Александр Леонтьевич Чижевский (1897-1964 гг.) – основатель гелио и космобиологии, биофизик, философ, поэт, художник, музыкант.

Одним из первых А. Л. Чижевский доказывал, что развитие биосферы протекает под непосредственным воздействием физических факторов космоса и что космические ритмы влияют на процессы в живой природе на всех уровнях организации биологических систем — от индивидуальных организмов до популяции в обществе. Он установил корреляцию между циклами деятельности Солнца и целым рядом явлений в биосфере, в том числе миграции животных и эпидемий. Чижевский исходит из того, что физические поля планеты и ее окружения должны учитываться в числе основных причин, влияющих на состояние биосферы. Его работы стали важной вехой на пути развития космического естествознания.

А. Л. Чижевский всегда подчеркивал необходимость взаимосвязи Земли и Космоса. Жизнь на Земле он считал результатом деятельности космической энергии.

Обработав огромный статистический материал, А. Л. Чижевский доказывал, что периоды стихийных бедствий, эпидемии, инфекционные заболевания совпадают с циклами солнечной активности, то есть биологические и психические стороны земной жизни связаны с физическими явлениями космоса. Ученый считал, что биосфера в целом и буквально каждая живая клетка реагируют на “космическую информацию”(это понятие в науку ввел В. И. Вернадский), которая поступает из большого космоса.

Явление жизни на Земле, Чижевский считал продуктом деятельности всего космоса, направляющего на Землю творящие лучи. “Жизнь же, как мы видим, – писал А. Л. Чижевский, – в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца – этой грандиозной совокупности туманностей звезд, солнца и планет”.1

Чижевский принципиально высказывался против такой научной картины мира, где жизнь и человек отделены от космоса. Человек не является автономным существом в мироздании, его жизнь связана с особенностями космического развития, отсюда прослеживается обратная связь, наделение сознанием. Человек на небольшом участке мироздания способен оказывать влияние на природные явления, опосредовано принимать учение в космических процессах. Разум человека, его воля и энергия связаны с его нравственными идеалами, высшим из которых является спасение ближнего и любовь к нему. Эти идеи заложены в Евангелии как духовные концепции эволюции человеческого сознания, видение космичности явлений жизни человека. В статье “Изучение явлений жизни и новая физика” В. И. Вернадский писал о противоречии между “сознанием мира”, лежащим в глубине человека, и “его научной картиной”, указывал направления разрешения нравственности только в религии и философии. Вернадский как и Чижевский сожалел, что “новый импульс своего развития философская и религиозно-философская мысль получила от эволюционной теории, но последняя так и не вошла в научную картину Космоса, так как в последней нет места жизни”.1

Чижевский считал, что нравственные идеалы способствуют сознательному этапу эволюции, очищению ноосферы, спасению человечества, как высшей ценности, как носителя разума.