Философия - одна из древнейших наук, можно сказать, также прародительница многих современных наук. Корни ее уходят в древний Китай, Индию, Вавилон, Египет, Грецию, Рим. Скорее всего начало ее можно связать примерно с VII-VI в. в. до н. э. Люди пытались осознать окружающий мир и свое место в нем с помощью философии, в отличие от мифологических и религиозных взглядов стремились сделать это с позиций объективности, доказательности и систематичности.

Само слово «философия» в переводе с греческого означает, как считают многие авторы, «любомудрие», «любовь к мудрости», т. е. вдумчивое, разумное понимание человеком мира и себя в нем. И в этом есть резон. Впервые термин «философия» ввел древнегреческий философ Платон. Как полагает А. Г. Спиркин, более точный смысл данного термина, вкладываемый в него Платоном, - «любовь к истине», т. е. любовь, бескорыстное стремление к некоему великому и приличествующему лишь божеству объективному качеству разумно устроенного и гармоничного мира. (См. Спиркин А. Г. Основы философии. М., 1988. С. 4-5). И в этом тоже есть резон.

Современное значение термина «философия» многозначно. Насчитывают почти три десятка таких значений. (См. Потемкин А. В. О специфике философского знания. Ростов-на - Дону. 1973. С. 16-17). Например, философствовать, значит отвлеченно размышлять о человеке, смысле бытия и т. п., размышлять об основах мира, его коренных, конечных причинах. Но это в обыденном сознании.

В философии как науке в течение всей ее истории (и в прошлом, и ныне) был всегда ряд вечных вопросов.

Первый из них - понимание, объяснение природы, мира, мироздания, связь в мире единого и многого, логос, закономерность бытия. Назовем для примера ряд философских трудов: Лукреций Кар «О природе вещей», Д. Дидро «Мысли об истолковании природы», Г. Гегель «Философия природы», Ф. Энгельс «Диалектика природы» и многие другие.

Вторая тема - вопросы общественной жизни: Государство, добро, зло, справедливость и т. п. (Платон «Государство», «Законы», Аристотель «Политика», Т, Гоббс «Левиафан», Г, Гегель «Философия права», Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства», Г. В. Плеханов «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», В. И. Ленин «Государство и революция», многочисленные труды по философии истории в современной мировой философии).

Проблема человека: его природа, назначение, ум, познание, чувства... Сократ - Ф. Бэкон - И. Кант - Г. Гегель - А. Радищев - К. Уаркс - В. И. Ленин - современная философская антропология, герменевтика, экзистенциализм, прагматизм и др.

Все это свидетельствует о том, что философия - это важнейшая форма общественного сознания, наука и мировоззрение. Здесь, как будет показано ниже, нет альтернативы: философия, по нашему мнению, - и наука, и мировоззрение, - хотя в научной литературе на этот счет споры и дискуссии не затихают и в наши дни. (См. Никифоров А. Л. Является пи философия наукой? // Философские науки. 1989 № 6; отклики на статью А. Л. Никифорова. (Заочная теоретическая конференция). - Философские науки. 1989 № 1,2, 1990 № 1, 4).

Философия - особая форма общественного сознания, которая представляет собой единство знания, познавательного и оценочного (чувства, оценки явлений с точки зрения интересов, идеалов человека). Свобода, равенство, справедливость, добро, зло - важнейшие ценностные понятия, которыми оперирует философия. Например, понимание свободы состоит не только в знании объективных законов, но и в определенном отношении человека к бытию, определенные требования к его деятельности.

Единство знания и ценности (оценки) характеризует философию как мировоззрение, т. е. понимание человеком мира, своего места и назначения в нем. (См. об этом: Гл. I!. и III настоящего учебного пособия). Любая философская система -- это форма мировоззрения, , совокупность предельно общих взглядов, убеждений, принципов познания и норм поведения, жизнедеятельности людей; это обобщенные знания плюс обобщенные оценки, которые определяют общее видение человеком мира и себя в нем, а также жизненные позиции, программы, принципы поведения и деятельности людей.

Но мировоззрение многообразно и неоднозначно. Оно не исчерпывается одной лишь философией, а включает в себя различные формы и стороны общественного сознания, познавательные, ценностные и поведенческие аспекты, оно может быть научным и ненаучным, религиозным, мифологизированным.

