Жизнь людей, их деятельность и поведение всегда опираются на определенные предпосылки, которые принимаются без особых сомнений. Самая универсальная из них - естественное убеждение человека в том, что мир есть, существует и что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как нечто целостное.

Проблема бытия возникает тогда, когда такие универсальные предпосылки становятся предметом размышления людей.

Установив, что мир есть, существует, человечество постепенно приходило к выводу, что мир существует везде, а отсюда напрашиваются вопросы о его прошлом и будущем. Отвечая на них, одни философы доказывали, что бесконечный мир непреходящ - всегда был, есть и будет, другие утверждали, что мир был, есть и будет, но имеет свое начало и конец не только в пространстве, но и во времени (эсхатология).

Специфика философского понимания бытия состоит в том, что люди в процессе деятельности отвлекаются от отдельных предметов, и конкретных признаков и состояний. Далее, они отвлекаются от общего, от различий между природой и человеком, индивидами и обществом, материальным и духовным. Мы ищем общее между всеми ними, т. е. всеобъединяющую, предельно общую мировую, космическую связь. Отсюда можно сказать, что категория, бытия выступает как предельно общее пп[|птип (липший урппппь абстрагирования), которое объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы, образующие определенную целостность. ' (иначе говоря философская категория бытия обозначает, весь с^астдующий мир (1тсм'(^"1т^рода.~и. общество на Земле) в ёгашюгообоааии, целостности и единстве.

Подобное понимание бытия помогает избежать ряда ошибок. Одна из них связана с тем, что достижения современной науки открывают перед человеком новые мега-макро-микро миры с необъятными пространственно-временными характеристиками, ставят перед философами задачу осмысления конечности и бесконечности, бытия. При решении данной задачи предпринимается попытка вывести бытие из небытия, доказать, что небытие абсолютно и первично по отношению к бытию (см. Чанышев А. Н. Трактат о небытии. Вопросы философии. 1990. №10. С. 158-185). Эти, а также целый ряд подобных способов доказательства абсолютного и первичного характера небытия оказываются непродуктивными и бессмысленными, если будем иметь в виду, что переход бытия в небытие представляет собой переход одной конкретной формы бытия в другую конкретную форму бытия. Конечность существования любого конкретного вида бытия, переход его в небытие, означает лишь становление другого вида конкретного бытия. Ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а лишь переходит из одной формы в другую. Этот вывод логически вытекает из всей истории развития естествознания, практики и научного познания в целом, если формой существования бытия признать постоянное его качественное изменение и развитие. Философия фиксирует не просто существование мира, а более сложную связь всеобщего характера, где многообразные предметы со всеми их свойствами и особенностями и существуют, и одновременно связаны со всем тем, что имеется, во Вселенной,