Законы и принципы диалектики
Основными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи, взаимообусловленности явлений.
Следует иметь ввиду следующее: принятие этих принципов еще не всегда означает, что ученый или политик стоит на диалектических позициях, особенно в наши дни, когда с этими принципами нельзя не согласиться под давлением научных фактов. Видимо для того, чтобы согласие с идеей развития было не случайным, поверхностным, а продуманным, нужно признать и выделить в диалектике ее главную идею, позволяющую правильно разобраться и в принципе развития. Такой главной, центральной идеей диалектики является ее учение о взаимодействии, тождестве противоположностей, т. е. о противоречивости всего сущего.
Г Диалектико-материалистическая теория развитая наиболее полно и глубоко отражает диалектику. Диалектическая концепция развития поэтому и является одной из наиболее содержательных, что дает ответ на коренные вопросы - об источнике движения и развития, их характере, механизме, форме и направленности. Диалектика «дает ключ к «самодвижению» всего сущего; только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», «к уничтожению старого и возникновению нового» (Ленин В. И. ПСС. Т. 29. С. 317).
Противоположная диалектической метафизическая концепция развития не видит источника развития в объективном мире и переносит его в надприродное, сверхестественное, упрощенно понимает само развитие как простое увеличение или уменьшение или простое уничтожение, не может понять противоречивость движения и развития как внутренний источник их и потому этот источник ищет за пределами предметов и явлений. Примеры метафизического понимания развития: «плоский эволюционизм», «катастрофизм», идея «развития по прямой линии», концепции «круговорота», «негативная диалектика» Франкфуртской школь!, понимание развития просто как движения, когда противоречие как его сущность выхолащивается, сведение движения только к его прогрессивной стороне, т. е. как движения от низшего только к высшему, от простого к сложному, оставляя в тени опять-таки его противоречивость, сложность и т. д.
Согласно метафизической концепции, таким образом, оста - \ ется в тени само движение, его двигательная сила, источник, внутренний мотив. Диалектическая же концепция главное внимание устремляет именно на понимание источника самодвижения. Первая концепция поэтому односторонняя, нежизненна (ибо ее подход далек от реальных процессов объективной действительности). Вторая - чвсестороння, жизненна, потому что в большей степени соответствует объективной логике действительности, которая сама по себе противоречива, изменчива, диалектична.
Теперь остановимся на характеристике понятия «развитие». Прежде всего, отметим, что развитие - это момент движщиа-те. изменения вообще. Но не всяШзе движение, изменение есть развитие. Развитие - это необратимое изменение реальности или "отдельных ее элементов'б^тарого"к новому, от низшего к высшему^ от простого к сложному. Например," движение общества от более низкой, менее развитой и менее сложной цивилизации к более высокой, сложной и более развитой: от традиционного общества, основанного на ручной технике, к индустриальному обществу механизированного труда и систематического применения науки в производстве, а затем - к постиндустриальной цивилизации (или технотронному, информационному обществу), основанному на автоматизированном высокопроизводительном труде и интеллектуальной технологии. Пример развития в науке - удвоение массы новых знаний за 10-15 лет по сравнению со всем предшествующим периодом.
Развитие характеризуется следующими наиболее общими, основными особенностями:
Развитие - это объективный процесс.
Оно необратимо в конечном итоге, в целом и основном (например, нельзя от старости вернуться к молодости; нельзя историю общества повернуть вспять; Гераклит - «нельзя дважды войти в одну и ту же реку»).
Развитие - это «двойной» процесс: одновременное сосуществование, взаимодействие, взаимоисключение старого и нового, простого и сложного, низшего и высшего, настоящего и прошлого.
4. Это очень сложный, неоднозначный, крайне противоречивый процесс, сочетание восходящей тенденции и нисходящей и даже де-градационной. Прогресс в целом может сопровождаться и зачастую сопровождается понижением уровня развития отдельных систем, элементов, т. е. регрессом, переходом от высшего к низшему, от совершенного к менее совершенному и т. д. - развитие, прогресс поистине не представляет собой движение по Невскому проспекту.