Философия, дающая обобщенную картину мира и человека в нем, является ядром мировоззрения. Причем в этом «ядре» следует отличать философское мировоззрение в целом (научное и обыденное - обыденные представления о философии) и науч - но-теоретические философские взгляды, т. е. аргументированные, приведенные в систему, обобщенные философские учения. Философия является ядром мировоззрения не потому, что так хотят философы (по правилу: «Каждый кулик хвалит свое болото»), а потому, что определенная философская позиция (идеализм, материализм, дуализм и т. д.) обусловливает принципиальную направленность и содержание мировоззрения, прежде всего, его сущность (материалистическое, идеалистическое, религиозное, атеистической и т. д. мировоззрения).

Философия не просто отражает мир, она всегда рассматривает его через призму универсального отношения человека к миру, мир вместе с человеком, понимание смысла деятельности человека в этом универсальном отношении. В этом смысле философия является критически - рефлексивной формой общественного сознания (от греч. reflectio - размышляю, оцениваю), так как выступает в качестве критики наличной действительности с позиций ее преходящего характера. Это «не эмпирически - непосредственное отношение (человечества. - B. C.) к миру, к себе и к своему мышлению», а теоретическое, размышляющее. Философия создала « тот интеллектуальный настрой и стиль мышления», который как бы зафиксировал особость положения человека в мире ы потому его ответственность перед собой и перед миром (Спиркин А. Г. Философия. М., 1998, 2000).

Вот почему философия является величайшим завоеванием человеческой культуры и ее важнейшим элементом. Как составляющее культуры философское миропонимание имеет многообразные сферы: философия природы; науки; техники; истории; политики; искусства; религии; морали, эпистемология.

Но философия не только мировоззрение, а и, как отмечено выше, она является также специфической наукой. В чем же состоит предмет философии как науки? Каково ее соотношение с другими науками и место в их системе?

Целесообразно начать ответы на эти вопросы с характеристики основного вопроса философии.

Это - вопрос о взаимоотношении материального и духовного, бытия и мышления, материи и сознания (характеристика этих понятий дается в гл. I!).

Основной вопрос, философии имеет две стороны: 1-я - что первично: материя или сознание; 2-я - как относятся наши мысли о мире к этому миру или познаваем ли мир? Ответ на эти вопросы имел в истории науки и философии и имеет принципиальное мировоззренческое значение - вопреки отрицанию или замалчиванию этого вопроса некоторыми ~ философами и даже школами.

Те, кто признает первичность материи, относятся к материалистам, являются материалистами. Идеалисты доказывают первичность сознания. Может быть две разновидности..идеализма: субъективный и объективный идеализм. Представители первого считают первичным сознание отдельного человека, индивида, ощущения, переживания субъекта, «Я» (Д. Беркли, Д. Юм, махизм, позитивизм, экзистенциализм). Представители 2-го первичным считают некое надындивидуальное, общее, абсолютное сознание-дух, бог, идеи, абсолютная идея (Ф. Аквинский, Платон, Г. Гегель, неотомизм). Все этапы истории философии связаны с теоретическим и мировоззренческим противостоянием материализма и идеализма, (См. Введение в философию. М., 1990, Ч. 1).

Философы и философские течения, признающие первичность одного (материи или сознания) являются монистическими (monos единый). Монизм может, следовательно, быть как материалистическим, так и идеалистическим. Те же, кто считает, что оба первоначала являются равноправными, независимыми друг от друга и развиваются параллельно, относятся к представителям дуализма (от лат. duaIIs - двойственный) - например, французский философ Р. Декарт, в известной степени немецкий философ Й. Кант, древнегреческий философ Аристотель.)

Следует иметь в виду, что наряду с философским пониманием материализма и идеализма, существуют различные нефилософские представления о них, которые в определенной степени играли и играют роль естественных предпосылок того или иного философского миропонимания.

В философском обывательском представлении материализм - это любовь к хорошим вещам, личные плотские увлечения (обжорство, пьянство и т. п.), а идеализм - стремление к идеальным целям, вера в добродетель и т. п.

Нефилософский материализм - это просто понимание людьми природы такой, какая она есть. Одна из разновидностей такого материализма - естественноисторический материализм ученых - естествоиспытателей, т. е. стихийное, неосознанное убеждение их в объективной (независимой от сознания) реальности мира. (На этих позициях стояли Н. Коперник, И. Ньютон, А. Эйнштейн и большинство других естествоиспытателей).

Наивный реализм - вторая разновидность нефилософского материализма. Это обычный, наивный взгляд всех людей, которые верят в объективное существование мира и специально не задумываются над тем, существуют ли они сами и весь мир сам по себе.

К нефилософскому идеализму относятся различные предрассудки и суеверия: вера в предначертания судьбы, приметы, гадания и т. п. Религия - еще одна разновидность нефилософского идеализма. Но есть и религиозная философская наука идеалистического толка - неотомизм, теиярдизм.

