Идеи персонализма в философском учении Л. М. Лопатина
Лев Михайлович Лопатин (1855-1920 гг.) - яркий, самобытный, талантливый русский философ. Будучи профессором Московского университета, Лопатин долгое время был председателем Московского психологического общества, а также редактором журнала “Вопросы философии и психологии”.
Лопатина интересуют вопросы субстанциальности сознающего “я” и понятия причинности. Исследуя философское творчество Лопатина, Н. О. Лосский отмечает, что для познания природы существ мира Лопатин обращается к внутреннему миру человека, представляя мир как единый организм, центром которого является единственное абсолютное - Бог, творящий множественность существ мира.1 По мнению Лопатина, “я”, переживающее психические процессы, является всегда идентичным самому себе, поскольку представляет “сверхвременную субстанцию”. Субстанция находится в основе явлений, поэтому не может исчезнуть, а переходит в дальнейшие процессы, как результат причинной зависимости или “сотворение явлений сверхвременными субъектами”. Лопатин приходит к выводу, что основу материальных процессов во внешнем мире составляют сверхвременные субстанции, которые имеют как внешние материальные проявления, так и внутреннее психическое содержание, духовную сущность.
В основе творческих построений Л. М. Лопатина лежит антропология, философ рассматривает проблемы человеческой природы и человеческого бытия, раскрывает высокий уровень философской рефлексии о человеке. Стержневой идеей учения о человеке Лопатина является творческая сила духа, или возможность нравственного творчества. Свободное творчество раскрывается через убеждения, что “нравственные действия должны иметь мировое значение, простирающееся на всю вселенную”.2 Принципы этической системы Лопатина вошли в его антропологию.
Вопросам этики и антропологии посвящена специальная работа Лопатина “Теоретические основы сознательной нравственной жизни”, где автор подчеркивает творческую природу моральных действий, а нравственность рассматривает как внутреннее достоинство духовной личности. Лопатин размышляет над тем, что реальность зла в мире, бессилие добра превращают моральное творчество в пустую иллюзию. “Власть стихийных случайностей, бесплодные мучения живых существ, их бессмысленная гибель - вот что постоянно окружает нас”. Одновременно, “жизнь вселенной, насколько мы можем исследовать её, на всех стадиях представляет действительное, хотя и очень медленное и постепенное торжество внутреннего единства над хаотической разрозненностью, все утончающейся целесообразности над случайным бессмыслием.” Человек находится перед сложным выбором - осмыслить творческую, вдохновляющую силу этических движений при наличии торжествующего на земле зла. Для разрешения этических проблем необходима “реальность нравственного миропорядка”.
Философская система Лопатина вырастает из его антропологии, из его понимания человека через осмысленные нравственные действия. Лопатин приходит к выводу, что в результате творческой активности человек приближается к познанию тайны бытия, к познанию истины.
В антропологии Лопатина не раз рассматривается возможность нравственных переворотов, как великий коренной факт человеческой природы, заложенный в самой природе человеческого духа. Основную идею антропологии Лопатина составляет глубочайшее убеждение в субстанциональной природе человеческого духа и его учение о том, что свободная творческая деятельность “предшествует в бытии всякой необходимости”.
В антропологии Лопатин представляет свое учение о субстанциональной природе человеческого духа. Рассуждая о понятиях субстанции и явлений, Лопатин подчеркивает их относительность и делает вывод, что субстанция не трансцендентна, а имманентна своим явлениям – “мы имеем конкретную интуицию нашего духа”. С позиций персонализма, Лопатин утверждает субстанциальность и бессмертие души. Рассматривая творческую активность духа, Лопатин подчеркивает, что начинаясь в ощущении, она достигает своего высшего выражения в моральной сфере, с позиций персонализма, утверждает субстанциальность и бессмертие души. Отсюда антропология Лопатина “может быть охарактеризована как этический персонализм, ибо независимость, сила и творчество духа ярче всего открываются, по Лопатину, в моральном сознании и в возможности нравственного перелома”.1
В основе метафизики Лопатина лежит принцип неотрываемости, неотделимости “деятеля” от деятельности, бытия от его проявлений.
В соотнесении категорий материи и духа Лопатин признает онтологическую вторичность или производность всяких механических действий, обусловленность их предшествующим творческим процессом.
“В Боге, – пишет Лопатин, - заключены все вещи, но в своем довременном, идеальном единстве. Бог созерцает в себе все существующее..., как мир вечных идей.” Мир же “коренится в первичном порядке..., но он несоизмерим с ним..., это тот же самый мир первообразов, но в который вступило начало самости и исключительного самоутверждения - в котором поэтому все разделилось, распалось и раздвинулось”. Эти идеи близки выводам В. С. Соловьева, однако Лопатин не рассматривает идеи Софии, разработанной в философской системе Соловьева. В понимании соотношения Бога и мира Лопатин близок к позиции Соловьева именно в понимании человеком “верховного, целеположного знания в природе”.
Лопатин в своей философской концепции считал, что мир одушевлен и представляет совокупность сверхвременных, внутренне активных центров – живых монад. Каждая монада представляет единство субстанции и силы, субъекта и процесса.
Абсолютной причиной этих конечных динамических субстанций Лопатин признавал Бога. Бессмертная душа является источником и носителем человеческого сознания, причем она (бессмертная душа) является более богатой внутренней жизнью монадой, чем монады, составляющие окружающий мир.
В теории познания, по Лопатину, человек созерцает не объективную действительность, а лишь подобие, созданное духом. Мистифицируя причинность, Лопатин толковал её как свободное волеизлияние духа, созидающего явления. Выход из “безумного хаоса” жизни, как Соловьев и Франк, Лопатин видит лишь за пределами земного бытия.
Исходя из онтологических посылок, Лопатин находит творческую причинность в жизни космоса, причем признает очевидным, наряду с рациональным, в этом процессе наличие иррационального, сверхлогического элемента. Для Лопатина нравственное основание бытия - это внерациональная природа действия морального начала в мире. Высокая философская ценность творчества Лопатина раскрывается в его этическом персонализме, в его учении о человеке.