Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) – мыслитель, ученый, поэт. Вошел в историю как ученый-энциклопедист, оставивший глубокий след во всех областях знания своего времени. Петр I для Ломоносова всегда оставался идеалом просвещенного монарха, которому он посвятил свои поэмы. В науке Ломоносов занимался прежде всего вопросами естествознания, физикой, химией, его философские интересы ограничивались проблемами онтологии, учением о материи и движении. В теории познания Ломоносов признавал путь от простого к сложному, аналитическое изучение должно предшествовать знанию вещи, знанию ее причин. Ученый выдвигает идею диалектического единства моментов познания.

В работе “Древняя Российская история” Ломоносов описывает историю славянского народа до рождества Христова, утверждая особый тип государственности славян, сравнивая его с демократией античных полисов.

Ломоносов высоко ценил рационализм Декарта: “Славный и первый из новых философов Картезий осмелился Аристотелеву философию опровергнуть и учить по своему мнению и вымыслу. Мы, кроме других его забот, особливо за то благодарны, что тем ученых людей одобрил против Аристотеля, против себя самого и против прочих философов в правде спорить и тем самым открыл дорогу к вольному философствованию и к вящему наук приращению”.

В статье “Явление Венеры на Солнце” Ломоносов пишет: “Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие, в другой – Свою волю. Первые – видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благоговение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодохновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в оной книге сложения видимого мира сего физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной Книге пророки, апостолы и церковные учители. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и Богословия учитель, если он думает, что по Псалтире научиться можно Астрономии и Химии.

Толкователи и проповедники Священного Писания показывают путь к добродетели, представляют награждение праведным, наказание законопреступным и благополучие жития, с волею Божьею согласного. Астрономы открывают храм Божеской силы и великолепия, изыскивают способы и ко временному нашему блаженству соединенному с благоговением и благодарением ко Всевышнему. Обои обще удовлетворяют нас не только о бытии Божием, но и о несказанных к нам Его благодеяниях”.1

М. В. Ломоносов первый в России провел четкую параллель между рациональным научным познанием и откровением веры: “Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя, никогда между собою в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет”.

Размышляя о величие Божьем, Ломоносов написал стихи “Утреннее размышление о Божьем величии”, “Вечернее размышление о Божьем величии”, в которых восторгается силой и мудростью Творца.

В “Оде, выбранной из Иова” Ломоносов описывает состояние человека, который под звездным небом, перед чудесами мироздания забывает о земных тяготах, ощущает величие Вселенной, необъятную легкость и простор.

Сие, о смертный, рассуждая,

Представь Зиждителеву власть.

Святую Волю почитая,

Имей свою в терпенье часть.

Он все на пользу нашу строит,

Казнит кого или покоит.

В надежде тяготу сноси

И без роптания проси.

Будучи человеком религиозным, Ломоносов проводит идею мира между наукой и религией, отвергая стеснение одной сферы другой. Ему чужды и противны выпады французских писателей против религии, он с уважением относится к ученым, признающим бытие Божие (например, к Ньютону). Известна его формула: “Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято”. В этом признании “святости” свободного научного исследования обнаруживается автономия мысли как таковой, вне её связи с другими силами духа, то есть в этом признании появляется мотив секуляризованной мысли. В творчестве М. В. Ломоносова просматривается новая религиозно-философская позиция, в которой свобода мысли не мешает религиозному чувству, но оно уже по существу внецерковное.1

В философии М. В. Ломоносов отстаивал теорию двойственной истины, признавал наличие мира веры и мира знания, параллельно существующих и не противоречащих друг другу, подчеркивая, что природа и Библия в одинаковой мере говорят о могуществе Божества.

У Ломоносова мир веры и мир знаний, развиваясь во времени, детерминируют материалистическое мировоззрение, поэтому ученый рассуждает о материи: “Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность”. Ломоносов считает, что материя обусловливает “все, что происходит в телах”. Различая два вида материи – “собственную” и “постороннюю”, он пишет: “Материя собственная есть та, из которой состоит тело, а посторонней называется та, которая наполняет промежутки тела, не заполненные собственной материей”. Мир заполнен двумя видами материи и все изменения связаны с ее постоянным движением. Причем, считает ученый, все тела обладают “порами”, которые могут заполняться посторонней материей; происходит постоянное перемещение тел в пространстве, или движение материи. “Как все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте”.

Ломоносов считал, что существуют три формы движения: поступательное, вращательное, колебательное, причем материя в целом вечна и неуничтожима, всегда остается в пределах собственного наличного бытия. Ученый был уверен, что природа изначально сотворена, но действует на основании естественных законов.

В статье “Памяти М. В. Ломоносова”, написанной в 1865 году по случаю столетия его смерти, В. И. Вернадский пишет: “4 апреля 1765 года в Петербурге неожиданно скончался после непродолжительной болезни, в полном расцвете сил, в разгар научной и художественной работы писатель и ученый М. В. Ломоносов. Из его работ, написанных по латыни или стильным русским языком древнего мастера, перед нами открываются поразительные прозрения науки нашего времени”.

М. В. Ломоносов внес существенный вклад исследователя в такие направления знаний, как физика, химия, минералогия, геология, геофизика, физическая химия. Гений Ломоносова наиболее ярко проявился в области научных идей и научной методики. В книге “О слоях земных” Ломоносов рассматривает единство геологических процессов во времени, объясняя из настоящего прошлое Земли.

Исследования Ломоносова связаны с такими науками, как геофизика и физическая химия. Ему принадлежит первенство в открытии закона постоянства массы. “Вспоминая Ломоносова, нельзя не остановится еще на одной характерной черте его научной деятельности... Он все время стоял за приложение науки к жизни, он искал в науке сил для улучшения положения человечества... Стремясь к истине, он в то же время верил в гуманитарное, человеческое ее значение. Полный жизни и энергии, он сейчас же стремился воплотить эту свою веру в жизнь”.1

Интересно, что В. И. Вернадский в 1911 году пишет ряд статей о М. В. Ломоносове, в которых проводит мысль о его безграничной любви и верности русской жизни: “Ломоносов был плоть от плоти русского общества: его творческая мысль протекала – сознательно и бессознательно – бесчисленными путями в современную ему русскую жизнь”.2

В своих исследованиях М. В. Ломоносов впервые в истории мирового естествознания рассматривает проблему геологической роли жизни.

В. И. Вернадский писал, что М. В. Ломоносов посвятил свою жизнь не только изучению научных фактов, но и исследованию научных идей и научной методики. Намечая путь диалектики, Ломоносов пишет о согласованности явлений в органическом мире: “Нет на свете ни одной пылинки, которая бы только для себя одной бытие свое имела”.3

М. В. Ломоносов, будучи членом Академической канцелярии, вел неустанную борьбу за развитие науки в России. “Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случая, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий и распространению наук в отечестве. Что мне всего в жизни моей дороже”,1 – писал М. В. Ломоносов.

Ломоносов был уверен в перспективности освоения территории северных окраин России. По этому поводу великий ученый писал: “Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном”.2