Целостный мир - это всеобщее единство, которое включает в себя множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, явлений, живых организмов и людей. Все общие связи бытия проявляются не иначе как через связи с отдельными предметами, явлениями, процессами^Каж - дое отдельное по-своему неповторимо, уникально. Но как бы ни были уникальны единичные проявления бытия, практика и познание требуют, чтобы отдельное обобщалось, объединялось в группы, в обширные целостности. При этом учитывается то, как именно отдельное существует. Видя определенное сходство условий, способов существования отдельных вещей, предметов и процессов, философия объединяет их в такие группы, которым присуща общность формы бытия. Вместе с тем, в процессе познания и практики в предметах обнаруживаются не только предельно общие свойства и связи, но и что-то неповторимое, несходное при сравнении их с другими предметами, явлениями. Все это выступает в качестве особенного, а бытие предстает как единство всеобщегог. ооо§енного й'едйничного.

Предлагается следующее структурирование бытия:

1) основные типы бытия: материальное и духовное; 2) основные сферы бытия: п ри рода.66 щество, сознание; 3) основные формы бытия (о них будет сказано особо); 4) основные модусы (состояния) бытия: возможность (виртуальность) и действительность, необходимость и случайность; 5) основные виды бытия: индивидуальное бытие (шекспировский Гамлет: «Быть или не быть? Вот в чем вопрос») и бытие совокупности и неуничтожимо - сти, несотворимости (М. В. Ломоносов: «Открылась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездна - дна»). (См. схему № 2).

Целесообразно выделить следующие основные формы бытия:

1) бытие вещей, процессов и состояний, которое делится на бытие природы как целого и бытие вещей, процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое делится на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие, включающее в себя бытие общества и индивидуальное бытие;

3) бытие духовного, которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное.

Когда речь идет о бытии вещей, процессов, состояний природы, то следует отметить, что они в своей целостности существуют до, вне и независима от сознания человека и что в этом коренное отличие природы (ее вещей, процессов, состояния) как особой формы бытия. Природа в целом бесконечна в" пространстве и времени - это уникальная особенность, которая не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы. Последние выступают в процессе развития, изменения, становления. Их небытие сменяется бытием, их бытие - и сохраняющееся, и исчезающее (диалектика бытия преходящих вещей глубоко раскрыта такими мыслителями, как Гераклит и Гегель). В конечном счете, бытие данной преходящей вещи уступает место ее небытию (исчезающее бытие), что, однако, не означает прекращения бытия природы в целом. Таким образом, бытие природы имеет своей особенностью диалектику преходящего и непреходящего бытия отдельных предметов в непреходящем бытии мира, как в целом.

Первая природа является реальностью особого типа, а именно Она объективная и первичная реальность, которая существует самостоятельно, независимо от человека и человечества. Для природы существовать совсем не значит быть воспринимаемой человеком. Природа объективно реальна и первична также и потому, что без нее невозможны жизнь, развитие и поведение человека. Согласно научным данным, возраст природы на планете Земля около 8 млрд лет, а история развития человеческого рода насчитывает до 6 млн лет.

В процессе жизнедеятельности люди не просто изменяют природу, но и создают вторую, «искусственную» природу. Ее отличие от первой природы состоит в том, что в ее предметах воплощены труд, опыт и знания людей. Кроме того, в них воплощено и то, что К. Маркс называл «социальной душой» этих предметов, Все они предназначены выполнять определенные функции в жизни людей, удовлетворять социально зафиксированные человеческие потребности. Наконец, в ней воплощен материал первой природы, который выступает как объективная реальность, развивающаяся по законам, независимым от человека и человечества. С этим должен считаться человек и сообразовывать свои цели, проекты, замыслы, т. е. такие компоненты, которые можно назвать идеальными, поскольку благодаря им формируется идея предмета, которая затем воплощается в жизнь. И все-таки главное отличие состоит в том, что бытие «второй» природы по своему существу есть социально - историческое, а именно цивилизованное бытие. Конечно, здесь не перестают действовать законы природы, но они органически связаны с преобразующими действиями, сознанием индивидов, человечества в целом. Более того, хотя природа существует объективно, тем не менее, она воплощает в себе, опредмечивает человеческие идеи, цели, а значит, не может считаться совершенно независимой от сознания людей,

Бытие отдельного человека и всего человечества (человеческого рода) специфично и уникально. Но есть в нем моменты, которые общи и для человека, и для любой преходящей вещи природы. Поэтому правильным был в определенной мере подход ряда философов, исследовавших человека как тело среди тел. Но он правомерен лишь в рамках, когда сущность и содержание человека не сводится только к жизни и проявлению его тела. Взгляды, сводящие человека к вещи, являются антигуманными по своему содержанию.

Человек по содержанию биосоциален, а по сущности - социальное существо.

Но поскольку тело человека есть тело природы, то нельзя не рассмотреть предпосылки, которые общи для всех без исключения природных тел. Отсюда вытекает и вопрос жизни и смерти, который включен в более широкую проблему генезиса и эволюции самого человека, как родового существа. В процессе человеческого бытия, каким бы специфическим оно ни было, предполагается удовлетворение в качестве его первичных предпосылок телесных, естественных потребностей. Без этого вообще невозможно человеческое существование.

