Проблема сознания в философии
Вопрос о природе сознания, о его особенностях - один из наиболее трудных и сложных вопросов современной науки. Причем, вопрос о сущности сознания, о содержании, которое вкладывается в это понятие, - предмет философского исследования.
В истории философии дуализм, материализм и идеализм возникают, формируются в ходе сложного анализа вычленения сущности мира через неоднократное сравнение, обдумывание, мысленное разъединение и соединение понятий «материя» и «сознание». Под сущностью обычно понимают устойчивую единую основу бытия, которая какой-то одной стороной предстает, раскрывается в явлении. «Материя» и «сознание» не просто стоящие рядом понятия. Они находятся в очень сложном отношении друг с другом. Как раскрыть, как объяснить это отношение - s этом состоит трудность философского осмысления понимания мира.
Древние философы оперировали понятием души, как совокупности всех психических способностей человека (видеть, слышать, рассуждать и т. п.). Античный философ Демокрит считал, что душа - особого рода огонь, состоящий из атомов круглой формы. Таким образом, в его понимании душа является материальным образованием, а потому она есть дар природы, возникает под влиянием естественных причин и не нуждается в существовании сил, стоящих над природой. В представлениях Демокрита о душе содержится мысль о неразрывной связи сознания с материей и об особых свойствах, с особой природе сознания, получившая широкое распространение в истории философии среди материалистов. Противоположной точки зрения придерживался другой античный философ Платон, живший несколько позднее (427-347 гг. до н. э.). Он полагал, что «души»... существовали прежде, чем начали существовать в образе человека, и существовали без тел, но имели разумение». В этих словах выражен основной тезис идеализма: душа как деятельность нематериальной субстанции, существует вне человека и до него как особая надприродная сущность, т. е. душа первична по отношению к телу. Идеализм не ставит вопроса о происхождении сознания, ибо сознание признается в историческом процессе развития первичным, исходным моментом всего существующего. Сознание - сущность бытия, идеи вечны, не возникают и не исчезают, существуют независимо от материи. Обобщив позитивные достижения натурфилософов и врачей, весь опыт духовной деятельности людей, Аристотель создает учение о душе как о жизни и ее функциях и развитии.
В древнекитайской философии наряду с идеалистическим представлением о Небе, обладающем сознанием и наделенным моралью, существовали иные взгляды. Так, Ван Чун (27 - 100 г.) считал, что все возникает из животворящих частиц, человек - это предмет единственный, который среди десятков тысяч предметов обладает мудростью. «До рождения нет сознания. Но родившийся человек находится среди первоначальных животворящих частиц, а после смерти снова возвращается к первоначальным животворным частицам». (История китайской философии. М. 1989. С. 9-10).
В средние века в учении Фомы Аквинского под категорию сознания подводились все специфические человеческие психологические процессы, при этом разум, наблюдающий за собственными психическими процессами, исключителен и несовместим с бренным телом. В то же время Фома Аквинский отмечает, что чувственная душа не осуществляет какого-либо собственного действования через себя самое, но всякое действование чувственной души принадлежит сочетанию души и тела, а интеллект - есть форма человеческого тела. .
Философия Декарта представляет сознание как непространственную субстанцию, познающую реальность. При этом он признает существование двух субстанций: души и тела. Дуализм рассматривает отношением между материей и сознанием как абсолютную противоположность. Тогда получаются две сущности мира, две его субстанции. Дуализм приводит, с одной стороны, к механистическому материализму в понимании сознания или натурализму, с другой стороны, - к идеализму, субъективизму. Так, у Лейбница в учениях о монадах сознание замкнуто во внутреннем мире. Позже Дидро, Спиноза мышление трактовали как своего рода самосознание природы (гилозоизм). Французские материалисты, критикуя субъективный идеализм Беркли, считали, что не только ощущения, но и высшие формы сознания есть не что иное, как образы вещей.