Нефилософские разновидности материализма и идеализма - предтечи их философских разновидностей.

Следует учитывать теоретические (познавательные) и социальные корни (причины, истоки) материализма и идеализма.

Материализм имеет естественные корни. Они - в нефилософском естественно-историческом материализме, в наивном реализме, в верном (последовательно научном) отражении действительности, в учете философией данных, фактов науки, опыта и реальной практики человеческой деятельности, в опоре на позиции прогрессивных сил общества, которые заинтересованы в понимании действительности такой, какова она есть, без всяких прибавлений.

Корни идеализма..-в его нефилософских разновидностях, в наличии элементов искаженного отражения действительности. Но идеализм нельзя представлять как «чепуху», как сплошное заблуждение и даже как заблуждение отвергать с порога, ибо заблуждение есть тоже момент движения к истине, так же, как отрицательный опыт наряду с положительным в практической деятельности людей.

Идеализм является результатом однобокого, одностороннего понимания сложного процесса познания, гипертрофированного преувеличения роли какой-либо стороны, грани, черточки, формы этого процесса. Например, s философии Д. Беркли, Э. Маха, эксистанционализма преувеличена роль ощущений, переживаний субъекта, в философии Г, Гегеля - роль понятий, в философии неопозитивизма - роль языка и т. д., откуда и идеализм этих философских систем. Следовательно, идеализм - это болевой нарост на здоровом, ветвистом дереве познания. Однако для возникновения идеализма наряду с познавательными корнями важны и социальные причины - заинтересованность определенных общественных сил в одностороннем, гипертрофированном понимании процесса познания, роли сознания, идей, философии. Как правило, идеализм по данной причине выражал и выражает интересы консервативных (и даже реакционных) сил в обществе. Известны, например, две «линии» в древнегреческой философии: «линия Демокрита» (материализм) и «линия Платона». 1-я - выражение интересов демократической части греческого общества того времени, 2-я - рабовладельческой аристократии. Примерно то же мы имеем и в современном обществе, но, как правило, в хитросплетении, завуалированности, сложности, противоречивости, что отражает динамичность и чрезмерную социальную дифференцироваиность, противоречивость современного общества, меняющегося мира.

На вторую сторону основного вопроса философии (познаваем ли мир?) большинство мыслителей отвечают положительно (в том числе и идеалисты, такие, например, как Г. Гегель). Но некоторые (Д. Юм, И. Кант, экзистенциалисты, представители прагматизма и др.) считают, что мир не познаваем. Такое направление в философии называется агностицизмом (от греч.: agnostos - непознаваемый. См. в гл. V).

Почему вопрос о взаимоотношении материи и сознания является основным философским вопросом? Потому, что то или иное решение его предопределяет философско-мировоззрен - ческую позицию и тот или иной подход в решении философских вопросов. По сути же он основной потому, что в философии нет других вопросов: все ее проблемы есть аспекты решения данного вопроса. Хотя есть философские школы (например, неопозитивизм), объявляющие основной вопрос философии псевдовопросом, псевдопроблемой. На деле никакая философия немыслима без решения ею этого вопроса. В наличии и решении данного вопроса - специфика философии. Например, экономист и философ могут рассматривать экономические законы. Но их подходы к этому отличаются. Философ рассматривает эти законы не как таковые, а с точки зрения соотношения объективного и субъективного.

Основной вопрос философии вводит нас в специфику философского знания, он лежит в основе размежевания философии и конкретных наук: в философии все рассматривается с точки зрения соотношения материального и духовного в предмете рассмотрения. Отсюда разграничение материализма и идеализма выступает как фундамент всего дальнейшего понимания мира.

Основной вопрос философии - главный системообразующий фактор философского знания. Он высший по отношению ко всем другим вопросам, он обобщает философскую проблематику, группирует вокруг себя знания. Например, учение о познании базируется на ряде гносеологических выводов, главный из которых состоит в признании или отрицании объективности (т. е. первичности) существования познаваемых предметов.

Следует обратить внимание на то, что в философской литературе основной вопрос философии традиционно излагается на основе известного положения Ф. Энгельса из работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». (Маркс К. и Энгельс Ф, Избранные произведения. Т. 3. С. 382.). Необходимо обратить внимание, что здесь Ф. Энгельс дает гегелевскую трактовку основного вопроса философии. Несколькими страницами спустя, когда речь идет о Л. Фейербахе (материалисте-метафизике), Ф. Энгельс дает несколько иное толкование этого вопроса (с позиций данной разновидности материализма) и говорит об «определенном понимании отношения материи и духа». (Здесь уже материя на первом месте. - B. C.). (Там же. С. 386). Если же излагать основной вопрос философии с позиций последовательно материалистически-диалектических, то следует его формулировать как вопрос о взаимоотношении бытия и мышления, материи и сознания, что нами сделано несколькими страницами выше.