Вместе с тем бытие отдельного человека - непосредственное единство и автономия тела и духа. Функционирование тела, регулируемое работой головного мозга и нервной системой, тесно связано с психикой, духовной жизнью отдельного человека. Состояние духа в известном смысле зависит от здоровья тела человека. Вспомним хорошо известную народную пословицу: в здоровом теле - здоровый дух. Но не менее верно и другое суждение: здоровый дух играет существенную роль в поддержании нормального функционирования немощного тела человека. Обычно среди философов приводят как пример жизнь И. Канта.

Следовательно, специфической особенностью человеческого бытия является наличие неоднозначной, неуниверсальной детерминации (причинного действия) существования человека" со стороны его тела. Это означает, что человек действует при удовлетворении своих потребностей не в простом соответствии с повелениями природы, в пределах пространства, норм и форм сознания, определяемых временными этапами конкретно-исторического развития общества.

Эгоизм телесных, биологических потребностей зачастую регулируется и трансформируется духовно-нравственными, социальными по содержанию мотивами. Наиболее полно данное обстоятельство проявляется в героических деяниях и жертвенных поступках.

Существование человека не ограничивается рамками при - родно-телесного, его специфика раскрывается как пересечение трех относительно различных бытийных измерений, когда: во - первых, отдельный человек рассматривается как мыслящее и чувствующее тело; во-вторых, в качестве продукта эволюции природы человеческий индивид принадлежит к виду Homiosapiens; в-третьих, человек существует и как социальное существо. Таковы исходные характеристики бытия человека.

Человеческое бытие - реальность объективная по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения людей. Но бытие людей не является абсолютно независимым от сознания, ибо специфика человеческого бытия заключается в уникальном единстве и автономии природного и духовного, телесного и психического, биологического и социального. Каждый из нас - реальность для себя. Человек, по М. Хайдеггеру, понимающе относится к своему бытию, представляет собой толкующее себя бытие, «бытие понимающее» этом смысле становится более ясным вопрос, который ставит перед собой шекспировский герой Гамлет: «Быть или не быть». Ибо проблема бытия важна для осмысления людей, поскольку внимание человека сосредоточено на его жизненной судьбе. Альтернатива личностного сознательного выбора реального жизненного пути предполагает ответ и на другой вопрос, существенный для жизнедеятельности человека: «Быть или казаться». Люди существуют, а вместе с ними реально существует человеческое сознание. Человек и его сознание лишь одно из звеньев в бесконечной цепи единого бытия.

Единство и автономия сознания в бытии человека проявляется в двух формах: индивидуализированное духовное и объективированное "духовное. Первый взгляд включает в себя, прежде всего, сознание. Специфика существования сознания заключается в исключительной подвижности его процессов и в том, что их непосредственное бытие скрыто от любого внешнего наблюдения. И только в процессе исторического развития люди учатся наблюдать за тем, что происходит с их сознанием, обсуждают состояние своего сознания с другими людьми. На этом держится человеческое общение и, в немалой степени, культура.

Духовное невозможно без материальных носителей. Но имеются такие формы материализации духовного, которые рождаются в лоне культуры и принадлежат к вне индивидуальным формам ее бытия. Наиболее универсальны естественные и искусственные, знаково-символические формы существования, воплощения духовного. Скажем, буквы, слова, предложения, разнообразные варианты языка - это реальность, которая связана с сознанием и в то же время обособлена от сознания отдельных индивидов, поколений людей. Им эта реальность дана как особый мир, запечатленный в «памяти» человеческой культуры, в памяти человечества.

Особую роль в духовном играют духовно-нравственные императивы, нормы, идеалы, ценности. Они существуют в виде индивидуализированного духовного. В первом случае - речь идет о сложном комплексе побуждений, мотивов, целей которые определяют духовную структуру личности, во втором случае - о воплощенных в науке, культуре, идеях, нормах, ценностях. Два этих бытия духовно-нравственного по разному оцениваются субъективными и объективными идеалистами. Первые на передний план ставят индивидуальные духовно-нравственные переживания и ценности, а вторые считают истинным воплощением духа как такового внеиндивидуальное, объективированное бытие духовного. С позиций материализма нет абсолютной независимости бытия духовного от бытия природы. Оно не просто неотделимо от бытия мира природного и человеческого, но изначально и непреложно включено в целостное бытие как таковое. Поэтому в отличие от идеализма материализм на первое место среди форм бытия ставит диалектически развивающееся бытие вещей, процессов, состояний космоса и природы. "Ч

Как известно, в марксистской философии под бытием "v обычно понимают не существование вообще, а материальное существование. Бытие наделяется более содержательным признаком материальности. В этом значении категория бытия означает природу, материальный мир. Общественное бытие также, как и бытие вообще, обладает свойством объективной реальности, представляет собой материальную жизнь общества. Следует отметить, что измененные человеком предметы природы продолжают оставаться бытием. Они становятся общественным бытием только тогда, когда выступают элементами реального процесса жизни людей и охватываются системой общественных отношений. Таким образом, предметные элементы общественного бытия должны быть, во-первых, материальными образованиями, во-вторых, функционировать в системе общественных отношений. Основу общественного бытия составляет способ производства материальной жизни.