эстетическое отношение к миру. На наш взгляд, нельзя относить время возникновения науки в глубокую древность. Следует выделить этапы преднауки и науки в полном смысле этого слова (saiens). Абстрактные, исторически отдаленные предпосылки возникновения преднауки появились в ходе неолитической революции (примерно 10 тысяч лет назад), т. е. с переходом общества от дикости к цивилизации, от присваивавшей технологии к перерабатывающей, когда произошло разделение труда разделение скотоводства и земледелия. Преднаука как действи тельная предпосылка современной науки формируется в V! в. до н. э. и позднее. Основу этого заложило разделение умственного и физического труда. Преднаука связана с именами известными мыслителей древности, Фалес, Демокрит, Сократ, Пифагор, Евклид, Архимед, Геродот, Плутарх, Тацит, Платон, Аристотель и др., в средневековье - У. Оккам, Д. Скотт, Августин, Ф. Аквинский и другие, когда, несмотря на засилье схоластики, дух знания жил это время в теологически гипертрофированной форме.
Этап преднауки обусловлен состоянием практики, уровнем развития производства и связан с докапиталистическими формами производства и социальной жизни. В производстве, основанном на ручной, ремесленной технике, индивидуализированном характере труда, ячеечном (атомарном) производстве, на натуральном ведении хозяйства; в основном использовались эмпирические знания, рецепты, рутинные приемы.
Возникновение капитализма, использование машинной техники (системы машин), механизированного труда, возрастание его общественного характера, рост мирохозяйственных связей, формирование единого мирового рынка вызвали непосредственную практическую необходимость в теоретическом знании, в науке как системе знаний. Такая наука и возникает в новое время, \ когда формируются ее основные составляющие - складываются научный метод, научные нормы и принципы, формируется наука как особая сфера общественной деятельности и социальный институт, как система знаний. С этими процессами связана деятельность таких известных ученых, как Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно, Ф. Бэкон, Р. Дакарт, Дж. Локк, М. Ломоносов, И. Ньютон, Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель и многие научные свершения, среди которых - три великих открытия в естествознании XIX в., создание материалистического учения о развитии общества, периодической системы элементов, квантовой механики, теории относительности и т. д.
Процесс возникновения и становления современной науки имеет ряд этапов.
Начало развития современной науки вполне логично относить к середине XVI в., а непосредственно связывать с 1543 г. - годом публикации известного научного труда Н. Коперника «О вращении небесных сфер».
В XVII - XV! II вв. шло оформление науки как специфического социального института. В этот период возникают первые научные академии и журналы. Формируется технология как наука.
На рубеже XIX - XX вв. возникают новые формы организации науки: крупные научно-исследовательские институты, лаборатории с мощной технической базой, что приближает научную деятельность к формам индустриального труда. Во второй половине XX в. появляется специальная научная индустрия, качественно новые формы организации науки (МНТК, НПО, временные творческие лаборатории, коллективы, невидимые колледжи в науке, международные научные сообщества и т. п.), Идет углубление связей науки со всеми без исключения социальными институтами (промышленностью, сельским хозяйством, политикой, административной, военной сферами и т. п.). Возникает социальная технология, что связано с превращением науки в мощный социальный фактор,- в одну из ведущих сфер социального управления. Возникает специальная наука о науке.
Середина XIX века - связана с началом превращения науки в непосредственную производительную силу общества, потенциальное приложение производства.
Середина - вторая половина XX в. знаменуется движением общества от индустриальной к постиндустриальной цивилизации, к посткапитализму, к обществу автоматизированного и информа - тизированного труда, идет превращение производства в потенциальное приложение науки, образование системы «человек - наука - производство» (см: Человек - наука - техника. М,, 1973).
Важным аспектом философского анализа науки является рассмотрение ее как формы общественного сознания, формы деятельности человека, выполняющей в обществе свои специфический социальные функции.
Современная наука имеет сложную структуру, включающую I. Естественные, технические (прикладные в том числе) и общественные науки.
II. - а), эмпирическое научное знание (знания, почерпнутые из обыденного сознания, специально добытые рецепты, за - коноподобные выводы, правила, рекомендации и результаты опыта, эксперимента, наблюдения, описания фактов и т. п.).
б) теоретическое знание (ядро-законы; проблемы, гипотезы, теории), в) мировоззренческие, философские основы и выводы науки (как продолжение и завершение методологической оценки теории).
III. Отрасли науки: физика, химия, биология, сопротивление материалов, история, социология, теория металлов и сплавов и т. д.)
