Как. видно из предшествующего раздела, понимание общества как целостности, тотальности выступает определяющим в современном понимании социальных систем. Это, естественно, не означает, что такое понимание является застывшим и неизменным, оно само есть продукт развития, результат длительного исторического процесса, который может быть правильно понят лишь тогда, когда процесс, породивший соответствующий результат, рассмотрен во всех решающих звеньях как со стороны возникновения, так и со стороны перехода одного исторического зтапа в другой. Поэтому для научного познания любой системы социального порядка необходимо знать, как данная система возникла, какие основные этапы в своем развитии проходила, чем стала теперь и каковы ее исторические перспективы.

Генетическое развитие системы от прошлого через настоящее к будущему, как линейно понятый процесс развития, постигается с помощью диалектического метода, который доказал свое непреходящее значение. В последнее время все больше и больше в качестве методологического инструментария познания общества как целостной самоорганизующейся системы веодится теория синергетики, позволяющая описать функционирование самоорганизующихся систем. Здесь важно обратить внимание и подчеркнуть, что синергетическое понимание систем возможно лишь при анализе функционирования последних, но не развития. «Она выделила тот класс структурообразующих отношений, где переход от причины к следствию выступает как переход в противоположность, где хаос служит источником порядка, а порядок -- источником хаоса. Согласно синергетике, чтобы потенция к самоорганизации обнаружила себя в полной мере, противоположность порядка хаосу должна постоянно возрастать. В результате достижений синергетики жестоко детерминистическая картина мира рухнула, обнаружила свою несостоятельность в применении к процессам самоорганизации и саморазвития».

Синергетика, с точки зрения авторов ее разрабатывающих, дает возможность увидеть мир по-другому:

Во-первых, становится очевидным, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Проблема управляемого развития принимает форму проблемы самоуправляемого развития.

Во-вторых, в особых состояниях неустойчивости социальной среды действия отдельного человека могут влиять на мак - росоциальные процессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком огромного груза ответственности за судьбу всей социальной системы.

В-третьих, для сложных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития. Настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строится, формируется из будущего, в соответствии с грядущим порядком.

В-четвертых, синергетика дает знание о том, как надлежащим образом оперировать со сложными системами и как эффективно управлять ими.

В-пятых, синергетика раскрывает закономерности и условия протекания быстрых^лавинообразных процессов и процессов нелинейного, самостимулирующего роста (Князев Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение; диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12. С.4-5).

Понятие организации синергетика, связывает со сложным переплетением связей гетерогенных элементов, с большим охватом корреляциями разных подразделений одной и той же системы, с уплотнением когерентных отношений внутри системы. Ключевые понятия синергетики - нелинейность и самоорганизация. Нелинейный мир - это мир с иными, отличающимися от привычных закономерностями образования целого из частей, направленности течения процессов. Согласно таким представлениям в основе устойчивого и динамичного развития социальных структур лежит разнообразие.

Обоснование нелинейности общественной эволюции требует признания того обстоятельства, что общественная жизнь полна неожиданностей, поворотов, связанных с выбором направления дальнейшего развития, с его альтернативностью.

Этот методологический экскурс необходим для того, чтобы понять суть современных концепций общественного развития. Их к концу XX столетия можно выделить три:(l) первая, разработанная К. Марксом концепция поступательного развития общества от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Эта концепция достаточно широко разработана в советской литературе 80-80 годов XX в. Суть ее в линейном поступательном развитии общества на основе развития материального способа производства. В детерминированности социальных, политических и духовных процессов материальными. Здесь важное методологическое значение имеет основной социологический закон об определяющей роли способа производства всех сфер общественной жизни. Формационный подход дает возможность выявить основные этапы, которые проходило общество в своем развитии, какова структура каждого из этапов развития общества. (См. Маркс К. К критике политической экономики.

Вторая, в своей сущности есть выражение теорий исторического круговорота, где каждая страна, каждое социальное образование проходят ряд циклических этапов развития. Свое логическое завершение эта концепция получила у Данилевского - Шпенглера - Тойнби как концепция локальных, замкнутых культур, цивилизаций. Иногда этот подход называется цивилизационным, ибо центральным понятием данных теорий являются понятия «культура», «цивилизация». Цивилизация в этих концепциях понимается как высшая форма развития культуры на этапе ее «умирания». При этом каждая цивилизация рассматривается с точки зрения многовариантности развития, нелинейной зависимости.