Как отмечалось, философия - это наука о всеобщем, о всеобщих основаниях бытия и человеческой деятельности. Но в различных философских системах и на разных этапах истории философии всеобщее трактуется неодинаково, поэтому исторически предмет философии постоянно претерпевает изменения.

Философия древности в силу нерасчлененности знания включала в себя одиовремзнно и естественно-научное познание, и поэтому конкретно вопрос о специфике предмета философии тогда не ставился.

Как указывалось, термин «философия» введен Платоном, а его ученик Аристотель поставил вопрос о предмете этой науки, ее отличии от других наук. С того времени пошла аристотелевская традиция в понимании философии (См. об этом подробнее: Потемкин А.8. О специфике философского знания. Ростов-на - Дону. 1973. Проблема специфики философии в диатрибической традиции. Ростов-на-Дону. 1980). В чем она состоит?

Аристотель считал, что такие формы знания, как физика, математика, медицина изучают лишь отдельные части бытия, а философия - все бытие, то общее, что присуще всему существующему, высшие начала и принципы всякого бытия. Поэтому, считал Аристотель, философия «это - безраздельно господствующая и руководящая наука, которой все другие науки, как рабыни, не вправе сказать и слова против». А коль философы обладают высшей мудростью, то именно они должны руководить людьми. Такой позиции в философии придерживались многие последователи Аристотеля. Аристотелевская традиция в понимании предмета философии продолжалась и в новое время. В свете ее философия называлась по-разному: метафизикой, онтологией, всеобщей теорией бытия, натурфилософией, системой мира, философией действительности, наукой наук, но суть была одна - претензии на истину в последней инстанции. Такой подход к пониманию предмета философии называется натурфилософским, а такая философия претендовала на роль науки наук (По Аристотелю, философия - золотой крест над святой церковью познания). На такой позиции стояли и материалисты XV! IS в., считавшие, что предметом философии как «царицы наук» является всеобщая картина мира, мир в целом, - и Г. Гегель, и Л. Фейербах и др. Такое же понимание предмета философии было характерно и для российской философии конца XIX - первой четверти XX вв. Например, в одном из учебников указывалось, что философия в отличие от других наук создает всеобщую картину мира, являясь «руководительницей жизни». Было время, когда философия считалась «царицей наук», но вследствие неблагоприятных условий своего развития, она утратила свой трон. «Мне кажется, - писал автор, - что в настоящее время наступила пора вернугь ей ее верховное положение». (Челпанов Г. Введение в философию. Киев, 1907. С. 14).

Эта натурфилософская претензия в прошлом проявлялась также в том, что философы, создавая всеобщую картину мира, пытались заполнять с этой целью «белые пятна» в науке надуманными, абстрактными, умозрительными схемами типа флогистона, философского камня, энтелехии и т. п.

Подобную позицию высмеял Г. Гейне:

Разорванность мира терзает мне сердце. Отправлюсь с бедою к профессору-немцу. Он знает, как мир свести воедино - создаст он понятную всем картину. Из колпака и лоскутьев халата на дыры Вселенной кладет он заплаты.

В наше время натурфилософский подход проявляется в попытках некомпетентного вмешательства философов в сферу кибернетики, генетики (что в нашей стране привело к преследованию ученых на идеологической почве, к отставанию нашей науки). Подобный подход проявляется также в сведении философии к простому набору естественно-научных данных, в участии философов в создании таких иллюзорных схем, как, например, теория развитого социализма и т. п. Сталинская (и не только сталинская) догматизация материалистической диалектики и материалистического понимания истории, омертвение философской теории, превращение ее в абстрактную схему и во всеобщую «отмычку» является также проявлением гипертрофированного натурфилософского подхода, который в наше время бесспорно изжил себя. Изжил, но до конца не преодолен и проявляется в засилье «позитивизма», в технократической недооценке гуманитарного, в том числе и философского знания, в сокращении (недопустимом) времени для вузовской подготовки специалистов, «наступлении» «ползучего эмпиризма», «голого практицизма-прагматизма» т. п.