IV. Наука как форма деятельности, в том числе социальный институт, представляющая собой единство теоретической (духовной) и практической (прикладной, организаторский и т. д.) деятельности. Следует выделять: практику науки (наблюдение, эксперимент, процесс изготовления научного оборудования и приборов в лабораториях и на производстве, управление техникой науки, специальная техника и технология науки).
V. Фундаментальные и прикладные исследования.
VI. Основные типы научных учреждений и организаций:
а) академические (АН, НИИ) - занимаются решением фундаментальных проблем.
б) отраслевые, прикладные НИИ, заводские институты, лаборатории, опытные станции.
в) университеты и вузы.
г) проектные институты, КБ, центоы.
д) МНТК - более 20 (в бывшем СССР).
е) НПО - более 500 (в бывшем СССР). Временные творческие коллективы с функцией «мозговой атаки».
ж) прокатные пункты науки.
з) вычислительные информационные центры, банки данных.
VII. Развитие и организация деятельности науки осуществляются специально подготовленными людьми, т. е. она имеет разветвленную систему кадров: организаторов и исполнителей научного труда, систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации научных работников, кадры высшей, средней квалификации, младших научных сотрудников, вспомогательный и технический персонал. Структурирование кадрового состава современной науки определяется выше изложенной структурой, а также потребностям общественной практики и специальными внутренними потребностями науки, Наблюдается тенденция количественного роста кадров этой сферы деятельности общества. Так, например, количество ученых в бывшем СССР составляло: в 1913 г. (в России) - 10 тысяч, в 1939 - 98,3 тысячи, в i960 г. - 162,6 тысячи, в I960 г. - 364,3 тысячи, в 1970 г. - 900 тысяч, а 1990 г. - 1,6 млн. человек,
VIII. Один из аспектов структурирования науки - классификация наук. Она может быть проведена по самым разным основаниям: по всеобщим формам движения материи, по предмету изучения, по сферам приложения знания, по уровню абстрагирования, обобщения и идеализации, по отношению к практике и т. д., что в определенной мере реализовано выше при изложении вопроса о структуре современной науки.
В современном обществе наука выполняет следующие социальные функции.
1. Культурно-мировоззренческая функция. Наука является важнейшим достоянием и элементом культуры человечества, а также средством ее неуклонного прогресса. Давая человеку знания о законах, свойствах и предметах окружающей действительности, наука является важнейшим средством формирования реалистического и предметно - практического содержания мировоззрения людей. Так, например, наука способствует и способствовала в истории общества смене картин мира и стилей мышления: картины мира от глубокой древности до наших дней менялись на основе знания от мифологического, наивно-реалистического, цер - ковно-схоластического, механистически-метафизического к современному диалектическому видению действительности человеком. Содержание мировоззренческой функции науки специфично проявляется в различных классах наук - естественных, технических, общественных. Если два первых класса наук опосредствованно связаны с идеологией конкретного общества, то общественные науки - непосредственно.
2. Функция непосредственной производительной силы общества. В общем плане она проявляется в том, что во второй половине прошлого столетия и в первой половине XX века, она выступала в качестве потенциального приложения производства, а в наше время положение разительно меняется - с переходом человечества в информационную эру производство превращается в потенциальное приложение науки, непосредственно утилитарный характер приложения науки в производстве сменяется выполнением ею в обществе назначения в первую как интеллектуально-творческой силы, направленной на всестороннее развитие человека как такового.
3. Функция науки как социальной силы общества непосредственно стало проявляться в последней четверти XX в., что выряжается в изменении ее социальной ориентации. Если в эпоху Возрождения звание в основном было ориентировано на человека, на идеалы гуманизма в абстрактной и созерцательной форме, а с XVIIi в. и особенно в Х! Х -- XX вв. (в условиях индустриальной цивилизации) господствовала утилитарная ориентация науки, то с переходом к новой цивилизации XXI в. наука получает все более конкретную социальную ориентацию на развитие непосредственно человека, на утверждение и развитие гуманных ценностей общества. В настоящее время социальная (а не только непосредственная производительная) сила науки проявляется в ее глубоком влиянии на развитие не только производства, производительных сил и хозяйственного механизма, но и на все Нферы социальной жизни, вызывая в обществе небывало глубокие социальные последствия.
Детерминация науки в конечном итоге общественным бытием, потребностями и уровнем развития общественной практики не исключает, а полагает наличие собственных, внутренних закономерностей ее развития. К таким закономерностям относятся следующие.
- Закон экспоненциального развития науки, сформулированный впервые Ф. Энгельсом в 1844 г.: «... Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения, следовательно, при самых обыкновенных условиях она... растет в геометрической прогрессии». (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. I. С. 568).