В XVII-XV11I вв. широкое распространение, особенно среди английских и французских философов (Лонк, Гольбах, Гельвеций) получает представление о сознании как о «чистой доске» (tabula rasa), на которой с помощью органов чувств отпечатываются, рисуются те или иные картины природы. Так постепенно, по аналогии с дощечками для письма, заполняется содержание человеческого сознания.
В отличие от многих предшественников Кант представлял сознание и бытие как замкнутые, чуждые друг другу миры. «я мыслю», по Канту, сопровождает все представления субъекта, собственно «Я» и есть сознание. Гегель, утвердив принцип историзма, подошел к пониманию социально-исторической природы сознания как развивающегося явления. Он первым проследил развитие сознания в соответствии с событиями мировой истории. Абсолютная идея, из которой все развивается, проявляется в одной из конечных форм - индивидуальном сознании. Процесс познания, по Гегелю, есть чисто духовный процесс самопознания абсолютной идеи, духа. Л. Фейербах, критикуя идеализм вообще и гегелевский особенно, рассматривал земную сущность человека, которая наделила человека чувством и разумом.
В середине XIX столетия вульгарные материалисты (Бюх - нер, Фогт, Молешотт), исходя из правильного положения, что сознание есть функция мозга, утверждали, что назначение мозга - выделять мысль, подобно тому, как назначение мускула сокращаться, а печени - продуцировать желчь, т. е. считали сознание чисто биологическим процессом, непосредственным продуктом лишь физиологической деятельности мозга, т. е. проблему сознания (его сущность, природу) пытались объяснить исключительно средствами естественных наук. Сознание - результат физиологических механизмов мозга, поэтому столь же вещественно, как и сами причины. Следовательно, вульгарные материалисты понимают отношение материи и сознания как абстрактное тождество и растворяют полностью одну противоположность в другой. Аналогично поступают и вульгарные идеалисты, считая, что весь реальный мир существует лишь в индивидуальном сознании человека. И те и другие представители этих философских течений становятся на позиции обыденного сознания, не различая сущность и явление.
В традиции русской философской мысли рассмотрение сознания всегда связано с пониманием души как божественного дара, откровения. Наиболее глубокое исследование сознания было предпринято Вл. Соловьевым. Анализ предшествующей философской мысли о сущности мышления приводит русского философа к выводу, что в субъекте сознания ничего не содержится, это только форма, которая вмещает психический материал всякой индивидуальности. В отличие от понимания материалистов, что сознание есть продукт материи, Вл. Соловьев пишет: «Наше Я, то, что в нас живет и мыслит, прежде чем стать явлением сознания, есть субъект сознания, т. е. именно та душа, то индивидуальное существо... должно признать, что сознание и личность сознательная и личная жизнь не суть произведения самого органического тела, но произведения или проявления души через посредство органического тела». (Соловьев. Вл. Соч. Т. 2. С. 334).
Приводимые ниже рассуждения Вл. Соловьева о сознании, познании выявляют некоторые свойства мышления, а дальнейшие рассуждения ведут к познанию божественной истины. «Сознается присутствие таких-то ощущений, мыслей, чувств, желаний, следовательно, они существуют как такие, как сознаваемые или как состояния сознания. Тут обычно ставится вопрос: чьего же сознания? чье это сознание или кому принадлежат данные психические факты, составляющие исходную точку философского рассуждения, можно и должно отвечать: неизвестно». (Соловьев. Вл. Соч. Т. 1. С. 793-794).
Далее Вл. Соловьев проводит мысленное различение «Я» от того, что не есть оно, различение Я и не-Я, выход состояния сознания за пределы всякой наличности, переход к мысли всеобщего значения - суждения, умозаключения, т. е. разум.
«Наше мышление не только не есть начало всего, но и не заключает в себе всецелого начала самого, оно не есть нечто самососоздающееся и вполне самосозданное... Условия его действительности не могут быть выделены из него одного, они определяются другим» и мышление таким образом обусловленное, есть реакция на нечто другое, на то, что не есть мышление» (там же, с. 807) и далее он приходит к выводу, что слово, логическое мышление есть плод воспоминания.