Как писал К. Маркс, «до сих пор философы имели в своем письменном столе разрешение всех загадок, и глупому непосвященному миру оставалось только раскрыть рот, чтобы ловить жареных рябчиков абсолютной науки». (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.1. С. 379). Творческое мышление, подлинная творческая деятельность полагает совершенно иной подход, совершенно иную интерпретацию предмета философии и понимание ее роли в развитии науки, человека и общества.

Главным содержанием философии является не мир в целом и не вся сумма явлений, процессов, фактов и т. д., а анализ универсальных, наиболее общих связей и, следовательно, наиболее общие, универсальные представления и взгляды о мире, человеке,"об отношении человека к миру, гакое понимание философии тлуооко уходит корнямй~в историко-философскую традицию. Например, Аристотель: Имя мудрости можно отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины; Ф. Аквинский: Философ определяет, что первая философия есть знание истины, той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первому началу бытия для всех вещей; Р. Декарт: Слово «философия» обозначает занятие мудростью, а под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек. Философия - это исследование первых причин, именуемых началами; Г, Гегель: Философия - это эпоха, схваченная в мыслях; К. Маркс: Философия - квинтэссенция современной эпохи; Н. Бердяев: Философ есть прежде всего познающий, но познание его целостно, оно охватывает все стороны человеческого существа и человеческого существования, оно неизбежно учит о путях существования смысла. Главный признак, отличающий философское знание от научного нужно видеть в том, что философия познает бытие человека и через человека; М. Хайдеггер: Философские понятия охватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие понятия. Но они - охватывающие понятия еще и во втором смысле: они всегда захватывают заодно и понимающего человека и его бытие - не задним числом, а так, что первого нет без второго, и наоборот. Нет никакого схватывания целого без захваченности философствующей зксистен - ции; К. Ясперс: В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия.

Есть, конечно, и не совпадающие с вышеприведенными мнения. Л. Фейербах: Начало философии составляет начало науки вообще, а вовсе не начало специального знания, отличного от знания реальных наук. О. Конт: Философия - это сжатое изложение науки своего времени. Л. Витгенштейн: Предмет философии - логический анализ языка науки. А. Камю: Главный вопрос философии - это вопрос о том, стоит ли человеку жить. Б. Рассел: Философия - это ничья земля между наукой и теологией. Эта ничья земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон, и есть философия, К. Поппер: Нет вообще такой вещи, как некая сущность философии, которую можно выделить и отлить в некотором определении. Определение слова «философия» может иметь только характер конвенции или соглашения. (Цит. по: Шулындин Б. П. Философия и современное общество. Нижний Новгород, 1993; Мир философии. М., 1991).

Разумеется, не было и нет конца спорам о предмете философии и ее месте в обществе. Но одно бесспорно и нетленно: философия не просто отражает мир, она всегда рассматривает отношение человека к миру, мир вместе с человеком. Это определенное понимание всеобщих основ, смысла человеческой деятельности. Философия выявляет наиболее общие представления, формы опыта, на которых базируется конкретная духовная и практическая деятельность. Это выражается в философских категориях - наиболее общих понятиях (например, материя, сознание, практика, движение, развитие, истина, противоречение и др.). Как видно из сказанного, можно констатировать, что предметом философствования являются различные аспекты всеобщего отношения мышления к бытию, мыслящего субъекта к окружающей действительности.

Базисом всеобщего является объективность существования всех явлений, что обусловливает их общность, общие признаки - пространственно-временные характеристики, способность отражения и т. п. Общее - это определенное свойство (качество) или отношение, характерные для данного класса предметов, процессов, событий. (Например, наличие массы покоя, инерции, гравитации как общие свойства макротел; экономические отношения как общее свойство всех общественных явлений и т. д.).

-Общее - это закон существования и развития всех единичных форм бытия материальных и духовных явлений. (Например, закон прибавочной стоимости как общее, как закон развития капитализма во всех его формах и на всех этапах развития; закон сохранения и превращения энергии как общее для всех физических процессов; преемственность развития как внутренний закон функционирования сознания).

Внешнее проявление общего - сходство признаков, оно доступно непосредственному восприятию. Сущность общего, закономерность как общее отражается в понятиях, категориях, теориях. Таким образом, общее (а тем более всеобщее, как присущее всему бытию) может быть схвачено в отличие от дискретного лишь разумом. Прав был Козьма Прутков в том смысле, что эмпирически «нельзя объять необъятное». Но неправ в том смысле, что его можно объять теоретически, т. е. через соотношение мышления и бытия. А это соотношение на всеобщем уровне доступно лишь философии как науке о всеобщем в его самой универсальной форме и поэтому опять-таки можно сделать вывод, что предметом философии является взаимоотношение мышления и бытия.

