Древнерусская иконопись – культурная традиция Византии
На Русь из Византии пришло церковное пение, священная поэзия, молитва, архитектура и живопись.
Влияние Византии на русскую культуру было значительным и легло в основу Великой русской государственности и культуры. “Византийское общество было способно на великий подвиг и энергию, оно в продолжении многих веков, в тяжелые для государства минуты умело находить в своей среде необходимые источники для продолжения своего бесславного существования”.1
“Странным и загадочным, но именно поэтому красноречивым контрастом, с медленным развитием самостоятельной мысли в России является изумительное развитие в ту же эпоху русской иконописи. Гениальные создания Рублева, конечно, стоят в самой тесной связи с византийской иконописью, однако они свидетельствуют о пробуждении и развитии собственных творческих сил. Находим в этих созданиях художественную глубину, прозрение в запредельные сферы религиозного сознания. Усвоение византийской иконописи пробудило такие творческие силы, что стали возможны гениальные творения Рублева”.2
Безусловно, иконопись оказала большое влияние на развитие духовной жизни России. “Иконопочитание было не только исключительно дорогим для русских людей, но вместе с тем оно запечатлевало для сознания и хранило в себе тайну Богочеловечества”.1
В работе “Умозрение в красках” Евгений Трубецкой пишет, что иконописцы заняты умозрением в красках, то есть они художественно воспроизводят и осмысливают мир, в том числе незримый, духовный.
Древнерусская иконопись — выдающееся явление мирового искусства, ярчайшее свидетельство духовного и художественного гения России. Начиная с Х века — времени принятия Русью христианства в качестве государственной религии, тысячи храмов столетие за столетием украшались драгоценными мозаиками, стенными росписями и иконами с изображениями религиозных сюжетов на темы истории жизни Христа, Богоматери, апостолов и многочисленных последователей христианского учения — проповедников, аскетов-монахов и мучеников за веру.
Древнейшие центры искусства — Киев, Владимир, Новгород, Псков, Тверь, Москва — оставили множество памятников живописи XI—XV веков, главным образом древнерусских икон. Искусство древнерусской иконописи восходит к культурной традиции Византии. Эта традиция впитала в себя культуру эллинизма и Малой Азии (Египет, Сирия, Палестина). Складывается и своя система эстетических ценностей: большая теплота иконописных образов, большая образность к земной жизни, к духовно свободной человеческой жизни.
Икона (от греческого эйкон — образ, изображение) отличается от обычной картины. В иконе изображается не то, что художник видит обычным взглядом, а то, что он усматривает в реальной действительности “духовными очами”, “внутренним видением” — глубинные “первосущности” вещей, “первооснову” всего бытия — то, что в античной философии называлось “эйдосами”, или “идеями”, а средневековые христианские мыслители именовали “первообразами”, или “прототипами”, всего вещественного материального мира, в том числе и каждого человеческого индивидуума. В иконописи особая система средств художественной выразительности: это и обостренная графичность, плоскостная “ковровость” композиций, некий “сверхпокой”, внешне выражаемый в подчеркнутой статичности фигур, в отсутствии глубины пространств и в своеобразной неподвижности, как бы “застылости” всех форм духовного “преображенного” в плоскости иконы “тварного мира”. Однако, несмотря на свою каноничность, икона всегда остается живым художественным произведением, отражающим изменение исторической жизни, мировосприятия художника. Можно указать отношение иконы к определенной школе живописи: новгородской, псковской, тверской, ростово-суздальской, московской. Православные иконописцы Древней Руси — Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков.
Живое человеческое чувство пробивается в древнерусской иконе сквозь жесткий иконописный канон; любой иконописный сюжет окрашен личным мироощущением художника, чутким лиризмом души, присущим русскому человеку. Н. В. Гоголь писал, что в русских иконах нет чрезмерной восторженности, экзальтации, а царит спокойная сила, необыкновенный лиризм, рожденный верховной трезвостью ума. Нигде и никогда икона не играла такой большой роли, как в России. Иконы были принадлежностью не только храмов, но и жилых домов; с молитвы перед иконой начинали любое дело, ею же родители благословляли своих детей. Вся жизнь, весь быт народа, даже календарь земледельца в древности основывались на днях памяти христианских праздников или отдельных “святых”. Это — так называемая историко-напоминательная функция икон. Икона также указывает на высший духовный смысл бытия — иконные образы в своей космологической устремленности как бы вбирали в себя все иерархические уровни человеческой истории и провозглашали при этом непреложный во все времена закон любви человека к человеку — как всеобщий закон человеческого существования.
Древнерусские иконы писались на дереве, специально освящались краски и вода. Непременным условием творчества была личная духовная чистота самого иконописца. В христианстве храм мыслился как модель мира, космоса, а храмовый купол представлялся подобием небосвода, икона понималась как подобие храма и модель освященного космоса. Иконопись в Древней Руси являлась наиболее распространенным видом искусства. Если в домах были иконописные изображения отдельных фигур Христа, Богоматери и различных святых, то в соборах и церквах к ним прибавлялись иконы с многофигурными сценами из жизни Христа (так называемые праздничные иконы, или праздники). Необычайно разнообразны типы изображений Богоматери с младенцем Иисусом на руках как символ материнства и грядущего “искупительного” подвига Христа во имя духовного очищения человечества. Это такие иконы: “Умиление”, “Нечаянная радость”, “Милостивая”, “Доброчадие”, “Одигитрия”, “Всех скорбящих радость”, “Утешительница” и др. В России в разное время известно около восьмисот наименований различных типов икон Богоматери.
В XV—XVI веках появляется иконостас около пяти-шести горизонтально расположенных рядом икон, отделяющих основную часть храма от алтаря. В нижней части иконостаса помещались изображения Христа и Богоматери, В верхних ярусах располагались ряд “праздников”, повествующих о рождении и жизненном пути Христа, pяд с “деисусными” иконами (от греческого “деис” — моление), где изображались в рост небесные воины — архангелы и святые, идущие с обеих сторон к центральной фигуре Христа-Спасителя на троне, как бы представая перед самим Богом с молением за весь мир; наконец, ряды с фигурами пророков и праотцев. Иконостас, изображая святых различного ранга, является своеобразной церковной “энциклопедией”. Интересно, что иконы менялись в зависимости от эпохи. Так в ХII-ХIII веках они отличались внутренним спокойствием, монументализмом. XIV век — это период собирания национальных сил для отпора монголо-татарским завоевателям, появились необычайно динамичные иконы. Тогда возникли религиозно-философские споры относительно природы и сущности божественных “энергий” как формы проявления в мире действий самого Бога.
В XVI веке параллельно со все большим “огосударствлением” и “обмирщением” складывается новое направление в иконописи. Для иконописи эпохи Ивана Грозного все более характерными становятся строгие, темные лики и краски.
Иконы XVII века отмечены усиливающейся декоративностью, стремлением к особой тонкости и изощренности. Эти принципы остались в позднейшей иконописи XVIII-XIX веков. Духовная и художественная значимость русской иконописи общепризнанна. Это подлинное народное искусство.