Для понимания диалектического принципа всеобщей связи и взаимообусловленности явлений необходимо раскрыть понятия «связь», «взаимодействие».
В мире нет ничего, стоящего или изменяющегося особняком. Любой предмет - звено в бесконечной цепи, испытывает на себе влияние, действие многих других предметов и сам влияет на них, проявляется через них. Эта цепь, это взаимовлияние носит всеобщий характер. Связь - это взаимозависимость одного явления от другого, взаимообусловленность существования явлений относительно разделенных в пространстве и времени.
Связи бесконечно многообразны (наука и практика вскрывают все большее их количество и своеобразие). Связи можно выделять и классифицировать по самым различным основаниям.
В неорганической природе действуют механические, физические, химические связи живой природе - биологические связйУЁ обществе -- производственно-экономические, классовые, национальные, родовые, семейные, государственные, международные, научные, культурные и т. д. связи имеют место не только внутри основных форм движения материи, но и между ними, между природой и обществом.
Исходя из целого ряда других оснований, можно перечислить еще целый ряд видов связей (см.: Спиркин А. Г. Основы философии. М., 1988. Гл-V. § 10днозначно-детерминистские, жесткие и вероятностные, корреляционные; динамические и статистические; связи порождения и связи преобразования; прямые и обратные; связи функционирования, связи развития и связи, обеспечивающие перенос вещества, энергии или информации и многие другие.
Но среди всех видов связей есть основные, наиболее общие, имеющие место во всех без исключения сферах действительности: и в природе, и в обществе, и в мышлении одновременно, взятых вместе: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, "существенные и несущественные, необходимые и случайные, внутренние и внешние, следственные и опосредованные, системно-структурные, закономерные и т. д. Эти связи выделяются на основе философско-методологических обобщений, выражаются с помощью философских категорий и являются, прежде всего, предметом философской науки, методологии.
Взаимодействие - философская категория, ощажакцдая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состоян^Тв^ймопёре - ход, а также порождение одним объектом другого. {См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 81). Взаимодействие - как вид отношений, связи может быть непосредственным или опосредованным, внутренним или внешним. Одним из видов взаимодействия являются причинно-следственные связи, когда одно явление порождает другое, выступает как его причина, а второе является его следствием. Следует различать ведущую, определяющую сторону взаимодействия и производную, определяемую (например, взаимодействие материи и сознания, причины и следствия, где материя и причина выступают как ведущая сторона взаимодействия, а сознание и следствие как производная. Категория взаимодействия тесно связана с категорией структуры, так как взаимодействие, выступая в качестве интегрирующего фактора предметов и явлений, обусловливает единство элементов в составе целого.
Понятия связи, взаимодействия выработаны тысячелетней практикой человечества. Исследование форм связей и взаимодействия, учет их в практической деятельности является первостепенной задачей: необходимо по возможности охватить все связи предмета, чтобы познать его и эффективно действовать на основе этого знания. Игнорирование или недостаточный учет принципа всеобщей связи и взаимодействия, односторонний подход, шарахание из крайности в крайность чреваты пагубными последствиями как в познании, так и на практике. Агностицизм, субъективизм, фатализм и т. п. - есть примеры такого игнорирования данного принципа в познании, а на практике подобным примером может служить возникновение экологического кризиса и т. д.
Следующий важный вопрос, на который необходимо обратить внимание - это вопрос о философском понимании закона, ибо сущность, характер и упорядоченность любых связей, взаимодействий, движения и развития реализуются в законах и закономерностях, .Закон - это философская категория, выражающая общие, внутренние! необходимые, существенные, относительно устойчивые, повторяющиеся связи и тенденции явлении, обусловливающие при определенных обстоятельствах" их - существование и развитие в мире нет ничего, что так или иначе не было бы подчинено законам, универсальной закономерности (случайность есть форма проявления необходимости, законов). Познание законов, универсальной закономерности составляет главную задачу науки.
