Пространство и время - формы существования материи
В ходе развития человечества изменяются, развиваются представления о пространстве и времени. Однако, как бы ни менялись представления о пространстве и времени, сами по себе изменения не могут отменить одного: пространство и время существует объективно, материя не может двигаться иначе, как в объективно реальных пространстве и времени. В философском смысле категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время - это формы бытия, атрибуты материи, не имеющей ни границ, ни начала, ни конца в своем движении.
Философы идеалистического направления, как и представители религии, всегда выступают против идеи бесконечности времени и пространства, а также против их объективности. После открытия в 20-х г. прошлого столетия явления «красного смещения», особо оживилась идея конечности мира в пространстве и во времени. Одним из объяснений воспринимаемого движения была предложена концепция расширяющейся Вселенной в наблюдаемой её части, а сама эта концепция была использована для обоснования религиозной догмы о творении и конечности мира.
Радиус «видимой» Вселенной, воспринимаемой с помощью радиотелескопов 12,5 миллиардов световых лет при скорости света в вакууме 300 тысяч километров в секунду. Данные современной космологии постоянно доказывают бесконечность и безграничность времени и пространства. Наблюдения астронома Амбарцумяна, подтвержденные и рядом американских коллег, обнаружили не только разбегающиеся, но и сближающиеся друг с другом галактики. Это позволяет считать наиболее вероятной картину «пульсирующей Вселенной» как результат действия двух тенденции-притяжения и отталкивания, удаления и сближения, присущих противоречивой природе самой материи.
В истории философии имели распространение две концепции пространства и времени -- субстанциальная и реляционная. Первая рассматривает пространство и время как особые сущности, существующие сами по себе независимо от материальных объектов (например, представление о пустоте у Демокрита). Эти представления нашли всестороннее развитие в учении Ньютона, выдвинувшего понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Согласно Ньютону, пространство безотносительно к материи, оно всегда одинаково, неизменно, пустое вместилище тел и имеет три измерения. Время - чистая длительность, пустое вместилище событий. Пустые промежутки между небесными телами заполняет тончайшее вещество - эфир, которое имеет одно измерение.
Надо заметить, что субстанциальная концепция может разделяться как материалистами, так и идеалистами. Но если материалисть! понимают пространство как объективно существующую субстанцию, которая служит своеобразным вместилищем для материи, то идеалисты нередко представляют пространство как особую субстанцию духа. В этой связи следует обратить внимание на субъективно-идеалистическое отрицание объективности пространства и времени Дж. Беркли, Д. Юмом, махизмом. Д. Юм считал, что пространство и время не являются объективно-существующими, они - феномены сознания: привычки человека видеть мир таковым, например, привычка к смене дня и ночи, времен года и т. д. Дж. Беркли и махизм считают, что пространство и время, как и все тела, совокупность ощущений или «элементов» субъекта.
Реляционная концепция пространства и времени указывает, что пространство и время являются особыми отношениями между объектами и процессами и вне их не существуют (см. например, учение Лейбница). Реляционная концепция может быть как идеалистической, так и материалистической. Тот же Лейбниц эту концепцию развивал с позиций идеализма, а сторонники диалектического материализма считают, что они объективные, не зависящие от человека форма бытия материи, и показывают их неразрывную связь с материей и движением.
В философском плане специальная теория относительности А. Эйнштейна (1905 г.) показала неразрывную связь пространства и времени (пространственно-временной континуум). 8 физическом плане пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой. Когда скорости движения малы по отношению к скорости света в пустоте, тогда можно считать, что размеры тел и ход времени остаются одними и теми же. Если же речь идет о движениях со скоростями, близкими к скорости света, то изменения пространственных и временных интервалов становятся заметны
ми, Вместе с тем, изменение обоих интервалов зависит от характера движения тела и значит, пространство и время определяются состояниями движущейся материи. Эти идеи получили развитие в общей теории относительности {1916 г.).
В философском плане доказана не только связь пространства и времени, но и взаимосвязь, неотделимость материи, движения, пространства и времени. Пространство и время не только невозможны в отрыве от материи, но и сами свойства пространства и времени зависят от движущейся материи, В физическом смысле показано, что геометрия пространства - времени обусловлена характером поля тяготения, взаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства и замедление хода времени. Для движущегося объекта время не просто замедляется, но вообще останавливается, если он движется со скоростью света. Выдвигается также гипотеза о зависимости скорости биологических часов от возраста организма. Уменьшение интенсивности обмена веществ вызывает замедление внутреннего биологического времени, вот почему в старости у человека создается иллюзия ускорения внешнего времени.
Пространство и время обладают различием. Пространство имеет три измерения (длину, ширину, высоту), и чтобы задать положение тела в пространстве, достаточно трех координат. Кроме того, пространство, как форма бытия материи, выражает объемность, протяженность, отдаленность, порядок расположения тел относительно друг друга.
Время - одномерно. Категория времени обозначает такие всеобщие характеристики движения материи, как последовательность, длительность существования вещей или процессов их периодичность, сменяемость. Время имеет одно направление - от прошлого через настоящее и от него к будущему (необратимость). Говоря о трехмерности пространства и одномерности времени, надо отметить, что имеется проблема многомерности пространства и времени (четырехмерное, десятимерное пространство - время). Материалистическая позиция состоит в том, что с учетом научных данных в реальном мире возможно пространство - время с большим числом измерений, но из этого вовсе не следует, будто в этом мире должны существовать духи. Скажем, в современных концепциях супергравитации (сильные, электрослабые и гравитационные воздействия, которые связаны между собой) вводится представление о десятимерно м пространстве - времени. Согласно этой гипотезе, при рождении нашей метагалактики, только 4 из 10 пространственно-временных измерений обрели макроскопический статус, а остальные оказались как бы свернутыми в глубинах микромира. Их можно обнаружить, только проникнув в эти области, но там мы сталкиваемся с принципиально иными мирами. На разных уровнях материи можно столкнуться с качественно различными структурами пространства и времени. Бесконечность материи в пространстве и времени предполагает качественное многообразие форм пространства и времени: физическое, биологическое, социальное. Материя, как субстанционная основа бытия, обладает рядом атрибутивных свойств. Она объективна, находится в постоянном движении, формами её существования выступают пространство и время. Материя системно организована и структурирована, проявляет себя только через качественно специфические виды, каждому из которых присуща своя форма движения и пространственно-временная организация.