Здесь необходимо уточнить содержание понятия «цивилизация». Оно употребляется главным образом в трех значениях. Первое, которое дал в свое время Ф. Энгельс, понимается как этап в развитии общества, приходящий на смену варварству. Второе, характеризует уровень развития общества, обеспечивающий все более свободное, закрепленное юридическими и нравственными нормами развитие форм совместного бытия людей, наличие возможностей всестороннего удовлетворения материальных и духовных благ членами общества. И, наконец, третье значение - это заключительная стадия цикла развития культуры на ее нисходящей стадии развития. Это понимание характеризует такой этап развития культуры, когда она исчерпала все свои возможности. Цивилизационный подход дает возможность проследить различие в развитии отдельных стран, наций, народов.

Содержательный анализ понятий «цивилизация», «цивилизованность» проводит Н. ЕШатрошилова в книге «Рождение и развитие философских идей». (М,, 1991. С. 17-38 и в работах других авторов).

Думается, что разводить формационный и цивилизационный подходы в теоретическом анализе общества не стоит, ибо они дополняют друг друга. Формационный выявляет то общее, что характерно для конкретного этапа развития общества, а цивилизационный - то особенное, что различает отдельное общества на определенном этапе развития истории человечества.

Имеется и третья концепция общественного развития, основанная на так называемом технологическом детерминизме. Эта концепция получила свое развитие с середины 50-х годов XX столетия (Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1993. № 1; Красильщиков В. Ориентиры грядущего: Постиндустриальное общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность. 1993, № 2). Суть ее заключается в том, что критерием определения уровня развития страны, нации, народа выступает уровень развития техники и технологии, который приводит к адекватным изменениям в социальной структуре общества, определенному уровню развития знания, определенному укладу жизни, определенной ментальное, духовности. Перспективы развития общества, анализируемого с помощью этого методологического принципа даны в книге Режабека Е. Я. «Капитализм: проблемы самоорганизации». Если в методологии марксизма в качестве критерия общественного развития исследуются объективные экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе материального производства, то в теориях культур таковым критерием выступает культура в основном как духовный феномен развития общества. Это не означает, что материальные продукты культуры авторами данных концепций игнорируются. В теориях же технологического детерминизма (индустриального, постиндустриального, технотронного, информационного общества) в качестве основного критерия периодизации общества выступает уровень развития науки, техники и их информационного арсенала.

Думается, что отвергать какую-либо из концепций как но научную не имеет под собой оснований, так как в совокупное! и каждая из них раскрывает специфику одной из сторон целое исторического процесса. Попытку синтезировать формационную, цивилизационную и индустралистскую концепции и анализе общества предприняли и, как нам кажется достаточно аргументированно, авторы курса лекций изданного РАГС («Философия». Курс лекций. М.: Изд-во РАГС. 2001. С. 334-350).

История общества представляет собой процесс деятельности людей, ибо деятельность и есть способ бытия человека, способ реализации его родовой сущности. Деятельность связывает человека с предметным миром и миром человеческих отношений, ибо конечным результатом процесса производства и воспроизводства человеческой жизни является общество, т. е. сам человек в его общественных отношениях. Деятельности : людей обусловлена прежде всего объективными материальными предпосылками и протекает как результат осознания этих предпосылок. В этой связи важное методологическое значение; имеет выявление диалектики общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие – это - материальные условия и отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе Бтановления человеческого общества и существующие вне общественного сознания.

Общественное сознание - это отражение бытия в виде теорий, идей, взглядов данного общества, чувств, настроений людей. Главным основным признаком общественного сознания является его вторичность по отношению к общественному бытию.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что обусловленность общественного сознания общественным бытием, конечно же не означает будто общественное сознание является пассивным фиксатором общественного бытия. Общественное сознание имеет относительную самостоятельность по отношению к общественному бытию. Оно может опережать общественное бытие, может отставать от него, а также активно воз - * действовать на развитие общественного бытия.

Общество обладает вполне определенным реальным бытием, представляющим собой реальную жизнедеятельность реально существующих людей, ибо история - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Общественная реальность существует как определенная устойчивая общность людей, которые имеют определенные потребности, удовлетворение которых возможно лишь в результате их совместной деятельности по достижению общих для них целей и идей7" обосновывающих удовлетворение потребностей.