Могут ли конкретные науки (каждая отдельно и даже вместе взятые) „познать всеобщее? Они могут отразить общее для гай илЙ^феры действительности, которая является их предметом, но всеобщее - это предмет философской науки, которая схватывает всеобщее на основе обобщения, анализа и синтеза всего опыта человечества, всех знаний. Всеобщее познается теоретическими методами, предполагающими абстракцию (отвлечение) от непосредственного эмпирического материала. -^Эмпирические данные, знания, полученные конкретными нау - \ками, практика человеческой деятельности - это исходный ма - ^Чериал для философского обобщения. Чтобы отразить всеоб - щее, необходимо идти от частного, а затем провести теорети - ! ческий синтез всеобщего на основе тех его признаков, которые охарактеризованы выше. Поэтому философия как наука о все - общем находится в специфическом отношении со всеми науками и сферами человеческой деятельности, дающими ей исходный материал для анализа, на основе которого делаются философские обобщения. Вот почему Г. Гегель указывал, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях, а К. Маркс характеризовал философию как квинтэссенцию эпохи.

Познание незнание всеобщего - это не только отражение реальностаГТю й, универсальнь1й-.приыцип... познания. Истина любой наукой познается, опираясь на всеобщие свойства действительности, аккумулированные в философской науке. Выводы философии универсальны и основательны, а отсюда они выступают в качестве наиболее универсальных и основательных принципов познания и деятельности. Например, из диалектически-материалистического учения о материи, материальном вытекает принцип объективности, требующий исходить не из желаемого, а из реалий, конкретных условий и предпосылок, соблюдать единство слова и дела и т. д. Субъективистское а»

" tiSg&GLm,

__________________________________________________ I

дание «белых пятен» в истории или ее очернительство, иллюзорность мышления - ярчайшие примеры игнорирования принципа объективности, а значит, ненаучности в познании и бесперспективности в практической деятельности, в управлении, з государственной службе в том числе.

Для философии неотъемлемо единство теории и метода, т. е. использование знания в качестве инструмента, орудия, средства объяснения явлений. Метод - это способ, совокупность принципов, средств, приемов познания и деятельности. В каждой науке используются специфические частные методы. Есть также особенные методы, применяемые в группе наук. Философский метод является всеобщим. (Подробнее об этом см. в главу V).

В истории философии сформировались два всеобщих метода: метафизика и диалектика, альтернативные друг другу. Метафизика в ее классической форме рассматривает явления вне связи, вне развитая, как бы застывшие, неизменные, раз навсегда данные, не зависящие друг от друга. Диалектика же видит мир в бесконечном изменении, развитии, все явления во взаимной связи, взаимодействии и взаимообусловленности.

Как связаны диалектика и метафизика с различными системами философских взглядов — материализмом и идеализмом? В своей сущности материализм предполагает диалектический метод, но в истории науки дело обстояло гораздо сложнее. Можно в этой связи выделить различные исторические формы материализма и диалектики. Наивный, стихийный материализм древних, метафизический материализм XVI! - XVII! в. в. в Европе (сюда же относится и философия Л. Фейербаха), идеалистическая диалектика Г. Гегеля, диалектический и исторический материализм К. Маркса и его последователей. (См. об этом подробнее: Введение в философии. Ч. 1. Стрюковский В. Н. Философия в схемах. Ростов н/Д., 2004.). Идеализм рассматривает мир как порождение духа и если дух трактуется как активная деятельность, то идеализм тяготеет к диалектике (Пример этого - идеалистическая диалектика Г. Гегеля). Но последовательное развитие диалектики в конечном итоге приходит в противоречие с идеализмом.

Философия в любом обществе выполняет определенные социальные функции. К ним относятся следующие, основные...

Познавательная функция философии состоит в том, что она дает обществу знания: это система наиболее общих понятий о мире, о его познании, о месте человека в мире и смысле его существования, о взаимоотношении бытия и мышления, а, значит, это наука о всеобщем, о наиболее общих принципах человеческой деятельности и законах природы, общества, вместе взятых мышления. Равнозначна ли философия любой науке, стоит ли она в одном ряду с другими науками? И да, и нет. Это наука, но, как явствует из ранее данного определения, наука специфическая. Если другие науки дают нам конкретное знание об отдельных или особенных сферах бытия, то философия, отвлекаясь от частного и даже особенного, дает нам целостную картину бытия на уровне общего и всеобщего. В этом смысле философский взгляд на мир можно сравнить с взглядом на окружающее как бы с «высоты полета» в отличие от взгляда 'с любой земной точки. Но философия не может обойтись без данных наук и опыта (ибо оторвется от действительности и впадет в спекуляции, схоластическое теоретизирование): факты опыта и данные различных наук - факты философии как науки. Повыщать-научность современной философии - это значит преодолеть иллюзорность пЬдхода,"обратиться к анализу реалий, отбросить штампы, стереотипы, изжить различные извращения, порожденные идеологизировнными наслоениями и чрезмерной политизацией науки, филисским меркантилизмом. Философия должна гибко, конкретно-исторически реагировать на проблемы, которые ставит перед нею жизнь. Философия и науки должны всегда быть в обоюдовыгодном, равноправном союзе, не отрываться друг от друга, а взаимодопол - нять в плане диалектического тождества специфического, особенного, общего и всеобщего.