Какой же характер связей выражается в законе?
Общность связей означает, что закон выражает сходное, единое в многофазных явлениях мира. " Существенность, как черта закона, есть выражение глубоких, внутренних, определяющих бытие объектов связей и взаимодействий.
Необходимый характер закономерных связей означает то, что эти связи обусловлены самой природой предметов, поэтому при известных обстоятельствах они устанавливаются и действуют неотвратимо, обязательно.
Устойчивость, повторяемость закономерных связей - выражение определенного порядка связей, сохраняющихся отношений в изменяющихся объектах, отношениях, воспроизводимых в сменяющих друг друга циклах движения и развития предметов, целых областей действительности. Общесоциологические законы выражают связи, которые повторяются, сохраняются на протяжении всей истории человечества.
Законы чрезвычайно многообразны. Тем не менее, их можно классифицировать на основные типы.
В зависимости от степени общности выражаемых связей действительности различают законы всеобщие, общие и частные (специфические).
Всеобщие законы действуют во всех областях действительности. К ним относятся законы диалектики.
Общие законы определяют связи в одной или нескольких формах движения материи, связи, общие у больших классов явлений действительности (например, законы физические, химические, биологические, общественные).
Законы действуют в тех или иных конкретных областях и процессах основных форм движущейся материи, уровнях развития их или в отдельных, специфических классах явлений. Таковы законы, изучаемые любой частной наукой.
В зависимости от характера выражаемых связей различают законы структущОгФункциональные и законы_£азвития. Струк - турнснфункциональные законы выражают характер связей между элементами определенной системы, назначение или специфику действия, жизнедеятельности (в живой природе) ее элементов. В этих законах выражается организация, определенная связь элементов, общая целому классу систем. К примеру, законы функционирования общества - разделение и перемена труда, законы управления общественными процессами и т. д.
Законы развщид,_относятся к процессам изменения характера и проявления связей в предметах и между предметами, обусловливают возникновение, качественные изменения, развитие и переход любых систем в нечто другое. В природе - это закон сохранения и превращения энергии. В обществе примером таких законов является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
Разделение законов на законы развития и структурно - функциональные не абсолютно. В действительности движение, развитие всегда происходят как изменение организации, структуры системы, выступают как способ их бытия.
По специфике детерминаци^дазличают динамические и статистические законы. Динамические законьГвыражаюттакую необходимую связь в системах, при которой данные их состояния однозначно определяют все последующие состояния. В итоге знание начальных условий изменения подобных систем является достаточной предпосылкой предсказания последующих их изменений. Это, например, законы движения планет солнечной системы и другие законы классической механики.
Законы, в которых не однозначно, а с определенной вероятностью реализуются те или иные связи, называются статистическими. Они действуют во всех неавтономных системах с большим числом элементов, зависящих от постоянно меняющихся внешних условий и составляют чрезвычайно обширный круг законов природы и общества, и обществе - это, например, законы народонаселения, экономические и многие другие.
Различают еще три класса законов: законы природы, общества и познания,, а также объективные законы й законы науки как их отражение в познаний. ~~
Законы природы проявляются сами по себе, как стихийная сила. Законы же развития общества, хотя и носят объективный характер, могут проявить себя только через действия людей, через их дела и поступки, а люди обладают волей, действуют, руководствуясь сознанием.
Тот факт, что все в мире подчинено законам, не умаляет роли сознательной деятельности людей. Любые связи и законы в различных условиях реализуются противоречиво, своеобразно, Следовательно, они открывают различные возможности развития тех или иных процессов. И, естественно, человек, познав законы, тенденции и возможности, может активно влиять на дальнейший ход развития. Кроме того, законы действуют на базе определенных условий, а человек своей практической деятельностью может изменять, преобразовывать эти условия, «заставляя» тем самым законы работать на себя.