С конца XVII в. некоторые параметры науки возрастают пропорционально: объем научной деятельности в целом (число открытий, объем научной информации, количество занятых в науке людей) удваивается за 10 - 15 лет. Последние 50 лет число научных работников увеличилось на 7 % в год, а прирост населения на земле составлял 1,7 % в год. Число ныне живущих ученых составляет 90 % от их числа за всю историю науки. (Следует однако отметить, что в 70-х г. XX в. в ряде развитых стран показатели роста науки стали снижаться: начал обнаруживаться эффект так называемого насыщения науки).
- Закон кумуляции знания (или преемственность в развитии науки)15беспечивает ее функционирование как фактора со - циальноголаследования, как особого вида «социальной памяти» человечества, теоретически кристаллизующей прошлый опыт познания действительности и овладения ее законами.
- Смена стилей научного мышления: наблюдение как особый способ получения знаний в античности; затем эксперимент и аналитический подход в эпоху нового времени; целостный многосторонний охват изучаемых объектов в современной науке.
- Сочетание экстенсивных и интенсивных подходов и этапов в развитии науки. Проявляется в смене преимущественно количественно-качественных изменений глубокими преобразованиями коренного качества - ломке устоявшихся картин мира, стилей мышления ученых, старых теорий и замене их новыми, что является признаком революций в науке. Например, развитие науки, связанное с именами Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона и др. - интенсивный этап в развитии науки, когда на смену геоцентрической картине мира пришла гелиоцентрическая, механистическая. После этого на протяжении примерно 150 - 200 лет развитие науки шло на базе механистической картины мира (т. е. в экстенсивной форме, хотя это сопровождалось очень важными качественными изменениями). В конце XSX - начала XX вв. произошла «новейшая» революция в естествознании, когда была разрушена механистически - метафизическая картина мира и создана электромагнитная (диалектическая) картина. Этот интенсивный этап в науке, он сменился экстенсивным, продолжавшимся до середины XX в., затем началась научно-техническая революция, и наука вновь вступила в интенсивный этап своего развития.
Следует иметь в виду, что в развитии науки постоянно происходят скачки, различные по масштабу революционные преобразования, т. е. научные революции в отдельных науках, в ряде родственных отраслей ее, в сферах науки и общенаучные революции, охватывающие всю (совокупную) науку. С последним типом научных революций связаны интенсивные этапы ее развития.
Общенаучная революция - это коренное преобразование всей системы познавательной деятельности, качественное изменение характера, содержания и социальных функций науки как элемента культуры и особой сферы человеческой деятельности.
С одной стороны, происходит процесс образования, отпочкования все новых и новых отраслей знания. Например, от философии отпочковались такие науки, как политология, социология, логика, эстетика, этика и др. и физике выделились в относительно самостоятельные такие отрасли знания, как ядерная физика, физика твердого тела и др. Наряду с этим идет процесс объединения, интеграции наук: воз > мп ные научные дисциплины (кибернетика), науки на стыке ряда наук (биофизика, физическая химия, биохимия и т. д.). В плане развития указанной закономерности современные науки все более переходят' от предметной к проблемной ориентации.
Возрастание интегрирующей роли методологических научных дисциплин, знания логики и методологии научного исследования. Философия, логика, математика, кибернетика вооружают науку системой единых методов. Возрастает роль системного подхода.
- Математизация науки.
- Возрастание относительной самостоятельности и творческой активности в развитии науки: наряду с точным подходом - интуитивные, эвристические подходы и приемы; рост влияния внутренних стимулов развития науки (престиж, любознательность, борьба мнений в науке, соперничество и т. д.).
Возрастание роли рациональности как в развитии человека и общества, так и в самой науке. От -- мифа к логосу, от эмпирически-рутинных приемов к сознательному и систематическому применению данных науки в практике, от рационализации производства к рационализации и интеллектуализации жедеятельности человека - такова наглядная реализация этой роли.
В истории общества можно выделить несколько сменявших друг друга типов рациональности {си.: Человек - наука - техника. М., 1973. С, 285 - 291). Для античности был характерен тип рациональности, когда смысл и цель теории виделись в ней самой, а постижение истины (по Аристотелю) считалось высшей формой отношения человека к миру. В основе рациональности нового времени можно обозначить как основанный на метафизическом подходе к миру. В нем сочеталось признанна действительного человека и мира с признанием сверхприродных и сверхчеловеческих факторов (бога; обожествления природы), ра иэ у - ы в сверхъестественное.
Тип рациональности буржуазного общества основан на утилитарно-техническом сочетании науки и практики. Тип рациональности, обоснованный марксизмом и утверждающийся по мере продвижения современного человечества к новой цивилизации, к информационному, посткапиталистическому обществу, можно обозначить как исторически-практический, основанный на диалектике в понимании человека, теории, перспектив общественного развития.