В русской философии началй XX века, начиная с Хомякова, наметился переход к конкретному идеализму, онтологическому реализму, мистике. Н. Бердяев считал, что «Я» - микрокосм, а мировая история входит внутрь, личную судьбу, смерть - исчезновение «не-Я». Ф. Достоевский считал единственной причиной возникновения сознания - страдание. В трудах русских философов делались предположения об автономности сознания, которое может уходить от личности вдаль, долетать до неба. Сознание не имеет никакого непосредственного прикосновения к реальному миру, а живет и действует только центральная воля человека. Несмотря на большое разнообразие понимания сущности сознания в русской философской мысли прослеживается необъяснимое ничем, кроме божественного провидения, появление сознания у человека.
Почему именно человек обладает сознанием?
Человек - это единственное существо, которое рождается с определенной, нигде более в мире не повторяющейся психофизической организацией.
Сознание как деятельность, активность человека, но с позиций материализма, рассмотрено К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Немецкой идеологии». Сознание первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность, люди являются производителями своих представлений и идей. Для анализа Маркс и Энгельс исходной точкой избирают действительно деятельных людей и их действительно жизненный процесс: «Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня, животное не «откосится» ни к чему и вообще не относится...». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 295).
Следовательно, сознание есть отношение и осознание органической связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознания себя индивида. Это представление о сознании совпадает с рассуждением Вл. Соловьева об ощущениях и понятиях как отношении к предмету.
Марксизм для анализа сознания берет общественно - историческую практику, преобразующую и внешний мир, и самого человека. Акгивно-отражательная природа сознания предполагает реальный мир, существующий вне сознания. «Сознание... никогда не может быть чем-либо либо иным, как осознанным бытием... а бытие людей есть реальный процесс их жизни». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 25). Люди в процессе своей деятельности по развитию материального производства и материальных отношений изменяют и развивают свое сознание. Сознание - это особая идеальная форма, внутренний аспект человеческой деятельности.
Сознание является способностью человека познавать и понимать не только окружающий его мир, но и способностью объяснять свои мысли и действия, выражать свое отношение к внешнему миру и самому себе. Сознание - сложнейшее многокачественное по своей структуре и функциям образование, выражающееся в концептуальном (понятийном) отражении действительности, выступает как интегративная и целостная, динамическая функция человека. Наука и общественная практика убеждают нас в том, что сознание в философии имеет определенное смысловое значение, когда мы рассматриваем его в гносеологическом аспекте, как категорию прямо противоположную понятию «материя». В онтологическом аспекте отношение материи и сознания понимают как тождество, единство и автономность противоположностей одновременно, как раздвоение единого на противоположности. Именно философия, будучи наукой оперирования абстрактными понятиями, в отличие от человеческого рассудка объединяет воедино тождество и противоположность.
Сознание есть человеческое идеальное воспроизведение материального. Но это не означает, что происходит прямое перемещение материально-вещественного в сознание человека. Образ сахара не создает сладости во рту. В идеальном люди всегда имеют дело с относительной неполнотой образа. Но если бы идеальное не давало объективно-верного представления об окружающем мире, то вряд ли бы человек смог и физически и биологически выжить в нем. Идеальное все-таки фиксирует в своем содержании более или менее полно свойства объективной реальности, существует в связи с материальным, будучи его отражением.
Сознание - это философская категория, которая обозначает всю совокупность духовных явлений, возникающих в ходе исторического развития активно-отражатепьной способности движущейся материи и формирования субъективного отношения человека к объективному миру.
Сознание - отражательный процесс, но не всякое отражение есть сознательный процесс. Сознание есть исторический, качественно иной этап психического отражения действительности, свойство общественного человека. Существует множество научных гипотез о возникновении и развитии сознания. Мы рассмотрим одну из них, учитывающую совместный, исторически длительный путь развития философии и естествознания -. науку в целом.