С точки зрения логической законы выражаются в понятиях, категориях, через систему категорий. Категория в переводе с греческого языка - высказывание,^ свидетельство, обвинение, признак, что далеко от современного научного понимания этого слсь ва. Категории - это понятия,.т. е. об. рбщенные_образы предметов, Bj<0T0pbix отражены их общие, существенные свойства. Например, понятие «лес» вообще и конкретный лес, понятие «товар» вообще и конкретный товар - комбайн, и т. д. Человек, как мыслящее существо, относится к миру с пониманием, т. е. отражает, познает его с помощью понятий и практически действует, также оперируя понятиями, т. е. всегда осмысливая свои действия, сообразуя их со своими знаниями, аккумулированными в понятиях.
Но не всякие понятия - категории. А какие же?
Как и любые понятия, категории выражают общие свойств предметов. Но общее, всеобщее (например, понятие «лес» и категория «форма»).
Значит, понятия лаздичны по своему объему. Одни выражают единичные предметы, другие - совокупность предметов. Причем, эта совокупность может быть практически исчислимой или неисчислимой, т. е. предельно широкой. Категории - это понятия наиболее широкие, т. е. охватывающие предельно широкий круг предметов. Они выражают всеобщие связи и свойства предметов. Кроме того, они выражают и необходимые двяэттгсвоиства (например, мочка уха - всеобщее для людей, но не необходимое). Следует также иметь ввиду, что категориями являются не всякие общие понятия, а понятия научные, г. е. вскрывающие сущность, причину явлений для изготовления
костюма и научно-философское понятие материи, как объективной реальности). Категории - продукт теоретического обобщения многовековой практики, а также орудие научного познания, сгустки, квинтэссенция знания.
Итак, категория - это научное понятие, отражающее наиболее общие, существенные, .необходимые свойства, стороны, отношения явлений, об, ъектвноЬомир, а и познания.
Будучи результатом обобщения опыта исторического развития познания и общественной практики, категории являются узловыми пунктами познания, «ступеньками», моментами проникновения мышления в сущность вещей.
Следует выделять три класса категорий: специфические (специальные), общие (общенаучные) и всеобщие.
QL) Каждая конкретная наука вырабатывает и использует свою,"специфическую систему категорий. 8 физике это, например, вещество, масса, энергия, инерция, гравитация, поле и т. д. В биологии вид, род, изменчивость, клетка, рефлекс и т. д. В экономической теории - товар, стоимость, деньги, кредит, капитал и т. д.
Существуют категории, присущие ряду или многим наукам, те, общенаучные категории: информация, саморегуляция, симметрия и др.
Всеобщими являются философские категории, выражающие связи, свойства и отношения всей действительности, всех ее сфер, вместе взятых - и природы, и общества, и мышления (материя, бытие, сознание, противоречие, качество, количество, мера, отрицание и т. д.).
Наука использует все три класса категорий, применяя их конкретно. Философские категории выполняют методологическую роль, давая возможность наукам определить общий правильный подход, общее направление исследования, а конкретный процесс познания, добывание знания они осуществляют, опираясь на свои собственные методы и категории, позволяющие «схватить» специфику своего предмета (это можно продемонстрировать на примере подобия следующего порядка: сравнив роль компаса и конкретного путника, роль маяка и конкретной команды корабля в бескрайних просторах океанской стихии).
Категории как отражение постоянного процесса познания и практики также развиваются: уточняются, обогащается их содержание, возникают новые категории (например, не так давно возникли категории: система, функция, структура и др.).
Как в философии, так и в других науках категории взаимосвязаны, т. е. представляют собой систему понятий, и понять их можно одну через другую, т. е. только в определенной системе, в совокупности. Законы науки выражаются через взаимосвязь, систему категорий.