Сказанное особенно емко проявляется в следующей, методологической функции философии. Следует отметить, что выполнение данной функции в разной мере присуще различным философским системам и предполагает преодоление натурфилософской традиции, что наиболее последовательно было сделано философией диалектического материализма. Однако методологические проблемы решает (или пытается ставить и решать) и ряд других философских систем, например, неопозитивизм, постпозитивизм (К. Поппер), критический рационализм, философская герменевтика.

Философия как методология - это учение о методе, о наиболее общих принципах, способах, формах познания "и деятельности. Давая знания о всеобщем методе, философия помогает другим наукам (не подменяя их) избрать общее верное направление деятельности и осуществлять ее, применяя конкретно свои специфические методы. В этом плане методологическую роль философии по отношению к другим сферам познания и деятельности можно представить в аналогиях: маяк и команда корабля; компас и путник. Свою специфическую методологическую роль философия играет также в теории и практике социального управления.

Конструктивно-прогностическая, критическая функция философии состоит 8 том, что, осуществляя критику наличной действительности, давая знание о всеобщем, о принципах познания бытия и его общих законах, она служит в качестве средства интеллектуальной разведки, предвидения, прогнозирования в общих чертах основных тенденций развития познания и практики. К примеру, в лоне философии была выдвинута гипотеза строения материи из атомов (Демокрит), принципы дополнительности и соответствия (в диалектических законах Г. Гегеля), неисчерпаемость электрона (В. И. Ленина), затем обоснованные и развернутые в конкретных науках. Следует отличать выполнение критической функции философией от критиканства, т. е. от зрящного отрицания анализируемого, от очернительства всего и вся, от неконструктивного подхода к действительности. Вместе с тем нерациональна и противоположная крайность, состоящая в изъятии из философии ее критицистского характера и превращающая ее в апологетику.

Философия выполняет также функцию одного из важнейших ср&дсте научного управления обществом. Давая знание общих принципов и законов бытия, философия обеспечивает возможность осознать и организовать на рациональной основе деятельность человека и общества.

Философские принципы объективности, всесторонности рассмотрения, рассмотрения в развитии, конкретно-исторического подхода составляют теоретическую и методологическую базу принципов и требований научного управления обществом. Их использование дает возможность в управлении социальными процессами избежать субъективизма, волюнтаризма, однобокости, догматизма, абстрактности и т. п., а значит, добиваться эффективности управления.

Одна из важнейших функций философии - мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия определяет его характер, общую направленность, основу содержания. Отсюда мировоззрение может быть по характеру материалистическим или идеалистическим. Принадлежность философа к материализму и идеализму влияет и на то, чьи, интересы (каких классов, слоев общества) та или икая философская система выражает, т. е. какую идеологию теоретически она обосновывает. Как правило, в истории общества материалисты, выражали интересы прогрессивных сил, а идеалисты - консервативных. В древнегреческом обществе, к примеру, материалисты отражали интересы рабовладельческой демократии, а идеалисты - рабовладельческой аристократии. Философы-материалисты во Франции XVill в. отражали интересы боровшейся против феодального абсолютизма буржуазии, а их идеи явились философской подготовкой французской буржуазной революции XVIII в. Диалеюгико-материалистическая философия является теоретической базой мировоззрения рабочего класса и всех людей труда. На вооружении современной буржуазии - различные, по преимуществу идеалистические течения мировой философии.

Но отражение тех или иных социальных интересов не должно затенять научность философии, ущемлять ее объективность и предметность. Чрезмерное идеологическое зашоривание философии, абсолютизации, гипертрофирование ее мировоззренческой функции в ущерб всем другим функциям подрывает престиж и эффективность философии как науки, снижает ее роль в жизни человека и общества.