Деятельность представляет „собой тождество субъекта и объекта и реализуется в процессе опредмечивания и распредмечивания. В процессе опредмечивания осуществляется процесс превращения способностей субъекта в свойства объекта. Иными словами, через деятельность способности человека переходят в создаваемый им предмет и закрепляются в нем. Обратным процессом деятельности выступает процесс распредмечивания, в котором осуществляется превращение свойств объекта в мысленные образы, посредством которых человек как бы раскодирует опредмеченные мысли, заложенные в предмете. Опредмечивание и распредмечивание представляют собой единый социокультурный процесс социальной деятельности и социального наследования.

Деятельность всегда реализуется через систему общественных отношений, особенность которых заключается в том, что их невозможно эмпирически зафиксировать. Образно говоря, социальную материю как систему общественных отношений нельзя пощупать, но она реальна и определяет жизнь миллионов людей.

Таким образом, различные виды деятельности людей и общественных отношений составляют основное содержание общественной жизни, ибо в рамках общественных отношений люди реализуют все виды практической деятельности, создают экономические, государственные, нравственные и другие социальные институты.

ж Для выявления специфики человеческой деятельности, как предпосылки и условия общественных отношений, важное, значение имеет разделение отношений на материальные и идеологические (духовные).

Материальные общественные отношения характеризуются тем, что их необходимость, природа, форма предопределены, заложены в характере и состоянии производства, производительных сил, причем предопределены независимо от того, осознается это людьми или не осознается иначе говоря, материальные отношения есть такие необходимые формы связей, в которых реализуется," осуществляется материальная деятельность опредмечивающаяся в вещественных продуктах труда. «Из того, что вы живете и хозяйничаете, рождаете детей, производите продукты, обмениваете их, - писал В. И. Ленин, - складывается объективно-необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного сознания».

; Именно объективный характер материальных отношений складывающихся независимо от сознания людей имел в виду К. Маркс «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и пришли из прошлого. Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.8. С. 119.).

Поэтому получается так: «люди вступают в производственные отношения даже и не осознавая, что тут имеются общественные производственные отношения.

Таким образом, материальные отношения первичны, поскольку складываются из потребностей осуществления - и - развития материального производства. Мир предметов, создаваемых трудом, выступает своеобразной совокупностью материальных символов этих отношений В результате труда материальные отношения так же объективируются, как и вся человеческая деятельность.

В отличие от материальных духовные (идеологические) отношения (политические, правовые, нравственные, научные, эстетические. религиозные и др. отношения) - это формы внеэкономической деятельности, которые складываются на основе последних и представляют собой реализацию определенных идей. I ;ж, в результате экономического разделения общества на классы возникают отношения, обеспечивающие политическое господ, экономически господствующего класса. Создается надстроенный продукт - государство. По мере развития буржуазных экономических отношений и обострения противоречий в обществе возникла необходимость в идеологии, в социальных теориях, различных классовых и общественных организациях, движениях.

Подчеркивая различие материальных и идеологических отношений, нельзя их абсолютно противопоставлять. Противоположность их имеет место лишь в рамках основного философского вопроса, материальные отношения первичны, а идеологические - вторичны, производны от материальных.

Материалистическое понимание истории исходит из того, что развитие общества - это естественноисторический процесс смены одной формы общества другой. Иными словами, развитие общества подчиняется объективным законам. Здесь необходимо отметить, что общественный закон - это выражение отношения условий деятельности людей и результатов деятельности, а не некая субстанциональность, как часто преподносится в литературе. Эта субстанциональность в понимании законов общественного развития вызывает вполне обоснованные возражения у ряда авторов.

«Общество, даже если оно напало на след естественного закона своего развития..., не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами».

Законы общественного развития, благодаря их специфике, особенным образом реализуются. Во-первых, законы общества - это законы деятельности людей. Вне деятельности людей законы общества не существуют, так как социальной действительности невозможны без людей, без их борьбы за реализацию определенных целей. В этой связи возникает потребность выявить соотношение объективной исторической необходимости (закономерности) и целенаправленной (сознательной) деятельности людей. Решение этой проблемы состоит в следующем: сознательная, свободная деятельность не только не противоречит объективной необходимости, но она основывается на ней; сознательная деятельность предполагает познание объективных законов общественного развития и учет их требований, ибо только в этих условиях деятельность людей становится свободной.

Во-вторых, законы общественного развития выступают чаще всего как тенденции. Они выбирают себе дорогу через массу случайностей, через столкновения противоположными тенденциями, определяемыми деятельностью людей. Какая из возможностей превратится в действительность, зависит от степени осознанности исторических тенденций. Роль и значение законов общественного развития, их механизм реализации раскрывается в книге Зеркина Д. П. Объективные законы общественного развития и политика. М.,1982.