Диалектика - также представляет собой систему законов и категорий. В учебной литературе, как правило, в этой системе выделяют три основных закона (закон противоречия, закон, взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания) и несколько пар соотносительных категорий (содержание и форма, сущность и явление, единичное и общее, часть и целое, функция и структура, простое и сложное, необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность). Следует отметить, что данное деление условно, ибо парные категории, как и основные законы, отражают всеобщие, внутренние, необходимые, относительно устойчивые связи. Поэтому правильнее их тоже считать законами диалектики (может быть неосновными). Так как объем настоящего учебного пособия не позволяет детально рассмотреть все законы и категории диалектики, ограничимся разъяснением лишь некоторых наиболее важных положений (остальное см.: Введение в философию. Ч. !!. Гл. VII).
Прежде всего, отметим, что, закон противоречия есть суть, «ядро» диалектики. Такое значение данного закона обусловлено тем же, развития, определяет все другие законы диалектики, самодвижение всего сущего. Противоречия в самой сущности предметов - главное, что изучает диалектика, то тем самым учение о противоречиях оказывается самой глубокой ее сущностью.
Конечно, и другие законы диалектики раскрывают ее, сущность. Но сущность раскрывает себя как сущность различного порядка, и именно учение о противоречиях пронизывает все остальные элементы и принципы диалектики.
Закон взаимоперехода количественных и качественных изменении представляет собой разрешение противоречия между количеством и качеством и отвечает на вопрос, как происходит развитие.
Закон отрицания тоже действует на основе противоречий.
между новым и старымТ^сходным и конечным резулыщом^ движения!]\Ш^ развитей определяет
всеобщую, направленность развития: неодолимость нового, поступательность, цикличность, повторяемость и т. д.
""" Основные понятия, раскрывающие эти законы - разлиуме, тождёсТвОгпрбтйвоположность, противоречие, количество, качество, мера, скачок," эволюция, революция, отрицание, преемственность, «снятие» и др. (см. Т Введение в'философию. Ч."'IV. Гл. VII).
Действие закона противоречия осуществляется как раз - двоение единого "на взаимоисключающие противоположности; < т. е. как движение, раз"вёрть1ваниё, разв^тйеГсашхапротивор чия. Это развитие проходит_определенные стадии.^^Несущественные различия перерастают в существенные", происходит возникновение, становление противоречия^ на"данном этапе преобладает единство тенденций над их противоборством (?) Сущест - венные различия перерастают в противоположности, идет процесс накопления, нарастания, все большего обострения противо -
дечмй. На данном этапе все больше преобладает борьба тенден - {х> ций над их единством. Данный эщп-,может характеризоваться также равновесием, сочетанием противоположностей, что являет - Л ся наиболее удобным моментом для их разрешения^ Упущение Со этого момента, особенно в общественной жизни, в управленческой деятельности, ведет^обострениям, к снижению эффективности этой деятельности.(^.уПш1иворемиа_ререрастает в стадию \ обострения, а затем_ кщфщкта, завершающуюся разрешением противоречия, т. е. переходом явления из одного качественного состояния в другое, отрицанием старого новым,'"переходом противоположностей друг в друга, когда они становятся диалектически тождественными. Если же по какой-либо причине не происходит на данной стадии разрешения противоречия, это ведет к деструктивным моментам в развитии системы, к кризису, стагнации и т. д.
С Содержание закона взаимоперехода количественных и качественных изменений состоит в следующем; качественные изменения могут происходить лишь путем количественного прибавления или количественного убавления материи или движения и нао5ор^см? ГЩрксТГГЭ1^ге"льс Ф. Соч, Т. 20, С. 365). Переход отводного качества к другому есть скачок. Коренной скачок в развитии общества - революция.