Философия прошла длительный исторический путь развития, многообразна по структуре и содержанию. Здесь мы остановимся лишь на фрагментарной характеристике данного вопроса (который довольно основательно изложен, в частности, в учебнике «Введение в философию» ч. 1. М., 1990 и других учебниках и научных трудах вплоть до сегодняшнего дня).

Осмысливая исторические этапы развития мировой философской мысли, можно выделить ряд основных типов философии:

1) Философия древних, 2) философия средневековья, 3) философия эпохи Возрождения, 4) философия XVII - XVIII вв. в Европе, 5) немецкая классическая философия XVIII - XIX - 1-й четверти XX в., б) 1-й половины XIX в. российская философия XIX в. 7) философия марксизма, 8) мировая философия XX в. -- начала XXI веков

Следует наряду с историческими типами философии выделить также исторические типы философствования (положив в основу данной классификации специфику стилей, жанров, методов философской рефлексии):

1) созерцательный тип философствования (философия древних), 2) умозрительный (абстрактно-схоластический) - поздняя Греция, средневековье, русская религиозна философия конца XIX - 1-й четверти XX в. в., 3) абстрактно-гуманистический (эпоха Возрождения), 4) механистически-метафизический (европейская философия XVII - XIX в, в. от Ф. Бекона до Л. Фейербаха), 5) исторически-практический, деятельностный (марксизм), 6) сциентистски-гехнократический - неопозитивизм, технологический детерминизм, критический рационализм (сюда мы относим, разумеется, и ангисциентизм с антитехнократизмом, ибо крайности в конечном итоге сходятся), 7) социально-экологический (идеи Н. Ф. Федорова, В, И. Вернадского, Римского клуба и др.), 8) коэволюционный, гуманистический — тип философствования нарождающейся постиндустриальной цивилизации как синтез позитивного всех предшествующих типов философствования. (Поэтому вопросу см. также: Философия для средних специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 1993; Философия: 100 экзаменационных вопросов. Ростов н/Д, 2000 и др.).

Характеристика исторических типов философии и философствования будет неполной без выделения основных исторических тидоа-рациоыальности, т. е. различных способов понимания взаимосвязи теории и практической деятельности. Таких типов четыре: 1) созерцательно-атехнический (теория важна сама по себе) - философия древних, 2) исторически-технический - XVI! - XVII! в. в. (Ф. Бэкон, Р. Декарт и др.), 3) исторически - /практический, основанный на материалистической диалектике и научном понимании практики как важнейшей сферы человеческой деятельности, основе, источнике, цели познания и критерии истинности человеческих знаний, 4) утилитарно-технический тип рациональности, характерный для эпохи индустриального развития, связанной с недостаточным учетом, в той или иной степени, социальных, человеческих факторов. (См. об этом: Человек - наука - техника. М., 1973, с. 285 - 291).

22

Структура философской науки

базовые понятия

Философия, Мировоззрение. Основной вопрос философии. Всеобщее. Система. Метод. Материализм, идеализм. Монизм, дуализм, плюрализм. Онтология. Социальные функции философии. Философствование и его типы.

литература

Андреева И. С., Гулыга А. С. Русская философия: Словарь. М., 1995.

Введение в русскую философию. М., 1995. Гпядков В, А, Феномен марксисткой философии. М., 2001. Делезе, Гватари. Что такое философия. М.; СПб., 1995. Драма советской философии. (Книга-диалог). М,, 1997. История философии. Запад - Россия - Восток. Т. 1, 2 М., 1995. Казаков Д. Ф., Николаев И. В. В защиту научной философии. СПб, 1999.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Л. //Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3. Мир философии. Книга для чтения в 2-х частях. М., 1991. Никифоров А. Л. Природа философии. М, 2001. Николаев И. В. Философия как наука. СПб, 1998. Ортега-и-Гассет х. Что такое философия. М., 1991.

23

Потемкин А. В. О специфике философского знания. Ростов н/Д, 1973.

Путь в философию: Антология. СПб, 2001.

Рачков ПЛ. Философия и философствование: синонимы или омонимы. //Вести. МГУ. Серия 7. Философия. 2001. № 1.

Рачков ПЛ. Конец и бесконечность философии. (Концепции, их истоки и историко-смысловое значение) // Там же. 2001. Мао.

Таранов П. С. Философия сорока пяти поколений. Звезды мировой философии. М., 1999.

Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991.

Хрестоматия по истории, методологии. М., 2001.

Хрестоматия по философии. Учеб. Пособие / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. М., 2000.

Целищев В. В. Можно пи изучать современную философию без чтения серьезных книг//ВФ. 2001. № 11.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. Раздел «Философская вера».

Глава п. Философское понимание мира