Специфика социального познания прежде всего определяется особенностями социального объекта, которым является общество, ибо оно развивается по своим, присущим только ему ыконам, которые характеризуются тем, что в обществе действуют люди, наделенные сознанием, что деятельность всегда и но всем имеет в себе элемент сознательности, цели, идеи; далее, необходимым компонентом общественного движения является мир вещей, предметов культуры, созданных человеком □ процессе его трудовой деятельности и включенный в контекст общественного бытия; в-третьих, общественное развитие несравненно более динамично по сравнению с природой и поэтому социальное познание развивается в соответствии с развитием самого общественного бытия; в-четвертых, общественные лроцессь! носят статистический характер и проявляются, подчеркнем еще раз, в деятельности людей.

Характеризуя социальное познание, следует сказать, что носителем его является не сам по себе субъект или сам по себе объект, а субъект и объект социального познания существуют друг через друга (один в другом), в то же время, в одном и том же отношении взаимоисключают друг друга. Более того, диалектика субъекта и объекта социального познания предстает как самопознание, как саморефлексия, так как в своих развитых формах естествознание выступает как знание об объекте (т. е. природе) практического действия людей, социальное же познание есть знание об субъекте деятельности, т. е. об обществе. В социальном познании, следовательно, все вращается в сфере человеческого, субъектного. Объект познания - люди, субъект познания - также люди, а сам процесс познания осуществляется этими же людьми. Вот откуда и выясняется великая роль субъективного фактора.

Но социальное познание предполагает не абстрактное, отвлеченное, внеисторическое, а исторически конкретное понимание субъекта и объекта, которые втянуты в процесс взаимодеятельности, связанной с выяснением материальных интересов людей и формирующихся на их основе социальных идей, целей, идеалов.

В связи с этим, следует сказать, что социальное познание все целиком и полностью зиждется на интересах и потребностях людей. Вот они-то (эти интересы и потребности) служат прочным фундаментом всего социального познания, всех его многочисленных проблем; более того, с полной уверенностью можно сказать, что социальное познание, отражающее интересы людей, всегда и во всем идеологизированное познание, на нем висит «свинцовый груз» общественных интересов и поэтому прав Гоббс, утверждавший, что «геометрические теоремы опровергались бы, если бы они затрагивали интересы людей».

Интерес - это не что иное, как стремление людей, удовлетворяя свои потребности, выяснять свое реальное положение в обществе относительно: а) условий своей работы (продолжительности рабочего дня, интенсивности труда); б) условий быта; в) цен на продукты, услуги; г) получаемой заработной платы за свой труд и т. д. Интересы - это по сути дела - отражение реального положения людей в обществе, важнейший фактор причин действий. Всякий материальный (общественный) интерес проходит разные степени своего осознания и выкристалли - зированности в идеях, целях, теориях, учениях. Идея, будучи духовным способом познания действий социальных субъектов; оказывает влияние на весь общественный ансамбль познания и практики. Поэтому когда мы говорим об истине в сфере социального познания, всегда должны понимать, что истина в обществе не существует в социальном вакууме, она всегда связана с социальной средой, интересами людей и служит их отражением. В социальном познании учение об истине не может быть определено в пределах «чистой гносеологии» и влияние идей здесь не находится в непосредственном соответствии с их истинностью или ложностью, на них всегда «лежит проклятие» быть отягощенными интересами. Вот почему проблема истины и социального познания столь сложны, запутаны, противоречивы.

В силу указанных особенностей социальное познание всегда идеологично, тенденциозно, предвзято, пристрастно; идеологический «привесок» никогда в обществе, разделенном на классы, не может быть элиминирован, он вечно будет находиться в центре социального познания, как косточка всегда находится в плоде. По этой причине в социальном познании отражается не только интеллектуальный уровень общества, но и социальная позиция носителя истины (идеи). Все это вызывает возможность фальсификации социальных явлений, их некорректного, далекого от объективной истины толкования.

Таким образом, социальное познание, как и познание в целом не есть «чистая» теория, удаленная и ютящаяся где-то вдали от земных забот и тревог; теория познания, выясняющая границы и возможности познания, прямо и ©посредственно связана с деятельностью и отношениями людей, в конечном счете концентрируется вокруг вопросов об истине, о верном и правильном пути, человеческих действиях, которые реализуются в общественном бытии людей, в многообразных формах культуры. Вместе с тем, следует не допускать чрезмерной идеологизации знаний, истины в ущерб ее объективности, конкретности, предметности, т. е. подлинной научности.