Основные особенности скачка как момента развития состоят в следующем. Скачок - есть перерыв непрерывности, постепенности в развитии, (ф Это более интенсивное изменение по сравнению с развитием в предшествующий период, в рамках старого качества.(з/ Скачок - это разрешение противоречия между количеством' и качеством, между новым и старым. Это единство бытия и небытия, ухода старого одновременно с рождением нового/б) Это смена формы, переставшей соответствовать обновленному содержанию.
Теперь сделаем несколько замечаний о механизме действия закона отрицания отрицания.
Одной из сторон действия закона отрицания отрицания является диалектическое отрицание.
Диалектическое отрицание имеет всеобщий характер, т. е. имеет место во всех сферах действительности. Отрицание есть самоотрицание, т. е. оно внутренне присуще всякому развивающемуся процессу или явлению, осуществляется в силу действия внутренних причин и противоречий.(3^ Отрицание не только устраняет старое, но и утверждает новое. 4. В процессе отрицания обеспечивается непрерывность, преемственность, как характерная черта процесса развития, в ходе которого новое удерживает («снимает») некоторые черты, свойства и т. п. из старого (не совсем верно утверждать, что удерживается только положительное, ибо в реальной жизни удерживается и нечто отрицательное: «мертвый хватает живого»).
Но следует учитывать, что отрицание лишь одна из сторон действия закона отрицания отрицания. Другая его сторона в характере и общей тенденции, направленности развития.
Общая направленность развития определяется единством двух противоположных тенденций - поступательности и повторимости. Развитие представляет собой как бы повторение исходного момента, но на ином, новом качественном уровне. Развитие идет по спирали, по - ступательно/3) Оно имеет трйадичный характер (начало - отрицание первое - отрицание второе, или отрицание отрицания; по Г. Гегелю: тезис - антитезис - синтез). 4. В^ результате за - вершения цикла отрицания отрицания происходит коренное изменение направленности развития, воспроизводству нового начинает осуществляться на иной основе.
Диалектика является всеобщим методом познания и преобразования действительности. В чем это выражается?
Любая наука, любое знание есть не только результат предшествующего познания, но и средство открытия новых истин, выполняет методологическую роль в познании и практической деятельности. Иначе говоря, является методом получения новых знаний. В этом смысле любая общая или частная теория есть в то же время общий или частный методы познания и деятельности. Но верно и обратное: любой метод имеет теоретическое значение, теоретический аспект. А. И. Герцен в свое время образно заметил, что методология является «эмбриологией истины».
Это же в еще большей степени относится и к диалектике. Она является теорией, теоретическим обобщением развития и изменений, происходящих в объективном мире и во всем человеческом познании. Но поскольку диалектика - теоретическая модель того общего, что имеется во всех процессах развития мира, постольку она является и наиболее общим методом мышления и практической деятельности. Но это не означает, что надо понимать и применять диалектику как «всеобщую отмычку», сводить ее к сумме примеров, т. е. не следует брать ее как науку, теорию, как систему законов и категорий, связанных воедино общими принципами отражения в мышлении диалектики объективного мира.
Подходить к диалектике как к теории означает брать принципы диалектики как законы, имеющие всеобщее значение и ставящие поэтому определенные требования подхода к действительности. Это значит признавать противоречивые, взаимоисключающие, противоположные тенденции во всех явлениях природы, общества и мышления (См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 317). Здесь следует обратить внимание и на методологическую сторону такого понимания диалектики. Из того, что противоположные тенденции в развитии выступают как закон, вытекает определенное требование для познания: познавать все явления в их самодвижении, в развитии, во всеобщих связях, взаимодействии (и особенно сочетании, консенсусе) противоположностей.
Как метод познания диалектика имеет большое значение для успешного развития науки. В своей деятельности науки лишь тогда будут иметь подлинно эффективные результаты и делать правильные выводы из своих открытий и обобщений, когда сознательно овладеют диалектическим методом мышления.