Системный характер общественных отношений выявляется через основной социологический закон. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще». Этот закон выражает суть материалистической концепции истории. Из этого закона вытекает, что общественное производство составляет основное содержание общественной жизни людей, которое выступает:

как деятельность по освоению человеком окружающего мира природы;

как процесс формирования материальных производственных отношений;

как сфера и фактор физического и духовного развития индивидов, реализации их творческой активности.

«Из определенной формы материального производства,- разъясняет К. Маркс, - вытекает, во-первых, определенная структура общества; во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их духовного производства».

Из основного социологического закона следует: способ производства надо рассматривать как определенный способ жизнедеятельности индивидов, их определенный образ жизни; без производства и вне производства ни человек, ни общество не в состоянии удовлетворить свои многообразные потребности; с изменением способа производства, с изменением экономической основы общества изменяется вся громадная надстройка, социальная структура общества.

Каждая форма общества имеет свой способ производства. Другими словами, способ производства выступает основным критерием различения этапов поступательного развития общества. Вместе с тем, каждый способ производства имеет структуру, которая состоит из производительных сил и производственных отношений.

При характеристике диалектики производительных сил и производственных отношений необходимо обратить внимание на общесоциологический закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, который устанавливает, что: 1} производительные силы являются определяющей стороной способа производства, они определяют производственные отношения; 2) производственные отношения не просто подвергаются определяющему воздействию производительных сил, но и сами в свою очередь активно влияют на них.

Изменение и совершенствование каждого данного способа производства всегда начинается с изменения и совершенствования производительных сил. Это означает, что производительные силы - наиболее революционный элемент в системе способа производства. Производственные же отношения гораздо более устойчивы и консервативны.

Многообразие форм деятельности и общественных отношений характеризует и многообразие форм общественной жизни, каждая из которых имеет свои собственные закономерности развития, а в целом определяют тип конкретного общества. В каждом типе общества выделяются основные сферы общественной жизни.

Таковыми выступают: производственно-экономическая, социальная, политико-управленческая и духовная сферы.

Производственно-экономическая сфера выступает в качестве материальной предпосылки производства и воспроизводства общества как природно-социального феномена, которая через трудовую деятельность связывает человека и общество с природой. В эту сферу включается способ производства, производственные отношения, образ, качество и уровень жизни. Она характеризуется, с одной стороны, практическим отношением людей к природе, уровнем технической вооруженности, характером, уровнем производительности труда, состоянием производительных сил. С другой стороны, характером производственных отношений, экономическим строем, характером экономической зависимости людей.

Социальная сфера характеризуется социальными отношениями (классовые, социально-этнические, социально-демографические, семейно-бытовые, поселенческие), совокупность которых образует социальную структуру конкретного общества. Социальная структура означает объективное деление общества на определенные слои, группы, объединенные на основе одних или нескольких признаков и различаемые по их общественному положению. Критерием «социального состава» той или иной социальной группы являются самые различные факторы (экономические, культурные, этнические, территориальные и др.)

Политическая сфера жизни общества определяется характером политических и правовых отношений в обществе и складывается на основе функционирующих и обществе государственной власти, политических и правовых институтов. Специфика отношений в этой сфере проявляется в том, что они реализуются в обществе между социальными группами внутри общества, между государствами, регионами и формообразованиями государственной власти. Она включает в себя: самою власть, систему государственных учреждений, социальное поведение субъектов, включенных в сферу политической жизни, политические партии, организации и движения.

Духовная сфера жизни общества связана с производством и воспроизводством общественного сознания, духовной культуры, традиций. Это и способы и средства удовлетворения духовных потребностей. Это и различные формы общественного сознания на определенном историческом уровне их развития. Это и сама личность - производитель и носитель духовных ценностей. Это и менталитет личности и общества. При анализе духовной сферы необходимо учитывать природу исследуемого явления, роль субъективного фактора в ее возникновении и формировании, а также выявлять социально-экономические детерминации духовных явлений и обратное их влияние на всю общественную жизнь.

Особую актуальность в настоящее время приобретают национальные и демографические отношения, в которых аккумулируются противоречия всех сфер общественной жизни. Поэтому в качестве теоретического осмысления ситуации, вероятно, возможно и необходимо выделение их в качестве самостоятельной сферы общественной жизни.