В области социальной жизни, управления антидиалектический подход ведет к односторонности, однобокости, к крайностям типа «философии маятника», к игнорированию опыта прошлого, к догматизму, бюрократизму, волюнтаризму, релятивизму, что чревато нежелательными результатами и издержками в деятельности.
Исходя из основных принципов и законов диалектики, философская наука сформулировала основные требования диалектического метода, которым необходимо следовать в познании и преобразовании действительности. Это объективность рассмот рения изучаемых явлений или подхода к объекту управления; всесторонность отражения связей и отношений объекта с целью определения главных, существенных из них; рассмотрение предмета в развитии, самодвижении, т. е. с учетом внутренних" импульсов, его противоречий, выявление того, каким предмет был ранее, каким является теперь и каковы его тенденции и перспективы на будущее; конкретно-исторический подход к объектам познания, есть известный итог конкретного анализа конкретных обстоятельств, учет потребностей всей человеческой практики, умение найти в процессе анализа действительности главное звено в ее развитии и функционировании.
Объективность подхода к явлениям означает, что любой предмет должен рассматриваться таким, каков он есть, без прибавлений. Следует исходить из самой природы предмета, а не только из своих желаний, не выдавать иллюзию, желаемое за действительное, учитывать объективные предпосылки, объективные законы, опираться на объективные факты. Это требование исключительно важно не только для науки, но и для практики. В преобразовании общества, в социальном управлении оно всегда напоминает о недопустимости субъективизма и волевых решений.
Всесторонность рассмотрения как требование диалектики непосредственно вытекает из ее основного принципа - всеобщей связи и взаимозависимости явлений. Только на основе всестороннего анализа связей и отношений данной вещи с другими становится возможным выделить из всего многообразия бесконечных связей главные, основные и существенные связи, свойства, познать, таким образом, ее сущность и избежать односторонности и субъективизма.
Историзм, конкретно-исторический подход к предметам и процессам диктуется принципами всеобщей связи и развития, а также специфичностью форм проявления законов диалектики в различных областях мира. Связи предметов с окружающим миром подвижны, текучи, динамичны. В итоге качество предмета зависит и от характера существенных связей, в которых он находится, и от той стадии, ступени развития, которой он достиг, прежде всего, под воздействием внутренних противоречий. Наряду с этим всеобщие законы диалектики, которым подчинено это развитие, по-разному проявляют себя в природе, обществе и мышлении. Поэтому-то и нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. Требование конкретно-исторического подхода полагает историзм в познаний, практике, управлении, понимание предмета в конкретных обстоятельствах, условиях места и времени.
Игнорирование конкретно-исторического подхода в общественной жизни нашего времени характерно для политиков, мыслящих абстрактно, к примеру, слепо подражающих Западу в использовании этого опыта в области экономики, социальной жизни и т. д. и недостаточно учитывающих российский опыт и условия нашей страны.
Требование исходить из практики как условия познания и деятельности означает необходимость подхода к действительности с учетом потребностей предметно-преобразующей деятельности, подхода, базирующегося на сочетании объективности рассмотрения с рассмотрением в развитии. Без учета практики нельзя определить объективную логику социального развития, правильно познать его законы. Конкретный историзм дает возможность преодолеть прожектерство, иллюзорный подход и действовать на основе диалектики конкретного реализма.
Рассмотрение явлений в развитии означает учет предпосылок, причин явления, его становление, развертывание, особенности его функционирования в данное время и учет последствий его изменения и функционирования, возможность видеть и предвидеть его перспективы. Вторым важным аспектом требования рассмотрения в развитии является познание, учет и своевременное разрешение противоречий как внутреннего источника и причины развития явлений.
Следует особо отметить, что важнейшим условием диалектически-творческого отношения к действительности является не просто учет каждого в отдельности из перечисленных ее требований, а в их органическом единстве, которое и обеспечивает диалектике успешную реализацию ее основной функции - методологии познания, практики, управления.